БУХТАРМИНЦЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУХТАРМИНЦЫ, рус. старообряд. население Алтайских гор по Бухтарме, правому притоку Иртыша, и соседним горным долинам. В XVIII в. сюда «в Камень», в места, не контролируемые гос. администрацией, бежали крестьяне, мастеровые, солдаты, ссыльные, стремясь уйти от подушной подати (для старообрядцев – удвоенной), рекрутчины, тяжкой подневольной работы в рудниках и на заводах. В подавляющем большинстве своем это были выходцы из Туринского и Тобольско-Тюменского с.-х. регионов, из деревень Приобского и Чумышско-Кузнецкого регионов, в первую очередь – приписанных к Колывано-Воскресенским (Алтайским) з-дам. В этнич. плане ведущую роль среди бухтарминцев, как и вообще среди старожилов-сибиряков, играли носители вост.-славян., преим. русской, культуры; вместе с тем здесь нередко встречались и обрусевшие потомки пермских и обских угрофиннов.

Воен. отряды, направлявшиеся в 1760-х гг. и позднее из Усть-Каменной и Бухтарминской крепостей в глубь Рудного Алтая для поимки бежавших в горы, искали и уничтожали избушки беглецов, а их обитателей арестовывали. Однако постепенно число беглецов в труднодоступ. лесах долины Бухтармы, по склонам Листвяжьего хр., Холзуна, а затем в Уймонской долине и на Катуни увеличивалось; у них возникло общинное самоупр-ние.

Общины «каменщиков»-Б. имели конфессион. хар-р. Побег в глухие необжитые места традиционно связан в Сибири со старообрядчеством. Старообряд. общины Урала и Сибири оказывали значит., вполне реальную помощь беглецам, предоставляя им убежище, снабжая продовольствием и т. д. Такая поддержка закономерно приводила мн. беглецов в староверие. Сеть тайных старообряд. укрытий для уходящих все дальше на восток и юг недавних крепостных, мастеровых, солдат существовала в XVIII и XIX вв. на Урале и в Сибири; со 2-й трети XVIII в. у староверов находили своеобразные описания тайных маршрутов в Сибирь с указанием таких убежищ (прообраз «Путешественника» Марка Топозерского XIX в., где излагался путь в сказочное Беловодье). Б. принадлежали к разным старообряд. согласиям – поморскому, часовенному и др.

Возникновение на Бухтарме постоян. поселений относится к 1760-м – нач. 1770-х гг. Попытки дополнить лес. промыслы скромным на первых порах хлебопашеством начались рано; уже в 1760-х гг. здесь существовала пашня, но посевы было трудно скрыть от воен. команд. Среди первых насельников края можно обнаружить обитателей неск. маленьких старообряд. скитов. Авторитет. старцы создавали элементар. механизмы взаимопомощи, распоряжаясь скудными на первых порах общими запасами хлеба, а затем играли видную роль в сложившейся общине «каменщиков». Община эта жила по законам самоуправления, важные вопросы решались на сходах дворохозяев, где слово стариков было особенно веским. Здесь же рассматривались взаимные споры и уголов. дела. Высш. мерой наказания было изгнание с Бухтармы: виновного привязывали к плоту и спускали вниз по этой горной реке. Иные выживали.

Еще до возникновения у «каменщиков» постоян. устойчивого земледелия они сумели организовать тайную, но достаточно прибыльную торговлю продукцией лес. промыслов с казах. и ташкент. купцами. Жители постепенно богатевших поселений Б. все более остро ощущали крайнюю невыгодность своего нелегального положения. Во 2-й пол. 1780-х гг. сторонники легализации оказались в меньшинстве и даже подвергались наказанию. В 1790 начались переговоры об условиях принятия «каменщиков» назад в рус. подданство, под упр-ние администрации империи. Указами 1791 и 1792 Екатерина II объявила «каменщикам» прощение за побег и даровала ряд важных льгот им и их потомкам, разрешив жить в «изысканных ими местах», вместо всех налогов платить только легкий ясак по образцу «ясашных иноверческих народов», пользоваться свободой от рекрут. повинности и свободой старообряд. вероисповедания. Эти льготы, как и трудолюбие Б., способствовали быстрому процветанию долин Бухтармы и Уймона.

Сравнительно долгое существование вольной общины «каменщиков» и серьезные уступки при их «прощении» привели к неск. безуспешным попыткам др. беглецов добиться подобных уступок, а также к широкому распространению среди крестьян Сибири и Европ. России слухов о легендар. стране крест. счастья – Беловодье. В длившихся весь XIX в. и 1-е годы века ХХ многочисл. попытках поиска этой легендар. страны принимали самое актив. участие и староверы из многолюд. фамилий Б., в т. ч. упоминаемые в списках «каменщиков», воспользовавшихся благами указов 1791–92.

Льготы, объявленные указами Екатерины II, просуществовали вплоть до 1878. К этому времени Бухтарма и Уймон прочно числились среди наиболее зажиточных рос. волостей, а Уймонская долина стала житницей всего Гор. Алтая. Неск. позднее именно здесь появилась заметная прослойка богатых фермеров-старообрядцев, к-рые в круп. масштабах вели высокотоварное с. х. Такая ферма могла насчитывать десяток тысяч голов круп. рог. скота, а алт. масло в нач. ХХ в. появилось на рынках Франции и Бельгии. Вместе с тем здесь сохранялись мн. традиц. черты рус. народ. быта, архитектуры, одежды, что сделало эти места ценными для этнографов.

В Гражданскую войну мн. алт. земледельцы, недовольные аграр. политикой режима А.В. Колчака, вступали в красные партизан. отряды. Но затем сов. политика сплошной коллективизации заставила их опять взяться за оружие, и в результате поселения неск. алт. долин подверглись страшному разгрому. Одновр. были объявлены вне закона религ. общины Б. и уймонцев; их богатые часовни разорялись, древние книги и иконы сжигались.

Такому уничтожению подверглось тогда и большое книжное собрание часовенных Уймона. Лишь неск. древних книг из него спасено с опасностью для жизни староверами. Книги эти числятся среди наиболее ценных находок новосиб. археографов.

Лит.: [Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П.]. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930; Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Чистов К.В. Русская народная утопия. СПб., 2003.

Н.Н. Покровский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты