РУССКИЕ — различия между версиями
1407 (обсуждение | вклад) |
1407 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Статья | {{Статья | ||
|содержание= | |содержание= | ||
− | '''РУССКИЕ''' (самоназв.), один из крупнейших народов мира (всего ок. 146 млн чел.), самый многочисл. народ РФ (115 млн чел., почти 80 % населения страны, по данным переписи 2002). Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской ветви индоевропейской языковой семьи (см. Русский язык в Сибири). Письменность сложилась в X–XII вв. на основе рус. алфавита, к-рый восходит к кириллице. Русский лит. язык начал складываться в XIV–XVI вв., окончательно оформился в XIX в. Русский яз. широко используется в кач-ве языка межнац. общения. Территория проживания Р. отличается сложной конфигурацией и многообразием природно-геогр. условий. В большинстве своем Р. компактно проживают в пределах своей исторически сложившейся этнич. территории в Вост. Европе и являются корен. населением Центр. России. Широко расселены в Сибири. | + | '''РУССКИЕ''' (самоназв.), один из крупнейших народов мира (всего ок. 146 млн чел.), самый многочисл. народ РФ (115 млн чел., почти 80 % населения страны, по данным переписи 2002). Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской ветви индоевропейской языковой семьи (см. [[РУССКИЙ ЯЗЫК|Русский язык в Сибири]]). Письменность сложилась в X–XII вв. на основе рус. алфавита, к-рый восходит к кириллице. Русский лит. язык начал складываться в XIV–XVI вв., окончательно оформился в XIX в. Русский яз. широко используется в кач-ве языка межнац. общения. Территория проживания Р. отличается сложной конфигурацией и многообразием природно-геогр. условий. В большинстве своем Р. компактно проживают в пределах своей исторически сложившейся этнич. территории в Вост. Европе и являются корен. населением Центр. России. Широко расселены в Сибири. |
Первые Р. проникали в Сибирь, гл. обр. в Югорию, еще в XII в. Однако начало заселения Сибири Р. было положено только во 2-й пол. XVI в., с походом Ермака. К 1622 население Сибири насчитывало, по эксперт. оценке, 196 тыс. душ обоего пола, из к-рых число пришлых, в осн. Р., составляло 23 тыс. чел. | Первые Р. проникали в Сибирь, гл. обр. в Югорию, еще в XII в. Однако начало заселения Сибири Р. было положено только во 2-й пол. XVI в., с походом Ермака. К 1622 население Сибири насчитывало, по эксперт. оценке, 196 тыс. душ обоего пола, из к-рых число пришлых, в осн. Р., составляло 23 тыс. чел. | ||
− | Числ. рус. населения по мере колонизации Сибири (см. Присоединение Сибири к России) быстро увеличивалась. Осн. источниками пополнения числ. Р. в Сибири являлись вольная колонизация аграрная, ссылка, переселение. В рус. этнич. среду вливались представители абориген. и др. народов. В 1697 в Сибири насчитывалось свыше 11 тыс. крест., преим. русских дворов с населением ок. 27 тыс. чел. муж. пола. Учитывая, что женщин в Сибири на ранних этапах заселения было меньше, чем мужчин, числ. всего рус. крест. населения за Уралом можно оценить приблизительно в 40 тыс. чел. К 1699–1701, по оценке Я.Е. Водарского, числ. крестьян в земледел. р-нах Сибири составляла уже 60 тыс. чел., а к 1719 достигла 180 тыс. чел. По мнению В.В. Покшишевского, к нач. XVIII в. (1709) числ. рус. населения Сибири достигла 229 тыс. чел. и, возможно, впервые сравнялась с числ. автохтон. народов. С этого момента, несмотря на этнич. многообразие, Сибирь является регионом, в населении к-рого преобладают Р. Числ. Р. на тер. Сибири, по данным I ревизии (1719–22), составляла 169 тыс. чел. (70 % населения), II ревизии (1744–45) – 198 тыс. (64,7 %). К кон. XVIII в., согласно сведениям, полученным в ходе V ревизии (1795–96), числ. Р. в регионе достигла почти 820 тыс. чел. (69 % от всего населения). | + | Числ. рус. населения по мере колонизации Сибири (см. [[ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ|Присоединение Сибири к России]]) быстро увеличивалась. Осн. источниками пополнения числ. Р. в Сибири являлись вольная колонизация аграрная, ссылка, переселение. В рус. этнич. среду вливались представители абориген. и др. народов. В 1697 в Сибири насчитывалось свыше 11 тыс. крест., преим. русских дворов с населением ок. 27 тыс. чел. муж. пола. Учитывая, что женщин в Сибири на ранних этапах заселения было меньше, чем мужчин, числ. всего рус. крест. населения за Уралом можно оценить приблизительно в 40 тыс. чел. К 1699–1701, по оценке Я.Е. Водарского, числ. крестьян в земледел. р-нах Сибири составляла уже 60 тыс. чел., а к 1719 достигла 180 тыс. чел. По мнению В.В. Покшишевского, к нач. XVIII в. (1709) числ. рус. населения Сибири достигла 229 тыс. чел. и, возможно, впервые сравнялась с числ. автохтон. народов. С этого момента, несмотря на этнич. многообразие, Сибирь является регионом, в населении к-рого преобладают Р. Числ. Р. на тер. Сибири, по данным I ревизии (1719–22), составляла 169 тыс. чел. (70 % населения), II ревизии (1744–45) – 198 тыс. (64,7 %). К кон. XVIII в., согласно сведениям, полученным в ходе V ревизии (1795–96), числ. Р. в регионе достигла почти 820 тыс. чел. (69 % от всего населения). |
В XVIII в. Р. осваивали юго-вост. часть Зап. Сибири, куда не только стягивались переселенцы из европ. части России, но и разворачивалась миграция крест. населения из сев.-зап. части региона. Наиболее интенсив. приток рус. населения в Сибирь происходил в 1760–80, причем в это время масса переселенцев энергично осваивала мало заселенные вост. и юж. р-ны. В то же время в сев. и тундровых р-нах происходило даже уменьшение рус. населения. В Тобольском у., наиболее заселенном в XVII в., рус. население за 1767–82 уменьшилось на 30 %, в Тюменском и Туринском выросло крайне незначительно, в Березовском за 1740–60 сократилось на четверть. В нач. XIX в. Р. в Зап. Сибири насчитывалось 1 560 тыс. чел., что составляло абс. большинство населения края. | В XVIII в. Р. осваивали юго-вост. часть Зап. Сибири, куда не только стягивались переселенцы из европ. части России, но и разворачивалась миграция крест. населения из сев.-зап. части региона. Наиболее интенсив. приток рус. населения в Сибирь происходил в 1760–80, причем в это время масса переселенцев энергично осваивала мало заселенные вост. и юж. р-ны. В то же время в сев. и тундровых р-нах происходило даже уменьшение рус. населения. В Тобольском у., наиболее заселенном в XVII в., рус. население за 1767–82 уменьшилось на 30 %, в Тюменском и Туринском выросло крайне незначительно, в Березовском за 1740–60 сократилось на четверть. В нач. XIX в. Р. в Зап. Сибири насчитывалось 1 560 тыс. чел., что составляло абс. большинство населения края. | ||
Строка 116: | Строка 116: | ||
<br> | <br> | ||
− | Дальнейший рост числ. Р. в Сибири был связан с миграц. притоком населения в вост. р-ны страны. Сдерживающим фактором увеличения числ. рус. населения явилось сокращение рождаемости и рост смертности, обусловленные индустриализацией, коллективизацией и голодом 1931–32 (см. Голод в Сибири). Однако осн. трендом демогр. развития, как и прежде, оставалось быстрое нарастание числ. Р. | + | Дальнейший рост числ. Р. в Сибири был связан с миграц. притоком населения в вост. р-ны страны. Сдерживающим фактором увеличения числ. рус. населения явилось сокращение рождаемости и рост смертности, обусловленные индустриализацией, коллективизацией и голодом 1931–32 (см. [[ГОЛОД|Голод в Сибири]]). Однако осн. трендом демогр. развития, как и прежде, оставалось быстрое нарастание числ. Р. |
Строка 195: | Строка 195: | ||
Перепись 1939 показала, что за Уралом проживало почти 14 млн представителей рус. народа. Из них 7,6 млн сосредоточивались в Зап. Сибири, 4,3 млн – в Вост. Сибири и почти 2 млн – на Д. Востоке. Уд. вес Р. в населении вост. р-нов СССР составлял 82 %. Самая значит. доля Р. была характерна для Зап. Сибири, особенно для Новосибирской обл. (89 %). Высокая прослойка Р. в населении в 1939 была зафиксирована в Читинской обл. и Красноярском кр. (свыше 86 %). | Перепись 1939 показала, что за Уралом проживало почти 14 млн представителей рус. народа. Из них 7,6 млн сосредоточивались в Зап. Сибири, 4,3 млн – в Вост. Сибири и почти 2 млн – на Д. Востоке. Уд. вес Р. в населении вост. р-нов СССР составлял 82 %. Самая значит. доля Р. была характерна для Зап. Сибири, особенно для Новосибирской обл. (89 %). Высокая прослойка Р. в населении в 1939 была зафиксирована в Читинской обл. и Красноярском кр. (свыше 86 %). | ||
− | Определить динамику числ. Р. в годы Великой Отечественной войны не представляется возможным из-за отсутствия стат. материалов о нац. составе населения Сибири и Д. Востока. Однако на основании данных о числ. населения Сибири в 1941–45 (см. Население) можно предположить, что числ. Р. в эти годы существенно уменьшилась. Осн. источниками сокращения явились мобилизации в армию, гибель людей в воен. действиях, а также отрицат. показатели естеств. прироста. | + | Определить динамику числ. Р. в годы Великой Отечественной войны не представляется возможным из-за отсутствия стат. материалов о нац. составе населения Сибири и Д. Востока. Однако на основании данных о числ. населения Сибири в 1941–45 (см. [[СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ|Население]]) можно предположить, что числ. Р. в эти годы существенно уменьшилась. Осн. источниками сокращения явились мобилизации в армию, гибель людей в воен. действиях, а также отрицат. показатели естеств. прироста. |
Завершение Великой Отечественной войны, компенсаторная волна рождаемости, сокращение смертности, приток мигрантов в вост. р-ны страны в связи с их форсир. пром. и аграр. освоением оказали позитив. воздействие на динамику числ. рус. народа. Хотя в послевоен. годы практически все народы России приняли участие в заселении и освоении вост. р-нов страны, население Сибири и Д. Востока преим. увеличивалось за счет Р. | Завершение Великой Отечественной войны, компенсаторная волна рождаемости, сокращение смертности, приток мигрантов в вост. р-ны страны в связи с их форсир. пром. и аграр. освоением оказали позитив. воздействие на динамику числ. рус. народа. Хотя в послевоен. годы практически все народы России приняли участие в заселении и освоении вост. р-нов страны, население Сибири и Д. Востока преим. увеличивалось за счет Р. | ||
Строка 346: | Строка 346: | ||
<td align="center">579,9</td> | <td align="center">579,9</td> | ||
</tr> | </tr> | ||
− | |||
</table> | </table> | ||
+ | <br> | ||
+ | Как свидетельствуют переписи населения послевоен. лет, числ. Р. особенно быстро увеличивалась в тех регионах Сибири и Д. Востока, к-рые развивали сырьевые и энергодобыв. отрасли экономики. В Тюменской обл., где создавался нефтегаз. комплекс, числ. Р. за 1959–89 выросла более чем в 2,5 раза. Удвоилось кол-во рус. населения в Якутии, Магаданской и Камчатской обл. Быстрыми темпами нарастала числ. Р. в Хабаровском и Приморском кр., в Иркутской обл., а также в Бурятии и Туве. В 1959 доля Р. в населении Сибири и | ||
+ | Д. Востока, вкл. Курганскую обл., составляла 83,2 %, в 1970 и 1979 – 85,0 %, в 1989 – 83,6 %. | ||
+ | |||
+ | После распада СССР и втягивания России в мощный демогр. кризис ситуация изменилась в сторону ухудшения. Темпы роста числ. Р. резко сократились вследствие явно неблагоприят. воспроизводств. процессов: падения рождаемости и увеличения смертности. Приток рус. населения из стран ближнего зарубежья был не в состоянии компенсировать негатив. тенденции. | ||
+ | |||
+ | По переписи 2002 в Сибирском федеральном окр. проживало 17 530,9 тыс. Р. (87,4 % от всего населения). Рус. население Респ. Алтай составляло 116,5 тыс. чел. (57,4 %), Респ. Бурятия – 665,5 тыс. (67,8 %), Респ. Тыва – 61,4 тыс. (20,0 %), Респ. Хакасия – 438,4 тыс. (80,3 %), Алтайского кр. – 2 398,1 тыс. (92,0 %), Красноярского кр. – 2 638,3 тыс. (88,9 %), Иркутской обл. – | ||
+ | 2 320,5 тыс. (89,9 %), Кемеровской обл. – 2 664,8 тыс. (91,9 %), Новосибирской обл. – 2 504,1 тыс. (93,0 %), Омской обл. – 1 735,5 тыс. (83,5 %), Томской обл. – | ||
+ | 950,2 тыс. (90,8), Читинской обл. – 1 037,5 тыс. чел. (89,8 %). В Дальневосточном федеральном окр. проживало 5 470,8 тыс. Р. (81,7 %), в т. ч. в Респ. Саха (Якутия) – 390,7 тыс. чел. (41,2 %), в Приморском кр. – | ||
+ | 1 861,8 тыс. (89,9 %), в Хабаровском кр. – 1 290,3 тыс. (89,8 %), в Амурской обл. – 831,0 тыс. (92,0 %), в Камчатской обл. – 290,1 тыс. (80,9 %), в Магаданской обл. – 146,5 тыс. (80,2 %), в Сахалинской обл. – 460,8 тыс. (84,3 %), в Еврейской АО – 171,7 тыс. (89,9 %), в Чукотском авт. окр. – 27,9 тыс. чел. (51,9 %). В Тюменской обл. перепись зафиксировала 2 336,5 тыс. Р. (71,6 %), в Курганской обл. – 932,6 (81,5 %). В вышеперечисл. регионах в целом доля Р. составляла 84,6 %. | ||
+ | |||
+ | В ходе заселения Сибири под воздействием природно-геогр., соц.-экон. и др. факторов, а также контактов с мест. населением или ассимиляции иноэтничных групп формировались локал. группы Р. (этнотерриториальные, этносоциальные, конфессиональные). Карту их расселения на нач. ХХ в. составили в 1979 Г.Н. Озерова и Т.М. Петрова. В рус. населении выделялись 2 большие группы: старожилов, заселявших и осваивавших Сибирь в XVII – 1-й пол. XIX в., называвшихся на большей части территории чалдонами (см. [[СИБИРЯКИ|Сибиряки]]), и переселенцев, появившихся в регионе позднее и образовывавших тер.-этногр. группы мигрантов, связанных местом выхода на сиб. территорию. В старожильч. селениях выделялись края, называвшиеся «Российский», «Расея», «Тамбовский», «Рязанский» и др. Группы старожилов смешанного происхождения в нач. ХХ в. сохранялись на севере и сев.-востоке Сибири, в Якутии, Забайкалье. На Таймыре проживали затундренные крестьяне; на Камчатке – камчадалы, на Колыме и Камчатке – потомки гижигинцев (выходцы из зап. и вост. сиб. губерний, смешавшиеся с якутянами и новокрещеными коряками); по р. Колыма – 2 большие группы колымчан: нижне- и среднеколымские, потомки рус. старожилов, вступавших в брачные связи с юкагирами; на берегах Ср. Анадыря – марковцы/марковчане (по назв. с. Марково); в Якутии (в пос. Русское Устье) – русско-устьинцы (полярненские), или индигирцы/индигирщики – потомки рус. поморов-мореходов (обособленная группа рус. крестьян и мещан, занимавшихся охотничье-промысл. хоз-вом на берегах Ср. Анадыря и сохранивших рус. яз. и культуру, несмотря на брачные связи с юкагирами, эвенами, эвенками и якутами); по р. Лене – якутяне, представлявшие население бывших ямщицких селений; в устье Колымы в пос. Походск – походчане (походские); в низовьях Енисея – усть-енисейцы (сельдюки); в бассейне Ангары – ангарцы. В Бурятии в результате смешения казаков с бурятами и тунгусами появились гураны и карымы. Ряд локал. культурно-ист. групп сложного этнич. состава, в основе своей русского, представляют казаки (см. [[КАЗАЧЕСТВО АЗИАТСКОЙ РОССИИ|Казачество Азиатской России]]). | ||
+ | |||
+ | На тер. Сибири проживали представители различ. согласий поповского (см. [[ПОПОВЦЫ в Сибири|Поповцы в Сибири]]) и беспоповского (см. [[БЕСПОПОВЦЫ В СИБИРИ|Беспоповцы в Сибири]]) направлений старообрядчества. С 1830-х гг. в Сибири начинают организовываться единоверческие приходы (см. [[ЕДИНОВЕРИЕ|Единоверие в Сибири]]). Согласие староверов-часовенных (софонтиевцев), одно из наиболее значительных, после 1840 перешло к беспоповской практике (см. [[ЧАСОВЕННЫЕ Сибири|Часовенные Сибири]]). Группа старообрядч. населения Сибири, организовавшая в 1760-е гг. поселения в Алтайских горах по р. Бухтарме, носит наим. «бухтарминцы», или «каменщики» (см. [[БУХТАРМИНЦЫ|Бухтарминцы]]). По Манифесту 14 дек. 1762 старообрядцы, жившие в Польше, были насильственно переселены на Алтай и в Забайкалье. Переселенцы прибыли в Сибирь после 1764. В этом потоке были представители согласий поповского и беспоповского направлений. За ними закрепилось назв. «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Вост. Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье – «семейскими» (см. [[СЕМЕЙСКИЕ|Семейские]]). В Сибири распространено также наименование старообрядцев «кержаками», к-рое происходит от названия места расположения старообрядч. центра в Керженских лесах Нижегородской губ. | ||
+ | |||
+ | В ходе заселения сиб. территории Р. адаптировались к условиям различ. природно-ландшафт. зон. Принесенная рус. крест-вом земледел. культура, выработанная веками, получила дальнейшее развитие (см. [[СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО|Сельское хозяйство]]). Использовались формы общинного землепользования и самоупр-ния (см. [[ОБЩИНА КРЕСТЬЯНСКАЯ|Община крестьянская]]). Вспомогат. роль играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, различ. ремесла. С появлением переселенцев началось бурное развитие промыслов. Вместе с тем, в ряде регионов базовая культурно-хоз. модель, сочетавшая земледелие (выращивание зерновых, овощных и техн. культур), скотоводство (разведение круп. и мелк. рог. скота, лошадей, свиней, домаш. птиц), промыслы (кузнечный, столярный, бондарный, пимокатный и др.) существенно трансформировалась. В условиях Кр. Севера ее воспроизведение оказалось невозможным. Рус. поселенцы вынуждены были перейти к хоз. методам корен. населения. Регион. особенностью являлось ездовое собаководство (на Кр. Севере) и мараловодство на юге. В результате хоз. освоения Р. Сибири ее степ. и лесостеп. зоны стали р-нами земледелия и жив-ва, северные – промысл. зоной (охота, рыболовство), а горные – р-нами горных промыслов (руда, минералы, соль, уголь). | ||
+ | |||
+ | Рус. семья (см. [[СЕМЬЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ|Семья крестьянская]]) отличалась патриархальностью, многодетностью, сложным межпоколенным составом. С кон. XIX в. начинает превалировать малая нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. Характерными для Р. Сибири являются браки с людьми разных национальностей. В 1950–70-е гг. в отд. регионах Зап. Сибири межэтнич. браки составляли от 38 до 73 %, в 2000 – ок. 20 %. | ||
+ | |||
+ | Для рус. населения Сибири характерна вариативность традиц.-быт. культуры, обусловленная ист., полит., соц.-экон., природно-геогр., этнич. и др. факторами. | ||
+ | |||
+ | Осн. носителем рус. традиц. форм культуры жизнеобеспечения (поселения и жилища, одежда и обувь, пища и утварь) являлось крест-во (см. [[КРЕСТЬЯНСКАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА|Культура материальная крестьянская]]). Духов. культура Р. в Сибири базировалась на системе ценностей, связанных с опорой на традиции и заветы предков, уважением и соблюдением обрядов, восприимчивостью к достижениям иноэтничных культур, обеспечивающей чувство надежности, позволяющей успешно ориентироваться в социокультур. сфере жизнедеят-ти. Рус. крест. изобразит. искусство Сибири развивалось в русле нац. худ. культуры, было полноправным ее вариантом, способствовало обогащению ее новыми элементами. | ||
+ | |||
+ | Важную роль в развитии культуры играл и играет фольклор (см. [[РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР|Русский фольклор]]). В совр. условиях самым массовым и жизнеспособным жанром рус. фольклора является внеобрядовая лирич. песня. Рус. песни отличались синхрон. функционированием 2 разносторонних фольклорно-этногр. пластов: старожильческого (северорусского) и новопоселенческого (западнорусского, интегрированного с белорусским). Активно бытует и продолжает развиваться частушка, распространены различ. пословицы, поговорки и анекдоты. Из актив. бытования практически вышел традиц. обряд. фольклор. К кон. ХХ в. частично сохранились лишь рождеств. колядки, масленичные протяжные песни и благопожелания, отд. свадеб. песни и похорон. причеты. В 1950–60-е гг. на гуляньях исполнялись различ. танцы (барыня, вальс, кадриль, коробочка, краковяк, лявониха, подгорная, падеспань, полечка, полька-бабочка, танго, твист, фокстрот, цыганочка). Традиц. танцевальная культура к кон. ХХ в. почти полностью исчезла, предпочтение народ. танцу отдавало лишь старшее поколение. Образцы традиц. рус. песенного, музык. и танцевального фольклора воспроизводятся в осн. участниками дет. и взрослых коллективов. | ||
+ | |||
+ | В проведении обряд. действий обычно принимают участие не только члены одной семьи, но и родственники, друзья, знакомые, соседи, товарищи по учебе, коллеги по работе. Широкий круг участников семейных обрядов обусловливает их опред. устойчивость и преемственность. В традиц. рус. обрядовый свадеб. комплекс входили сватовство, сговор, девичник, баня, свадьба, послесвадеб. обряды. Совр. свадеб. обряд рус. населения отличается значит. вариативностью. Предсвадеб. сватовство со сватами, метафорич. приговорами постепенно трансформируется в семейный совет, на к-ром решаются все осн. вопросы будущей свадьбы. | ||
+ | |||
+ | Самым распространенным намогильным сооружением у Р. является деревян. крест. Со 2-й пол. ХХ в. наблюдается последующая замена крестов разнообразными надгробиями из металла, мрамор. крошки или плит. Обязат. поминал. тризна совершается сразу после захоронения, а также на 9-й и 40-й дни после смерти (нек-рые отмечают и 20-й), на полгода и год. Осн. днями для поминовения усопших являются Радуница и Троица. После возобновления деят-ти церквей возродилась традиция ставить свечки «за упокой души». | ||
+ | |||
+ | Самым любимым праздником для Р. является Новый год. К сер. декабря начинается стр-во снеж. и ледовых городков, деревян., желез. и снеж. горок. В летней обрядности наиболее стойко сохраняются традиции Троицы и Ивана Купалы. Совр. обрядность рус. населения отличается как значит. разнообразием, так и унификацией отд. ритуал. действий. Религ.-магич. и символич. элементы праздников и обрядов постепенно утрачиваются, а игровые и развлекат. функции усиливаются. | ||
+ | |||
+ | По религ. принадлежности Р. Сибири в подавляющем большинстве являются правосл. христианами (в т. ч. старообрядцами), встречаются протестанты различ. деноминаций, а в последние десятилетия – приверженцы неорелигий. Несмотря на то, что большинство совр. Р. считают себя православными, их религ. сознание представляется довольно аморфным: «И верю, и не верю», «Не верующий и не атеист» и т. д. Лишь ок. 10 % Р. регулярно ходят в церковь, причащаются, исповедуются, соблюдают религ. посты, отмечают религ. праздники, знают и выполняют осн. церк. каноны. До наст. вр. в быту сохраняются отголоски языч. божеств – домовых, русалок, леших и др., частично – вера в магию. Осн. часть бытующих заговоров составляют лечебные, а также бытовые, любовные, социальные и др. В кач-ве оберегов по-прежнему используются крестики, иконки, молитвы, булавки (иголки), подковки, мак и др. | ||
+ | |||
+ | Среди гл. факторов, детерминирующих этносоц. процессы в разных регионах страны, в т. ч. и у рус. населения Сибири, можно выделить общие тенденции мирового развития, экон. и нац. политику гос-ва, особенности регион. этнокультур. массива и протекающих здесь миграц. процессов, ист. опыт этнокультур. взаимодействий. Урбанизация и стандартизация быта наибольшее влияние оказали на процессы, протекающие в сфере матер. культуры. Основу развития совр. духов. культуры составляет синтез фольклор. и проф. культур. Частич. разрушение механизма межпоколенной трансмиссии, увеличение роли технически опосредованных контактов приводят к усилению позиций проф. культуры. Из семейных обрядов наиболее консервативными оказались обряды похоронно-поминал. цикла (сохранение запретов и примет, связанных с покойником, традиц. сроки похорон и поминок, приготовление опред. блюд и др.). В свадеб. обрядности сохраняются: выкуп невесты, благословение молодых, свадеб. каравай, осыпание зерном и др. В наименьшей степени сохранились обряды родильно-крестил. цикла, что во мн. обусловлено исчезновением главного их действующего лица – повитухи. К кон. ХХ в. вновь восстанавливаются забытые мн. понятия «крестных» отцов и матерей, к-рых называют также «л¸льками». | ||
+ | |||
+ | Совр. рус. населении Сибири отличается довольно высокой гетерогенностью, обусловленной спецификой заселения и расселения, разнообразными соц.-экон., природно-геогр., этнокультур. и др. факторами. Его самосознание характеризуется многоуровневостью, усилением религ. (православные) и регион. (сибиряки) самосознания, самоидентификацией новых и старых соц. категорий (казаки, «кулаки», дворяне, фермеры и др.). Культура представляет собой сложный многогранный феномен с многослойными напластованиями и синкретизмом различ. традиций, широким диапазоном диалектов, фольклора, обрядов, форм культуры, актив. межэтнич. связями. Характерно исчезновение одних и сохранение других (полностью или частично) традиц. форм матер. и духов. культуры, трансформация и адаптация их к изменяющимся условиям обществ. быта, появление и включение новых и заимствованных элементов. В нач. XXI в. доминирующим является процесс этнокультур. консолидации и выработки общесиб. форм традиц.-быт. культуры. | ||
|литература= | |литература= | ||
+ | Лит.: Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение. Новосибирск, 1965; Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII – начале XIX в. Омск, 1973; Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979; Этнография русского крестьянства Сибири. XVII – середина XIX в. М., 1981; Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. Новосибирск, 1985; Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989; Люцидарская А.А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII – начало XVIII в. Новосибирск, 1992; Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995; Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в.: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995; Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае. XVIII – начало ХХ века. М., 1996; Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских кресть- | ||
+ | ян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997; Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998; Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: традиции и современность // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999; Она же. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ в. Омск, 2004; Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX–ХХ в.). Омск, 2002; Традиционная культура русских Западной Сибири XIX–XX вв. Очерки истории и быта. Омск, 2003; Русские. М., 2003; Вахтин Н.Б., Головко Е.В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири. М., 2004; Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. Новосибирск, 2004; Русский этнос Сибири в ХХ веке. Новосибирск, 2004; Русский народный праздник. Омск, 2005; Шелегина О.Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири в XVIII – начале XX века. Новосибирск, 2005; Аргудяева Ю.В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России. Владивосток, 2006; Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX–XX вв. | ||
+ | Новосибирск, 2006; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007; Гончаров Ю.М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Барнаул; Тобольск, 2008; Мамсик Т.С. | ||
+ | Из истории адаптивных этнокультурных трансформаций на раннем этапе освоения Сибири // Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах: опыт освоения Азиатской России: Матер. всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2008. | ||
|автор= | |автор= | ||
+ | М.А. Жигунова, В.А. Исупов, О.Н. Шелегина | ||
}} | }} |
Текущая версия на 01:08, 23 января 2013
РУССКИЕ (самоназв.), один из крупнейших народов мира (всего ок. 146 млн чел.), самый многочисл. народ РФ (115 млн чел., почти 80 % населения страны, по данным переписи 2002). Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской ветви индоевропейской языковой семьи (см. Русский язык в Сибири). Письменность сложилась в X–XII вв. на основе рус. алфавита, к-рый восходит к кириллице. Русский лит. язык начал складываться в XIV–XVI вв., окончательно оформился в XIX в. Русский яз. широко используется в кач-ве языка межнац. общения. Территория проживания Р. отличается сложной конфигурацией и многообразием природно-геогр. условий. В большинстве своем Р. компактно проживают в пределах своей исторически сложившейся этнич. территории в Вост. Европе и являются корен. населением Центр. России. Широко расселены в Сибири.
Первые Р. проникали в Сибирь, гл. обр. в Югорию, еще в XII в. Однако начало заселения Сибири Р. было положено только во 2-й пол. XVI в., с походом Ермака. К 1622 население Сибири насчитывало, по эксперт. оценке, 196 тыс. душ обоего пола, из к-рых число пришлых, в осн. Р., составляло 23 тыс. чел.
Числ. рус. населения по мере колонизации Сибири (см. Присоединение Сибири к России) быстро увеличивалась. Осн. источниками пополнения числ. Р. в Сибири являлись вольная колонизация аграрная, ссылка, переселение. В рус. этнич. среду вливались представители абориген. и др. народов. В 1697 в Сибири насчитывалось свыше 11 тыс. крест., преим. русских дворов с населением ок. 27 тыс. чел. муж. пола. Учитывая, что женщин в Сибири на ранних этапах заселения было меньше, чем мужчин, числ. всего рус. крест. населения за Уралом можно оценить приблизительно в 40 тыс. чел. К 1699–1701, по оценке Я.Е. Водарского, числ. крестьян в земледел. р-нах Сибири составляла уже 60 тыс. чел., а к 1719 достигла 180 тыс. чел. По мнению В.В. Покшишевского, к нач. XVIII в. (1709) числ. рус. населения Сибири достигла 229 тыс. чел. и, возможно, впервые сравнялась с числ. автохтон. народов. С этого момента, несмотря на этнич. многообразие, Сибирь является регионом, в населении к-рого преобладают Р. Числ. Р. на тер. Сибири, по данным I ревизии (1719–22), составляла 169 тыс. чел. (70 % населения), II ревизии (1744–45) – 198 тыс. (64,7 %). К кон. XVIII в., согласно сведениям, полученным в ходе V ревизии (1795–96), числ. Р. в регионе достигла почти 820 тыс. чел. (69 % от всего населения).
В XVIII в. Р. осваивали юго-вост. часть Зап. Сибири, куда не только стягивались переселенцы из европ. части России, но и разворачивалась миграция крест. населения из сев.-зап. части региона. Наиболее интенсив. приток рус. населения в Сибирь происходил в 1760–80, причем в это время масса переселенцев энергично осваивала мало заселенные вост. и юж. р-ны. В то же время в сев. и тундровых р-нах происходило даже уменьшение рус. населения. В Тобольском у., наиболее заселенном в XVII в., рус. население за 1767–82 уменьшилось на 30 %, в Тюменском и Туринском выросло крайне незначительно, в Березовском за 1740–60 сократилось на четверть. В нач. XIX в. Р. в Зап. Сибири насчитывалось 1 560 тыс. чел., что составляло абс. большинство населения края.
Перепись 1897 не регистрировала нац. состав населения Сибири. Она фиксировала только лиц, считающих родным языком русский, и их конфес. принадлежность. Наиболее точными, хотя и неск. завышающими числ. рус. населения, можно считать сведения о родном языке. На основе этих данных можно судить о числ. Р. в Сибири (табл. 1.)
Таблица 1
Численность и уд. вес русского населения Сибири по переписи 1897
Губерния (область) | Всего наличного населения (тыс. чел.) |
Численность русских (тыс. чел.) |
Удельный вес русских в населении (%) |
Акмолинская обл. | 682,6 | 174,3 | 25,5 |
Енисейская губ. | 570,2 | 473,2 | 82,9 |
Иркутская губ. | 514,3 | 376,0 | 73,1 |
Забайкальская обл. | 672,0 | 437,5 | 65,1 |
Тобольская губ. | 1433,0 | 1270,2 | 88,6 |
Томская губ. | 1927,7 | 1658,7 | 86,0 |
Якутская обл. | 269,9 | 30,5 | 11,2 |
Всего по Сибири | 6069,7 | 4419,7 | 72,8 |
Дальнейший быстрый рост числ. Р. в Сибири связан с организованным переселением крестьян, к-рое приобрело особенно широкие масштабы в ходе Столыпинской аграрной реформы. За 1896–1906 в Сибирь переселилось 1,1 млн чел., в 1906–14 – 3,0 млн чел., или в 2,7 раза больше. В итоге в нач. ХХ в. в Сибири проживало ок. 8 млн чел., из них не менее 6 млн Р. (75 %). Зона преимущественного сосредоточения Р. приобрела форму клина с широким основанием на западе (Обь, Иртыш) и сужающегося к востоку.
Первая мировая и Гражданская войны вызвали регрес. тенденции в динамике населения. Р. вместе со всеми др. народами, населявшими Сибирь, пережили демогр. кризис и понесли самые большие потери, оказавшись в эпицентре воен.-полит. событий. Темпы роста числ. рус. населения замедлились. Однако даже приблизит. оценка потерь Р. в период Первой мировой и Гражданской войн невозможна из-за полного отсутствия стат. данных. Перелом данной тенденции произошел только после 1922 в связи с кардинал. сдвигами во внутр. политике большевист. пр-ва. Введение новой экономической политики стабилизировало не только экономику, но и демогр. подсистему об-ва. Рождаемость стала быстро увеличиваться, смертность неск. сократилась, а приток населения из европ. части страны усилился. По данным Всесоюзной переписи 1926, в Сибирском, Дальневосточном кр., Бурят-Монгольской и Якутской АССР проживало 11,3 млн чел., из к-рых 8,2 млн чел. относили себя к Р. (табл. 2). Доля Р. среди населения вост. округов Уральской обл. (Ишимского, Курганского, Тобольского, Тюменского и Шадринского) составляла 93,6 % (2,2 млн чел.).
Таблица 2
Численность и уд. вес русского населения Сибири и Д. Востока по данным переписи 1926*
Регион | Все население (тыс. чел.) |
Численность русских (тыс. чел.) |
Уд. вес русских в населении ( %) |
Сибирский край | 8681,2 | 6767,9 | 78,0 |
Бурят-Монгольская АССР | 489,6 | 258,8 | 52,9 |
Якутская АССР | 285,5 | 30,2 | 10,5 |
Дальневосточный край | 1881,0 | 1174,9 | 62,5 |
* С учетом иностранных граждан.
Дальнейший рост числ. Р. в Сибири был связан с миграц. притоком населения в вост. р-ны страны. Сдерживающим фактором увеличения числ. рус. населения явилось сокращение рождаемости и рост смертности, обусловленные индустриализацией, коллективизацией и голодом 1931–32 (см. Голод в Сибири). Однако осн. трендом демогр. развития, как и прежде, оставалось быстрое нарастание числ. Р.
Таблица 3
Численность и уд. вес русского населения Сибири и Д. Востока* по данным переписи 1939
Регион | Все население (тыс. чел.) |
Численность русских (тыс. чел.) |
Уд. вес русских в населении ( %) |
Алтайский кр. в т.ч. Ойротская АО |
2498,6 162,2 |
2139,6 114,2 |
85,6 70,4 |
Новосибирская обл. | 4050,3 | 3590,7 | 88,7 |
Омская обл. | 2378,4 | 1889,9 | 79,5 |
Красноярский кр. в т. ч. Хакасская АО |
1960,5 272,7 |
1688,2 205,3 |
86,1 75,2 |
Иркутская обл. | 1304,0 | 1097,4 | 84,2 |
Читинская обл. | 1158,6 | 1005,2 | 86,8 |
Бурят-Монгольская АССР | 545,8 | 393,0 | 72,1 |
Якутская АССР | 413,2 | 146,7 | 35,5 |
Приморский кр. В т. ч. Уссурийская обл. |
906,8 488,9 |
676,9 295,7 |
74,7 67,4 |
Хабаровский кр. В т. ч. Амурская обл. Камчатская обл. Нижне-Амурская обл. Сахалинская обл. Еврейская АО |
1459,7 448,3 132,8 98,5 99,9 108,9 |
1096,0 340,7 93,9 77,0 82,8 75,1 |
75,1 76,0 70,7 78,2 82,9 68,9 |
* По административно-территориальному устройству 1939.
Перепись 1939 показала, что за Уралом проживало почти 14 млн представителей рус. народа. Из них 7,6 млн сосредоточивались в Зап. Сибири, 4,3 млн – в Вост. Сибири и почти 2 млн – на Д. Востоке. Уд. вес Р. в населении вост. р-нов СССР составлял 82 %. Самая значит. доля Р. была характерна для Зап. Сибири, особенно для Новосибирской обл. (89 %). Высокая прослойка Р. в населении в 1939 была зафиксирована в Читинской обл. и Красноярском кр. (свыше 86 %).
Определить динамику числ. Р. в годы Великой Отечественной войны не представляется возможным из-за отсутствия стат. материалов о нац. составе населения Сибири и Д. Востока. Однако на основании данных о числ. населения Сибири в 1941–45 (см. Население) можно предположить, что числ. Р. в эти годы существенно уменьшилась. Осн. источниками сокращения явились мобилизации в армию, гибель людей в воен. действиях, а также отрицат. показатели естеств. прироста.
Завершение Великой Отечественной войны, компенсаторная волна рождаемости, сокращение смертности, приток мигрантов в вост. р-ны страны в связи с их форсир. пром. и аграр. освоением оказали позитив. воздействие на динамику числ. рус. народа. Хотя в послевоен. годы практически все народы России приняли участие в заселении и освоении вост. р-нов страны, население Сибири и Д. Востока преим. увеличивалось за счет Р.
Таблица 4
Численность русского населения Сибири и Д. Востока по данным переписей населения, тыс. чел.
Регион | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
Алтайский кр. | 2302,0 | 2335,5 | 2361,0 | 2469,7 |
Кемеровская обл. | 2386,5 | 2596,5 | 2670,3 | 2870,1 |
Новосибирская обл. | 2056,9 | 2286,6 | 2407,2 | 2556,9 |
Омская обл. | 1273,7 | 1458,5 | 1571,1 | 1720,4 |
Томская обл. | 643,7 | 702,6 | 772,2 | 883,8 |
Тюменская обл. | 894,0 | 1141,1 | 1492,5 | 2248,3 |
Курганская обл. | 925,5 | 995,9 | 991,4 | 1008,4 |
Красноярский кр. | 2205,4 | 2560,3 | 2780,3 | 3111,0 |
Иркутская обл. | 1661,8 | 2019,0 | 2252,1 | 2499,5 |
Читинская обл. | 940,2 | 1026,1 | 1103,6 | 1216,3 |
Бурятская АССР | 502,6 | 597,0 | 647,8 | 726,2 |
Тувинская АССР | 68,9 | 88,4 | 96,8 | 98,8 |
Якутская АССР | 215,3 | 314,3 | 429,6 | 550,3 |
Приморский кр. | 1120,7 | 1472,3 | 1721,6 | 1960,6 |
Хабаровский кр. | 932,3 | 1150,0 | 1350,9 | 1559,0 |
Амурская обл. | 630,1 | 721,4 | 831,1 | 912,0 |
Камчатская обл. | 176,1 | 238,6 | 317,8 | 382,4 |
Магаданская обл. | 166,8 | 267,4 | 357,7 | 402,8 |
Сахалинская обл. | 504,7 | 495,2 | 540,6 | 579,9 |
Как свидетельствуют переписи населения послевоен. лет, числ. Р. особенно быстро увеличивалась в тех регионах Сибири и Д. Востока, к-рые развивали сырьевые и энергодобыв. отрасли экономики. В Тюменской обл., где создавался нефтегаз. комплекс, числ. Р. за 1959–89 выросла более чем в 2,5 раза. Удвоилось кол-во рус. населения в Якутии, Магаданской и Камчатской обл. Быстрыми темпами нарастала числ. Р. в Хабаровском и Приморском кр., в Иркутской обл., а также в Бурятии и Туве. В 1959 доля Р. в населении Сибири и
Д. Востока, вкл. Курганскую обл., составляла 83,2 %, в 1970 и 1979 – 85,0 %, в 1989 – 83,6 %.
После распада СССР и втягивания России в мощный демогр. кризис ситуация изменилась в сторону ухудшения. Темпы роста числ. Р. резко сократились вследствие явно неблагоприят. воспроизводств. процессов: падения рождаемости и увеличения смертности. Приток рус. населения из стран ближнего зарубежья был не в состоянии компенсировать негатив. тенденции.
По переписи 2002 в Сибирском федеральном окр. проживало 17 530,9 тыс. Р. (87,4 % от всего населения). Рус. население Респ. Алтай составляло 116,5 тыс. чел. (57,4 %), Респ. Бурятия – 665,5 тыс. (67,8 %), Респ. Тыва – 61,4 тыс. (20,0 %), Респ. Хакасия – 438,4 тыс. (80,3 %), Алтайского кр. – 2 398,1 тыс. (92,0 %), Красноярского кр. – 2 638,3 тыс. (88,9 %), Иркутской обл. – 2 320,5 тыс. (89,9 %), Кемеровской обл. – 2 664,8 тыс. (91,9 %), Новосибирской обл. – 2 504,1 тыс. (93,0 %), Омской обл. – 1 735,5 тыс. (83,5 %), Томской обл. – 950,2 тыс. (90,8), Читинской обл. – 1 037,5 тыс. чел. (89,8 %). В Дальневосточном федеральном окр. проживало 5 470,8 тыс. Р. (81,7 %), в т. ч. в Респ. Саха (Якутия) – 390,7 тыс. чел. (41,2 %), в Приморском кр. – 1 861,8 тыс. (89,9 %), в Хабаровском кр. – 1 290,3 тыс. (89,8 %), в Амурской обл. – 831,0 тыс. (92,0 %), в Камчатской обл. – 290,1 тыс. (80,9 %), в Магаданской обл. – 146,5 тыс. (80,2 %), в Сахалинской обл. – 460,8 тыс. (84,3 %), в Еврейской АО – 171,7 тыс. (89,9 %), в Чукотском авт. окр. – 27,9 тыс. чел. (51,9 %). В Тюменской обл. перепись зафиксировала 2 336,5 тыс. Р. (71,6 %), в Курганской обл. – 932,6 (81,5 %). В вышеперечисл. регионах в целом доля Р. составляла 84,6 %.
В ходе заселения Сибири под воздействием природно-геогр., соц.-экон. и др. факторов, а также контактов с мест. населением или ассимиляции иноэтничных групп формировались локал. группы Р. (этнотерриториальные, этносоциальные, конфессиональные). Карту их расселения на нач. ХХ в. составили в 1979 Г.Н. Озерова и Т.М. Петрова. В рус. населении выделялись 2 большие группы: старожилов, заселявших и осваивавших Сибирь в XVII – 1-й пол. XIX в., называвшихся на большей части территории чалдонами (см. Сибиряки), и переселенцев, появившихся в регионе позднее и образовывавших тер.-этногр. группы мигрантов, связанных местом выхода на сиб. территорию. В старожильч. селениях выделялись края, называвшиеся «Российский», «Расея», «Тамбовский», «Рязанский» и др. Группы старожилов смешанного происхождения в нач. ХХ в. сохранялись на севере и сев.-востоке Сибири, в Якутии, Забайкалье. На Таймыре проживали затундренные крестьяне; на Камчатке – камчадалы, на Колыме и Камчатке – потомки гижигинцев (выходцы из зап. и вост. сиб. губерний, смешавшиеся с якутянами и новокрещеными коряками); по р. Колыма – 2 большие группы колымчан: нижне- и среднеколымские, потомки рус. старожилов, вступавших в брачные связи с юкагирами; на берегах Ср. Анадыря – марковцы/марковчане (по назв. с. Марково); в Якутии (в пос. Русское Устье) – русско-устьинцы (полярненские), или индигирцы/индигирщики – потомки рус. поморов-мореходов (обособленная группа рус. крестьян и мещан, занимавшихся охотничье-промысл. хоз-вом на берегах Ср. Анадыря и сохранивших рус. яз. и культуру, несмотря на брачные связи с юкагирами, эвенами, эвенками и якутами); по р. Лене – якутяне, представлявшие население бывших ямщицких селений; в устье Колымы в пос. Походск – походчане (походские); в низовьях Енисея – усть-енисейцы (сельдюки); в бассейне Ангары – ангарцы. В Бурятии в результате смешения казаков с бурятами и тунгусами появились гураны и карымы. Ряд локал. культурно-ист. групп сложного этнич. состава, в основе своей русского, представляют казаки (см. Казачество Азиатской России).
На тер. Сибири проживали представители различ. согласий поповского (см. Поповцы в Сибири) и беспоповского (см. Беспоповцы в Сибири) направлений старообрядчества. С 1830-х гг. в Сибири начинают организовываться единоверческие приходы (см. Единоверие в Сибири). Согласие староверов-часовенных (софонтиевцев), одно из наиболее значительных, после 1840 перешло к беспоповской практике (см. Часовенные Сибири). Группа старообрядч. населения Сибири, организовавшая в 1760-е гг. поселения в Алтайских горах по р. Бухтарме, носит наим. «бухтарминцы», или «каменщики» (см. Бухтарминцы). По Манифесту 14 дек. 1762 старообрядцы, жившие в Польше, были насильственно переселены на Алтай и в Забайкалье. Переселенцы прибыли в Сибирь после 1764. В этом потоке были представители согласий поповского и беспоповского направлений. За ними закрепилось назв. «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Вост. Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье – «семейскими» (см. Семейские). В Сибири распространено также наименование старообрядцев «кержаками», к-рое происходит от названия места расположения старообрядч. центра в Керженских лесах Нижегородской губ.
В ходе заселения сиб. территории Р. адаптировались к условиям различ. природно-ландшафт. зон. Принесенная рус. крест-вом земледел. культура, выработанная веками, получила дальнейшее развитие (см. Сельское хозяйство). Использовались формы общинного землепользования и самоупр-ния (см. Община крестьянская). Вспомогат. роль играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, различ. ремесла. С появлением переселенцев началось бурное развитие промыслов. Вместе с тем, в ряде регионов базовая культурно-хоз. модель, сочетавшая земледелие (выращивание зерновых, овощных и техн. культур), скотоводство (разведение круп. и мелк. рог. скота, лошадей, свиней, домаш. птиц), промыслы (кузнечный, столярный, бондарный, пимокатный и др.) существенно трансформировалась. В условиях Кр. Севера ее воспроизведение оказалось невозможным. Рус. поселенцы вынуждены были перейти к хоз. методам корен. населения. Регион. особенностью являлось ездовое собаководство (на Кр. Севере) и мараловодство на юге. В результате хоз. освоения Р. Сибири ее степ. и лесостеп. зоны стали р-нами земледелия и жив-ва, северные – промысл. зоной (охота, рыболовство), а горные – р-нами горных промыслов (руда, минералы, соль, уголь).
Рус. семья (см. Семья крестьянская) отличалась патриархальностью, многодетностью, сложным межпоколенным составом. С кон. XIX в. начинает превалировать малая нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. Характерными для Р. Сибири являются браки с людьми разных национальностей. В 1950–70-е гг. в отд. регионах Зап. Сибири межэтнич. браки составляли от 38 до 73 %, в 2000 – ок. 20 %.
Для рус. населения Сибири характерна вариативность традиц.-быт. культуры, обусловленная ист., полит., соц.-экон., природно-геогр., этнич. и др. факторами.
Осн. носителем рус. традиц. форм культуры жизнеобеспечения (поселения и жилища, одежда и обувь, пища и утварь) являлось крест-во (см. Культура материальная крестьянская). Духов. культура Р. в Сибири базировалась на системе ценностей, связанных с опорой на традиции и заветы предков, уважением и соблюдением обрядов, восприимчивостью к достижениям иноэтничных культур, обеспечивающей чувство надежности, позволяющей успешно ориентироваться в социокультур. сфере жизнедеят-ти. Рус. крест. изобразит. искусство Сибири развивалось в русле нац. худ. культуры, было полноправным ее вариантом, способствовало обогащению ее новыми элементами.
Важную роль в развитии культуры играл и играет фольклор (см. Русский фольклор). В совр. условиях самым массовым и жизнеспособным жанром рус. фольклора является внеобрядовая лирич. песня. Рус. песни отличались синхрон. функционированием 2 разносторонних фольклорно-этногр. пластов: старожильческого (северорусского) и новопоселенческого (западнорусского, интегрированного с белорусским). Активно бытует и продолжает развиваться частушка, распространены различ. пословицы, поговорки и анекдоты. Из актив. бытования практически вышел традиц. обряд. фольклор. К кон. ХХ в. частично сохранились лишь рождеств. колядки, масленичные протяжные песни и благопожелания, отд. свадеб. песни и похорон. причеты. В 1950–60-е гг. на гуляньях исполнялись различ. танцы (барыня, вальс, кадриль, коробочка, краковяк, лявониха, подгорная, падеспань, полечка, полька-бабочка, танго, твист, фокстрот, цыганочка). Традиц. танцевальная культура к кон. ХХ в. почти полностью исчезла, предпочтение народ. танцу отдавало лишь старшее поколение. Образцы традиц. рус. песенного, музык. и танцевального фольклора воспроизводятся в осн. участниками дет. и взрослых коллективов.
В проведении обряд. действий обычно принимают участие не только члены одной семьи, но и родственники, друзья, знакомые, соседи, товарищи по учебе, коллеги по работе. Широкий круг участников семейных обрядов обусловливает их опред. устойчивость и преемственность. В традиц. рус. обрядовый свадеб. комплекс входили сватовство, сговор, девичник, баня, свадьба, послесвадеб. обряды. Совр. свадеб. обряд рус. населения отличается значит. вариативностью. Предсвадеб. сватовство со сватами, метафорич. приговорами постепенно трансформируется в семейный совет, на к-ром решаются все осн. вопросы будущей свадьбы.
Самым распространенным намогильным сооружением у Р. является деревян. крест. Со 2-й пол. ХХ в. наблюдается последующая замена крестов разнообразными надгробиями из металла, мрамор. крошки или плит. Обязат. поминал. тризна совершается сразу после захоронения, а также на 9-й и 40-й дни после смерти (нек-рые отмечают и 20-й), на полгода и год. Осн. днями для поминовения усопших являются Радуница и Троица. После возобновления деят-ти церквей возродилась традиция ставить свечки «за упокой души».
Самым любимым праздником для Р. является Новый год. К сер. декабря начинается стр-во снеж. и ледовых городков, деревян., желез. и снеж. горок. В летней обрядности наиболее стойко сохраняются традиции Троицы и Ивана Купалы. Совр. обрядность рус. населения отличается как значит. разнообразием, так и унификацией отд. ритуал. действий. Религ.-магич. и символич. элементы праздников и обрядов постепенно утрачиваются, а игровые и развлекат. функции усиливаются.
По религ. принадлежности Р. Сибири в подавляющем большинстве являются правосл. христианами (в т. ч. старообрядцами), встречаются протестанты различ. деноминаций, а в последние десятилетия – приверженцы неорелигий. Несмотря на то, что большинство совр. Р. считают себя православными, их религ. сознание представляется довольно аморфным: «И верю, и не верю», «Не верующий и не атеист» и т. д. Лишь ок. 10 % Р. регулярно ходят в церковь, причащаются, исповедуются, соблюдают религ. посты, отмечают религ. праздники, знают и выполняют осн. церк. каноны. До наст. вр. в быту сохраняются отголоски языч. божеств – домовых, русалок, леших и др., частично – вера в магию. Осн. часть бытующих заговоров составляют лечебные, а также бытовые, любовные, социальные и др. В кач-ве оберегов по-прежнему используются крестики, иконки, молитвы, булавки (иголки), подковки, мак и др.
Среди гл. факторов, детерминирующих этносоц. процессы в разных регионах страны, в т. ч. и у рус. населения Сибири, можно выделить общие тенденции мирового развития, экон. и нац. политику гос-ва, особенности регион. этнокультур. массива и протекающих здесь миграц. процессов, ист. опыт этнокультур. взаимодействий. Урбанизация и стандартизация быта наибольшее влияние оказали на процессы, протекающие в сфере матер. культуры. Основу развития совр. духов. культуры составляет синтез фольклор. и проф. культур. Частич. разрушение механизма межпоколенной трансмиссии, увеличение роли технически опосредованных контактов приводят к усилению позиций проф. культуры. Из семейных обрядов наиболее консервативными оказались обряды похоронно-поминал. цикла (сохранение запретов и примет, связанных с покойником, традиц. сроки похорон и поминок, приготовление опред. блюд и др.). В свадеб. обрядности сохраняются: выкуп невесты, благословение молодых, свадеб. каравай, осыпание зерном и др. В наименьшей степени сохранились обряды родильно-крестил. цикла, что во мн. обусловлено исчезновением главного их действующего лица – повитухи. К кон. ХХ в. вновь восстанавливаются забытые мн. понятия «крестных» отцов и матерей, к-рых называют также «л¸льками».
Совр. рус. населении Сибири отличается довольно высокой гетерогенностью, обусловленной спецификой заселения и расселения, разнообразными соц.-экон., природно-геогр., этнокультур. и др. факторами. Его самосознание характеризуется многоуровневостью, усилением религ. (православные) и регион. (сибиряки) самосознания, самоидентификацией новых и старых соц. категорий (казаки, «кулаки», дворяне, фермеры и др.). Культура представляет собой сложный многогранный феномен с многослойными напластованиями и синкретизмом различ. традиций, широким диапазоном диалектов, фольклора, обрядов, форм культуры, актив. межэтнич. связями. Характерно исчезновение одних и сохранение других (полностью или частично) традиц. форм матер. и духов. культуры, трансформация и адаптация их к изменяющимся условиям обществ. быта, появление и включение новых и заимствованных элементов. В нач. XXI в. доминирующим является процесс этнокультур. консолидации и выработки общесиб. форм традиц.-быт. культуры.
Лит.: Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение. Новосибирск, 1965; Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII – начале XIX в. Омск, 1973; Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979; Этнография русского крестьянства Сибири. XVII – середина XIX в. М., 1981; Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. Новосибирск, 1985; Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989; Люцидарская А.А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII – начало XVIII в. Новосибирск, 1992; Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995; Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в.: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995; Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае. XVIII – начало ХХ века. М., 1996; Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских кресть- ян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997; Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998; Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: традиции и современность // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999; Она же. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ в. Омск, 2004; Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX–ХХ в.). Омск, 2002; Традиционная культура русских Западной Сибири XIX–XX вв. Очерки истории и быта. Омск, 2003; Русские. М., 2003; Вахтин Н.Б., Головко Е.В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири. М., 2004; Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. Новосибирск, 2004; Русский этнос Сибири в ХХ веке. Новосибирск, 2004; Русский народный праздник. Омск, 2005; Шелегина О.Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири в XVIII – начале XX века. Новосибирск, 2005; Аргудяева Ю.В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России. Владивосток, 2006; Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX–XX вв. Новосибирск, 2006; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007; Гончаров Ю.М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Барнаул; Тобольск, 2008; Мамсик Т.С. Из истории адаптивных этнокультурных трансформаций на раннем этапе освоения Сибири // Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах: опыт освоения Азиатской России: Матер. всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2008.
М.А. Жигунова, В.А. Исупов, О.Н. Шелегина