ШКОЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ШКОЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, осн. тип учеб. заведений, призванных дать учащимся общее образование, т. е. совокупность общезначимых нравств. и культур. ориентировоч. знаний, умений и навыков, достаточных для осознан. и продуктив. участия человека в жизни об-ва. Структура Ш. о., ее осн. характеристики, содержание образования определяются уровнем развития об-ва и стоящими перед ним задачами. В России Ш. о. как самостоят. обществ. институт выделяется в нач. XVIII в., до этого задачи общего образования решались гл. обр. посредством домаш. воспитания. До 1917 существовали 2 типа Ш. о. – светские и духов., преподавание на нац. языках допускалось только в нач. школе. Существовавшее в дорев. России разделение Ш. о. на нач., неполную ср. и ср. и регулирование доступа к ним различ. соц. групп являлось одним из инструментов соц. стратификации об-ва, поддержания его сослов. структуры.

Появление 1-х нач. общеобразоват. учреждений связано с реформами Петра I, в соотв. с к-рыми прохождение дворян. службы и даже вступление в брак дворян. детей допускались лишь после обучения грамоте. Открытые в 1714–15 цифирные школы для детей дворян и приказных вскоре были преобразованы во всесослов. (искл. крестьян). В Сибири в 1730–50-х гг. получили распространение нач. школы с доп. проф. специализацией: гарнизонные (для обучения солдат. детей), горнозаводские, языковые, навигацкие, госпитальные. Актив. освоение рудных месторождений Верх. Приобья сопровождалось открытием во 2-й пол. XVIII в. горнозавод. школ при Алтайском и Кузнецком з-дах, к кон. столетия здесь действовали 10 горнозавод. и 2 гарнизон. школы, в к-рых обучались дети мастеровых и солдат. Подоб. заведения действовали на Нерчинских кабинетских землях. В соотв. с предписанием духов. регламента почти одновр. с открытием 1-х светских школ в 1720-х гг. открылись школы при архиерейских домах, преобразованные в 1730-х гг. в духов. семинарии. Первая церк. школа в Сибири была организована в 1703 при дворе митрополита Сибирского и Тобольского Филофея.

По личной инициативе Екатерины II в кон. XVIII в. сделана попытка создания в России всесослов. (искл. крепостных крестьян) Ш. о. 2 ступеней. Утвержденный императрицей в 1786 устав «О народных училищах», составленный по проекту спец. приглашенного в Россию из Австрии серба Ф.И. Янковича де Мириево, не только предполагал открытие главных (в губ. городах) и малых (в уезд. городах) народ. училищ, но и формулировал близкую современной концепцию общего образования. Впервые целью обучения объявлялась не подготовка к исполнению нек-рых проф. обязанностей, а воспитание и образование гражданина. Изменилось содержание образования: в училищах обучали грамоте и арифметике, христианскому закону и основам светского обществознания, религ., всеобщей и рус. истории, естеств.-геогр. дисциплинам, в кач-ве факультатива предлагалось изучение иностр. яз. В 1789 в Тобольске, Барнауле и Иркутске начали действовать гл. народ. училища, обучение в к-рых длилось 4 года. В 1789–97 в Тюмени, Туринске, Красноярске, Верхнеудинске, Кузнецке, Томске, Нарыме, Енисейске открылись малые народ. училища с 2-летним сроком обучения. В них учились в осн. дети военных, купцов, мещан и чиновников. Однако часть училищ, в т. ч. главное училище в Барнауле, вскоре закрылась. В 1803 в Сибири в 7 народ. училищах обучалось 193 ученика, тогда как в 1790 только в Тобольском училище – 165 чел. Сходная ситуация сложилась и в др. регионах страны, поскольку училища финансировались за счет весьма скромного бюджета приказов обществ. призрения и добровол. отчислений гор. об-в и частн. пожертвований. Большинство родителей отрицат. относилось к школам, числ. учащихся в них ежегодно сокращалась, поэтому об-ва отказывались содержать училища. Преподаватели гл. народ. училищ, как правило, направлялись из С.-Петербурга; в малых училищах Сибири работали выпускники Тобольской духов. семинарии и окончившие курс гл. училищ. Мат. обеспечение сиб. учителей оставалось невысоким, а соц. статус – низким.

В 1804 принят новый устав учеб. заведений, учреждавший 3 типа общеобразоват. учеб. заведений: приход., уезд. и губ. училища или гимназии. Первоначально между ними существовала преемственность: курс обучения в училище более высокой ступени не повторял программы предыдущего. Однако устав 1828 разорвал преемственность, что позволило пр-ву разделить обучение детей разных сословий и определить специфику каждого типа школ в соотв. с их преобладающей соц. наполняемостью. Приход. училища предназначались для обучения детей крестьян, мещан и ремесленников, уезд. – детей купцов, обер-офицеров и дворян, гимназии – детей дворян.

В приход. школах обучали грамоте и счету, преподавались Закон Божий и церк. пение. Первые приход. школы открылись в Иркутске (1806), Верхнеудинске (1806), Таре (1811), Тюмени (1811) и Тобольске (1816). Немаловажную роль в деят-ти училищ играла РПЦ. По указу Синода 1839, в 1840–60-х гг. открылись церк.-приход. школы духов. ведомства, они располагались гл. обр. в сел. местности. Кроме того, в сел. местности действовали приход. школы Мин-ва гос. имуществ; с 1815 на тер. Сибирского, Забайкальского, Якутского, Амурского, Уссурийского казачьих войск начали действовать казачьи школы.

В Сибири преобразование народ. училищ в гимназии и уезд. училища затянулось: в Иркутске гимназия открылась в 1806, в Тобольске – в 1811, в Томске – в 1838. В 1855 в 3 сиб. гимназиях обучалось 482 чел.

Преемственность различ. ступеней образования была восстановлена в результате реформы 1864. В 1-й пол. 1870-х гг. в осн. завершилось складывание системы, просуществовавшей до 1917. Ученик, освоивший программу нач. обучения, имел право продолжить обучение в ср. школе, а из нее поступить в вуз. Такова принц. схема, к-рая воплощалась в разветвленной системе образоват. учреждений, разных по назв. и по ведомств. принадлежности.

Крупнейшим организатором образования в стране выступало Мин-во народ. просвещения (МНП). В деревне действовали его 1- и 2-классные училища с 3- и 5-летним курсом обучения («народные училища»). Финансировались они отчасти гос-вом, а в осн. – мест. самоуправлением и частн. лицами (в Европ. России также земствами). В 1-классных училищах обязательно преподавались Закон Божий, русский яз. с чистописанием, арифметика; в 2-классных, кроме того, история, география, естествоведение, церк. пение и черчение.

В городе, помимо нач. училищ, действовали городские, являвшиеся формой неполного ср. образования. Преимущественно 3-классные, с 6-летним курсом обучения, реже – 3- и 4-летние (с 1912 такие гор. училища преобразовывались в высш. нач. училища с 4-летним обучением. Успешно прошедшие курс первых 4 лет гор. училища могли поступать без экзамена в 1-й класс гимназий и реальных училищ.

Ср. образование имело 2 осн. звена – классич. гимназии (муж. и жен.) и реальные училища (только муж.). По содержанию обучения к жен. гимназиям МНП приближались гимназии и ин-ты благород. девиц ведомства имп. Марии. Курс обучения в муж. гимназии составлял 8 лет, в жен. – 7. Программа имела гуманит. специфику и включала: Закон Божий, рус., церковнослав., лат., греч., нем., фр. языки, филос. пропедевтику, законоведение, математику, физику, историю, географию, природоведение, рисование, чистописание. Гимназич. образование давало юношам право поступления в университет. Неполный гимназич. курс предлагался ученикам прогимназий (муж. и жен.) со сроком обучения 4 либо 6 лет.

Реальные училища предназначались для тех, кто собирался заняться коммерцией либо поступить в техн. вуз. «Реалисты» учились 7 лет. Им предлагался лишь 1 иностр. яз., зато уделялось больше внимания точным и естеств. наукам. В 5-м и 6-м классах допускалось открытие коммерч. отд-ний, где увеличивалось число часов на изучение иностр. языков и вводилось письмоводство и книговодство (бухгалт. учет).

В 1913 в Западно-Сибирском учебном окр., Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах к ведению МНП относилось 4 510 сел. нач. училищ, 456 гор. нач. училищ, 89 высш. нач. и гор. училищ, 17 муж. и 40 жен. гимназий, а также 10 жен. прогимназий и 17 реальных училищ.

Независимо от министер. образоват. системы действовали церк.-приход. школы ведомства Свят. Синода – 1-классные с 3-летним и 2-классные с 4-летним курсом обучения. Их программа обучения сходна с нач. училищами МНП. Под упр-нием Синода также действовали школы грамотности с 2-летним курсом обучения, не имевшие статуса полноценного нач. учеб. заведения. В целом по империи охват детей 8–11 лет всеми видами школ в 1914 составлял 30 %. Грамотность сиб. населения, по переписи 1897, составляла 12,3 %, по стране в целом – 21,1 %.

Окт. революция корен. обр. изменила обществ. устройство страны. В 1920–30-е гг. реорганизация и развитие системы общего образования как одной из наиболее значимых структур об-ва происходили в соотв. с задачами модернизации страны, предполагавшей преодоление культур. отсталости, и специфич. идеол. приоритетами власти, ориентированными на «воспитание нового человека». Поэтому в разнообраз. реформах образоват. системы тех лет противоречивым образом сочетались назревшие, исторически обусловленные новшества и разного рода волюнтарист. меры.

Для формирования сов. системы общего образования основополагающими были Декрет СНК о передаче всех учеб. заведений в ведение Наркомата просвещения (11 дек. 1917) и «Декларация о единой трудовой школе» (16 окт. 1918). Последняя предусматривала упразднение дорев. разделения школ и училищ и создание единой трудовой школы I (с 8 до 13 лет) и II (с 13 до 17 лет) ступени, обучение в к-рых было обязательным для всех детей и подростков. Однако реализация данного проекта осложнялась экон., полит. и культур. ситуацией в стране.

В первые годы после Гражданской войны воздействие на состояние школы определялось «материальным кризисом культуры». Ситуация начала меняться с 1923 по мере восстановления экономики. Возросла доля расходов на народ. образование в мест. бюджетах. Привлекались и средства самого населения, для чего проводились различ. кампании, создавались ден. фонды на постройку и оборудование школ. Помощь оказывали также ячейки добровол. об-ва «Друг детей», созданного в мае 1924. Упрочение мат. базы дало возможность начать подготовку к введению с 1930–32 всеобщего нач. образования. Для этого требовалось открыть в теч. 5 лет (1927–31) только в Сибирском кр. св. 7 тыс. школ. За 1927–29 в Сибири, по сравнению с 1922/23, кол-во школ увеличилось более чем в 2 раза, на Д. Востоке – в 2,5 раза. Числ. учащихся возросла на 135 и 188 % соотв.

Во 2-й пол. 1920-х гг. учит. кадры готовили 18 пед. техникумов и пед. фак-ты Иркутского и Дальневосточного ун-тов. За 1925–28 числ. преподавателей общеобразоват. школ в Сибирском кр. выросла в 1,7 раза и достигла 17 532 чел. На Д. Востоке в это время работало 5 993 учителя. К 1928 ок. двух третей работников просвещения трудилось на селе, в 1925 там их было менее половины. В 1927/28 учителя с высш. и ср. образованием составляли 76,6 %, заработ. плата учителей Сибири выросла по сравнению с 1924/25 почти в 2 раза.

В сер. 1920-х гг. кардинал. перестройке подверглись содержание и методика школ. обучения. В 1923 Гос. ученый совет (ГУС) утвердил новые программы, построенные на осн. «комплексного» метода. Они предполагали изучение не отд. предметов, а знакомство с окружающей действительностью по схеме: природа и человек–труд–общество. В ходе изучения этих широких комплекс. тем с помощью «исследовательских приемов» учащиеся должны были постигать содержание конкрет. дисциплин. Эти программы оказались слишком сложными, поэтому Сибирский отдел народ. образования (СибОНО) выпустил спец. сб. «Сибирский вариант программ ГУСа» и книгу И. Смирнова «Как работать в деревенской школе по комплексным программам ГУСа». С учетом преим. аграр. хар-ра региона, большое внимание уделялось изучению в школах «научных основ ведения сельского хозяйства». Устраивались выставки ученич. работ по с. х.; школы принимали участие в праздновании Дня урожая и Дня леса. Лучшие школы, не ограничиваясь работой на школ. уч-ках, проводили опыты и наблюдения непосредственно в крест. хоз-вах. Балыкинская школа (Бийский окр.) за работу по улучшению жив-ва и борьбе с неграмотностью в 1928 на конкурсе школ завоевала 1-е место в Сибири. Одна из приоритет. задач общего образования в 1920–30-е гг. – полит. воспитание учащихся – осуществлялась в т. ч. посредством деят-ти дет. и юнош. полит. орг-ций (пионерской, комсомольской). В 1927 г. в Сибири было 2 997 пионер. отрядов, в к-рых насчитывалось 130 тыс. пионеров.

В 1920-е гг. развернулось издание регион. учеб.-метод. лит. В 1923 вышел 1-й учебник – «Букварь для детей» Н. Дмитриева и Н. Осмоловского, учебники и учеб. пособия «Мы в школе» Н. Венгрова и Н. Осмоловского, «Наш край» Н. Баумана и Г. Вайсберга, «Наша сила – советы» Г. Пупышева, «Сибирская новь» и др. выдержали неск. изданий. Сиб. учебники для школ I ступени получили положит. оценку ГУС и Н.К. Крупской. Учеб. лит. была обеспечена почти половина учащихся нач. школ. С 1923 СибОНО начал издание «Сибирского педагогического журнала» (с 1926 – «Просвещение Сибири») – одного из лучших в стране в то время. На Д. Востоке в разное время выходили журналы «Вопросы просвещения на Дальнем Востоке», «На культурном фронте», газ. «Просвещение на Дальнем Востоке».

Ряд инициатив сиб. педагогов получил широкий резонанс. Учительница А.М. Топорова в с. Журавлиха Косихинского р-на на Алтае в коммуне «Майское утро» организовала, помимо отличной школы, кружки, 2 оркестра, систематич. чтение и обсуждение худ. произведений. Записи образных, ярких суждений журавлихин. коммунаров о лит. были изданы в 1930 в виде книги «Крестьяне о писателях», горячо одобренной М. Горьким, Р. Ролланом и др. деятелями культуры. Сыном одного из учеников А.М. Топоровой стал космонавт Г.С. Титов.

Наряду с успехами в развитии Ш. о. в регионе в 1920-е гг. проявились отрицат. тенденции, связанные с неоднознач. последствиями введения «комплексного метода» и экспериментов по соединению обучения с производ. трудом: уменьшилось значение систематич. освоения учащимися основ наук. В 1931 комплекс. метод отменен, школы вновь перешли к традиц. предметному методу обучения. Осн. проблемой оставалась нехватка школ. В Сибири в нач. школах обучалось лишь 62 % детей. Это было меньше, чем в ср. по РСФСР, где обеспеченность школами уже в 1926/27 составляла 74,4 %. На Д. Востоке нач. школу посещало более 83 % детей, но здесь, как и в Сибирском кр., общедоступным нач. обучение являлось только в городах и большинстве раб. р-нов.

Пост. СНК РСФСР от 31 авг. 1925 всеобщее нач. обучение намечалось ввести на всей тер. республики в 1933/34. Однако ускорение соц.-экон. модернизации страны потребовало соотв. корректировки этих планов. Благодаря росту школ. сети в предшествующий период в первый учеб. год 1-й пятилетки (1928/29) за парты смогли сесть св. 67 % всех детей Сибирского кр. В этом учеб. году стало вводиться всеобщее нач. обучение в Омске и Анжеро-Судженске, в след. году – в Новосибирске. Одновр. решался вопрос об охвате нач. образованием в Сибири ок. 450 тыс. «переростков» в возрасте 11–15 лет. Учитывая это, руководящие органы Сибирского и Дальневосточного кр. приняли решение о введении на их территории всеобщего нач. обучения досрочно – с 1 окт. 1930. Это обеспечивалось соотв. гос. ассигнованиями. Если в 1926/27 в Сибирском кр. на народ. образование направлено ок. 20 млн руб., то к кон. 1-й пятилетки эта сумма выросла в 6,5 раза. При этом почти 60 % тратилось на нач. школу. За 1929–34 гос. расходы по народ. образованию на душу населения увеличились почти в 3,5 раза.

Большое внимание уделялось привлечению населения к решению задач «всеобуча»: средства массовой информации сообщали о развертывании «культпохода», «культэстафеты», создании «культармии» и т. д. Сел. население участвовало в финансировании школ. стр-ва путем «самообложения».

Наиболее сложной являлась проблема обеспечения школ пед. кадрами. Задача введения всеобуча в 1930/31 увеличила дефицит учителей в нач. школах Сибири (без Дальневосточного кр.) с 2,5–3 тыс. до 5,6 тыс. чел. Нехватка учителей стала еще более острой в последующие годы, когда с увеличением кол-ва ср. школ началось передвижение педагогов из нач. классов в средние.

За 2 года в Сибири кол-во пед. техникумов почти удвоилось, а числ. учащихся в них выросла в 4 раза. Для преодоления огромного дефицита пед. кадров создается система краткосроч. курсов. Лишь в Зап.-Сиб. кр. на краткосроч. курсах в 1930 подготовлено 3 тыс., а в 1932 – свыше 6 тыс. учителей.

Всеобщее нач. обучение в Сибири, как и во всей стране, в осн. осуществлено к кон. 1-й пятилетки. В 1927/28 в Сибири обучалось в нач. школе ок. 625 тыс. учащихся. В послед. год пятилетки, 1932/33, числ. учащихся удвоилась. Охват детей 8–10 лет школой в 1927/28 в Зап. Сибири составлял ок. 62 %, в 1932/33 – почти 95 %, в Вост. Сибири – 72 и 90 %, в Дальневосточном кр. – 83 и 97 % соотв. К нач. 1933 в городах почти все дети, окончившие нач. школу, продолжали учебу в пятых классах, в сел. местности – примерно 30 %. В ср. охват детей пятыми классами в Сибири был выше, чем по РСФСР в целом.

Наряду с расширением школ. сети происходили кардинал. структур. трансформации. В нач. 1920-х гг. ср. школы были почти полностью упразднены в связи с их преобразованием в техникумы. Пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 ср. школы восстановлены, с 1932/33 их сеть начала быстро расти. В 1937/38 в Сибири (без нац. округов и р-нов) функционировало почти 17 тыс. школ всех типов вместо 13 тыс. в 1932/33. В 1937 в регионе обучалось 2 650 тыс. чел. Нек-рое расширение школ. сети в годы 2-й пятилетки привело к ликвидации 3-сменных занятий. Однако мат. база 7-летней школы, особенно в сел. местности, оставалась недостаточной.

В кон. 1-й и нач. 2-й пятилетки в связи с введением всеобщего нач. и 7-летнего обучения в школы Сибири влилось мн. учителей – выпускников краткосроч. курсов. Особое внимание обращалось на повышение квалификации учителей, имевших лишь нач. образование. Для них действовали спец. краткосроч. курсы по программе 7-летней и ср. школы. За 1933–36 в Западно-Сибирском кр. на них прошли обучение и сдали экзамены за ср. школу ок. 3 тыс. учителей. Распространение получило заоч. обучение в пед. институтах и техникумах, в т. ч. по системе экстерната. В 1936 в системе заоч. обучения и экстерната в пед. училищах Зап. Сибири занималось св. 8 тыс. учителей нач. классов, в пед. институтах – 5,7 тыс. учителей 7-летней и ср. школы. На Д. Востоке в 1937 заоч. и вечер. обучением охвачено 4 тыс. учителей.

Введение всеобщего нач. и 7-летнего образования сопровождалось попытками перестройки школы на «политехнической основе». С осени 1930 началось прикрепление школ на договор. началах к пром. предприятиям, колхозам и совхозам. В 1934/35 в Западно-Сибирском кр. половина 7-летних школ и почти все ср. школы имели свои мастерские.

На деят-ти Ш. о. региона, как и страны в целом, отрицательно сказались гипертрофир. «классовый» подход, идеологизация, репрессии. Вместе с тем мн. данные свидетельствуют о том, что в те годы школа воспитала целое поколение молодежи, увлеченной знанием, социально активной, проникнутой патриотизмом.

В 1938–41 в Сибири открылось ок. 2,5 тыс. новых школ, в т. ч. 7-летних и средних более 1,5 тыс. К нач. войны было 24,1 тыс. школ, в т. ч. 7-летних и средних 5,7 тыс. Однако не все круп. нас. пункты региона имели школы, ок. 90 % школ располагалось в сел. местности. За 4 предвоен. года числ. учащихся выросла на 438 тыс., а учащихся 8–10-х классов увеличилась в 2,5 раза и достигла 173,5 тыс. По-прежнему сложной оставалась проблема охвата детей 7- и 10-летним обучением. К нач. войны в 5–7-х классах Сибири обучалось только 81,8 % детей в городе и 51,3 % в деревне от числ. учащихся 2–4-х классов в 1937/38. Ситуация осложнилась введением осенью 1940 платы за обучение в ст. классах, к-рая составляла 150 руб. в год (при среднемес. зарплате рабочих и служащих 410 руб.).

По-прежнему актуальной оставалась задача повышения проф. уровня пед. кадров. В сер. 1930-х гг. в нач. классах сиб. школ работало 58 % учителей без законченного ср. образования, при этом школы Сибири обеспечивались кадрами лишь на 55 %. К нач. войны числ. учителей в регионе увеличилась более чем на 30 % и достигла 120,8 тыс. чел. Мн. педагоги стали подлинными мастерами своего дела. В 1939 орден Ленина получили 40 чел., в т. ч. дир. Семеновской ср. школы Яковлевского р-на Приморского кр. Н.Т. Горбачева, дир. Александровской ср. школы Сахалинской обл. А.В. Кудрявцев, зав. Апано-Ключинской нач. школой Красноярского кр. И.Е. Окладников, учительница Троицкой школы Троицкого р-на Алтайского кр. Ю.С. Филиппова и др.

В годы Великой Отечественной войны существ. сократились гос. ассигнования на соц.-культур. нужды, сузилась мат. база народ. образования. Только за первые 3 мес. войны на тер. Сибири закрылись 738 школ, из них 259 7-летних и средних. Занятия велись в 2 и 3 смены, нек-рые на квартирах учащихся. В воен. годы в школах региона обучалось 2,5–3 млн детей, по сравнению с довоен. периодом числ. сократилась на 1 130 тыс. чел. Мн. заменили отцов на заводах, фабриках, в совхозах и колхозах. Уже к нач. 2-го воен. года мест. советы изыскали возможности для частич. восстановления шк. сети. Ряду школ переданы различ. хоз. постройки и бараки, переоборудованные для занятий. В 1942/43 возобновлены занятия в 359 ранее закрытых школах. В следующем учеб. году общая довоен. школ. сеть была не только восстановлена, но и увеличена. В кон. войны осуществлен переход к всеобщему обучению детей с 7-летнего возраста, в 1944/45 открыта почти 1 тыс. новых нач. школ. Общее кол-во школ стало больше, чем в 1940/41, однако довоен. сеть 7-летних и ср. школ полностью не восстановлена.

Важнейшей проблемой стала нехватка учеб. лит. К нач. 1-го учеб. года периода войны потребность школ в новых учебниках удовлетворялась лишь наполовину. Большое внимание уделялось сбору и закупке старых учебников. Напр., в 3-м воен. учеб. году у населения было закуплено и получено старых учебников в 14,5 раза больше, чем поступило новых. Тем не менее учебников не хватало, нередко 1 учебник закрепляли за группой в 4–5, а иногда и 10 учащихся. Школьники использовали в кач-ве тетрадей газеты и оберточ. бумагу, старые книги, в к-рых писали между строчками. Но самой большой проблемой стала нехватка пед. кадров, поскольку мн. учителя ушли на фронт. Для решения проблемы организовывались краткосроч. учит. курсы для выпускников ср. школ. Тем не менее положение оставалось сложным. В школах Кемеровской обл. к кон. войны почти четверть учителей не имела даже ср. образования.

Школы оказывали большую помощь фронту, пром. предприятиям, колхозам и совхозам. Учащиеся Омской обл. за годы войны внесли в фонд обороны 2,8 млн руб., собрали и отправили бойцам Кр. армии более 17,9 тыс. посылок, выработали на полях колхозов 9,1 млн трудодней.

Трудности воен. лет существенно повлияли на развитие школы и в 1-е послевоен. годы. Однако кол-во школ в Сибири к кон. 1940-х гг. по сравнению с 1940 увеличилось на 14 %, в т. ч. кол-во 7-летних и ср. школ – с 5 743 до 6 362. Тем не менее этого было недостаточно для осуществления всеобщего 7- и 10-летнего обучения. Серьезной проблемой оставалась удаленность (более 3 км) мн. школ от нас. пунктов в сел. местности (72,3 % от общего кол-ва школ в Новосибирской обл., 82,7 % – в Томской обл.). В более широких масштабах развернулось стр-во школ в 1950-е гг. В 1951–58 на кап. стр-во школ и др. образоват. учреждений Сибири было выделено 3 055,4 млн руб. Если в 1945/46 в регионе имелось 25 485 школ, то в 1957/58 – 27 190, кол-во 7-летних и ср. школ увеличилось с 5 105 до 9 180. К участию в стр-ве и ремонте школ привлекались колхозы, профсоюзы, обществ. орг-ции: в 1946–50 в Тюменской, Новосибирской, Омской, Иркутской обл., Алтайском и Приморском кр. колхозами построено 965 школ. зданий на 63,4 тыс. ученич. мест, в городах организовались воскресники.

Мн. делалось для решения проблемы дефицита и низкой квалификации пед. кадров. В 1946 в школах Сибири работало на 13,3 тыс. учителей меньше, чем в 1940. В нач. 1950-х гг. почти четверть педагогов не имела спец. образования. Задача обеспечения школ педагогами была решена в осн. во 2-й пол. 1950-х гг. В 1958 в сиб. школах работало 194,5 тыс. учителей против 107,5 тыс. в 1945/46.

В теч. первых 3 лет мирной жизни в нач. классах региона обучалось 2 641,3 тыс. детей, на 320,8 тыс. больше, чем до войны. Контингент учащихся ст. классов к нач. 1945/46 уменьшился наполовину в сравнении с 1940/41. В 1949 пр-во страны приняло решение о приеме в 5-й класс всех детей, окончивших нач. школу. Т. о., было возобновлено всеобщее 7-летнее и расширено 10-летнее обучение. Для предотвращения отсева учащихся из ср. школы по мат.-быт. причинам создавались фонды всеобуча, в школах организовывались классы-копилки, в к-рых собирались вещи для нуждающихся учащихся. В 1954 отменена плата за обучение в ст. классах. В результате кол-во учащихся в сиб. школах выросло с 2 671,5 тыс. в 1945/46 до 3 394,4 тыс. в 1957/58. При этом числ. учащихся 8–10-х классов увеличилась с 90,6 тыс. до 416 тыс. Значит. внимание уделялось развитию вечер. школ раб. и сел. молодежи, к-рые стали создаваться еще в годы войны. В 1957/58 в Сибири имелось 1 635 таких школ, в них училось 223,1 тыс. чел. против 124,5 тыс. в 1950/51.

Со 2-й пол. 1950-х гг. начался процесс рационализации школ. сети. С этой целью круп. начальные и 7-летние школы объединялись и преобразовались в средние, а малокомплект. закрывались. В результате постепенно сокращалось кол-во школ при увеличении контингента учащихся в них: в 1952/53 в Сибири действовала 21,1 тыс. школ с 2 264,9 тыс. учащихся, в 1960/61 – 18,5 тыс. и 2870 тыс., в 1980/81 – 12 тыс. и 2 871 тыс. соотв. Это позволяло эффективно использовать ресурсы для развития общего образования в регионе. Однако в сел. местности закрытие малочисл. 7-летних и ср. школ зачастую означало потерю перспектив развития для нас. пункта, интернат. форма обучения детей из небольших деревень разрушала традиц. формы семейн. воспитания и труд. обучения, что также подстегивало процессы урбанизации. В 1963/64 в Сибири насчитывалось 143 интерната.

В сер. 1950-х гг. поставлена задача политехнизации обучения, предполагавшая практич. подготовку молодежи к производит. труду и привитие нач. проф. навыков. В связи с введением доп. учеб. часов на трудовое и производств. обучение, практику Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» от 24 дек. 1958 продолжительность обучения в неполной ср. школе была увеличена до 8 лет, в ср. школе – до 11. В регионе получили распространение такие формы политехн. обучения, как практикумы, факультатив. занятия, ученич. производств. бригады, межшкол. мастерские, созданы ученич. хоз-ва (учхозы). Однако отсутствие необходимой учеб.-метод. и мат. базы, недостаток раб. мест для проведения практики, а также ослабление общей теор. подготовки учащихся, требования науч.-техн. прогресса заставили по-другому взглянуть на связь школы с жизнью. В 1964 ср. школа вновь стала 10-летней, была уменьшена доля производств. обучения. В марте 1966 XXIII съезд КПСС постановил до кон. десятилетия в осн. завершить введение всеобщего ср. образования молодежи; была отменена обязат. проф. подготовка в школе. В кач-ве одной из задач 8 пятилетки съезд выделил ускорен. развитие производит. сил в р-нах Сибири и Д. Востока. Это серьезным образом изменило условия развития системы образования в Сибири. Быстрые темпы увеличения населения (с 1966 по 1979 числ. населения возросла в регионе на 19 %, а в европ. части страны – только на 7 %), высокий уровень миграции населения (межрегион. и из села в город) обусловили ускорен. темпы школ. стр-ва в Сибири. Во 2-й пол. 1960–70-х гг. здесь введено общеобразоват. школ на 1 894,7 тыс. ученич. мест. Несмотря на достигнутые результаты, в регионе сохранялась многосменность занятий: в 1980 в Новосибирской обл. 23 % школ работало в 2 смены, в городах – 58,9 %, в Кузбассе в целом 30 % школьников обучалось во 2-ю смену, в городах – 34,2 %. Для реализации задачи введения ср. всеобуча привлекалась общественность: на предприятиях и в учреждениях создавались родит. комитеты, советы родителей, женсоветы, родит. посты и штабы всеобуча. К нач. 1980-х гг. в Сибири, как и в целом в стране, задача была решена. В 1980 в Сибири 59,5 % окончивших 8-й класс продолжили обучение в ст. классах, 98,5 % остальных выпускников осн. школы поступили в др. ср. учеб. заведения.

В 1960-е гг. в Сибири начался поиск путей развития творч. способностей учащихся. В 1963 в новосибирском Академгородке по инициативе СО АН СССР открыта физико-математическая школа (ФМШ). В ее создании приняли участие выдающиеся сов. ученые М.А. Лаврентьев, Д.В. Ширков, Г.И. Будкер и др. До сегодняшнего дня ФМШ является стартовой площадкой мн. молодых ученых. Во 2-й пол. 1960-х гг. школы и классы с углублен. изучением предметов стали появляться и в др. р-нах края. Методистами Тюменского обл. ин-та усовершенствования учителей Н. Тюлюпо, М. Грибановой, З. Шараповой и др. разработаны и введены т. н. тюменские тетради, или рабочие тетради, к-рые прочно вошли в пед. практику учителей всей страны.

С сер. 1960-х до нач. 1980-х гг. выпуск учителей вырос почти в 1,7 раза, число педагогов с высш. образованием увеличилось с 31,2 до 63,4 %. Для достижения таких результатов открыты подготовит. отд-ния в пед. институтах и университетах, введен внеконкурс. набор молодежи из отдален. р-нов, увеличен набор студентов, получила развитие система заоч. обучения и повышения квалификации. Однако регион. сеть подготовки педагогов по-прежнему не могла обеспечить полностью учреждения общего образования. Ежегодно в школы Сибири направлялось до 2,5–3 тыс. молодых специалистов из др. регионов. По уровню образования педагоги сел. школы значительно отставали от городских.

Улучшение снабжения школ учеб.-нагляд. пособиями, новейшим оборудованием (телевизоры, кинопроекторы, магнитофоны) позволило перейти в нач. 1980-х гг. на кабинет. систему обучения учащихся. В 1980/81 85,9 % ср. школ региона имели 8 и более осн. кабинетов; 8-летние школы, имевшие кабинеты физики, составили 84,9 %, химии – 75,4, биологии – 78,4 %. Эти показатели выше средних по РСФСР. Однако сел. учеб. заведения региона существенно уступали городским в оснащении техн. средствами обучения и оборудованием. К сер. 1980-х гг. в осн. завершен переход ко всеобщему ср. образованию молодежи, сблизились осн. показатели системы общего образования Сибири и европ. части страны. Однако качество образования не вполне соответствовало требованиям обществ.-экон. развития. По мнению рук-ва страны, гл. причины заключались в нехватке учеб.-мат. и кадр. ресурсов, переполненности классов и школ, в слабой связи школы с произв-вом. Осн. целью начатой в 1984 школ. реформы являлось решение в первую очередь именно этих проблем.

Во 2-й пол. 1980-х гг. развитие школы происходило в условиях борьбы с авторитар. стилем преподавания и рук-ва, догматизмом, идеологизированностью. В кон. 1980-х гг. в школах Сибири открылись классы с углублен. изучением предметов, внедрялись новые методики обучения, различ. варианты учеб. планов и т. д. Коллегии обл. отделов народ. образования, мест. средства массовой информации рассматривали и обобщали опыт лучших педагогов Сибири. Именно сибиряки стали инициаторами создания творч. союза педагогов СССР. Демократизация школ. жизни проявилась в альтернативности учеб. планов, проведении выборов администрации школ, создании новых типов школ. В 1988 в Южно-Сахалинске открылась первая в СССР частн. школа.

Экон. кризис 1990-х гг. отрицательно сказался на развитии регион. системы общего образования. Впервые после окончания Великой Отечественной войны потребовалось не расширять сеть ср. школ, а сохранить ее: только с 1990 по 2001 в Сибири сеть школ сократилась на 1,8 %, на Д. Востоке – на 0,4 %, числ. учащихся – на 8,6 % в обоих регионах. В сел. местности шк. сеть уменьшилась на 2,5 %, числ. учащихся – почти на 10 %. Наибольшее сокращение числ. учащихся произошло в Кемеровской (4,3 %), Томской (5,3 %) и Читинской (7 %) обл., стабил. ситуация сохранялась в нац. р-нах. В отличие от предыдущих периодов сворачивание сети школ, вызванное прежде всего закрытием малокомплект. школ, сопровождалось сокращением объемов школ. стр-ва. В 1990 в Сибири введено школ на 847,3 тыс. ученич. мест, а в 2000 – на 184,6 тыс. В эти годы кол-во школ. зданий, требующих кап. ремонта, увеличилось с 3 495 до 3 793. В особенно тяжелом положении оказались сел. школы. Прекращение снабжения школ учебниками и метод. пособиями, рост цен на школ. принадлежности, необходимость привлечения средств родителей для ремонта и содержания зданий привели к существ. удорожанию общего образования.Часть детей перестала посещать школы.

Принятый в 1992 Закон «Об образовании» определил обязательность осн. (неполного среднего) и общедоступность и бесплатность ср. образования. В рамках выполнения единого гос. образоват. стандарта устанавливалась вариативность учеб. планов и программ, включающих, помимо федер., регион. компонент. В соотв. с законом каждое образоват. учреждение получило возможность разрабатывать и принимать свой устав, формировать штаты и структуры. Введена обязат. и добровольная (с целью повышения статуса) аттестация общеобразоват. учреждений. Норматив. документы определяют критерии, по к-рым учреждение может быть аттестовано как гимназия, лицей или школа с углублен. изучением отд. предметов. Требования к гимназии предполагают углублен. подготовку учащихся по гуманит. циклу, дополнит. языковую подготовку, наличие необходимой учеб.-метод. базы; лицеи ориентированы на естеств.-матем., техн. и экон. дисциплины. В нач. 2000-х гг. гимназии и лицеи составляли 4–4,5 % от общего числа общеобразоват. учреждений в регионе, бльшая часть их располагалась в регион. центрах. Повышению качества образования и воспитания, условий пребывания детей в школе способствуют проводимые с 2003 общерос. и регион. конкурсы «Лучшая школа года». Среди призеров общерос. конкурса Губернаторский Светленский лицей (Томская обл.), школа № 2 (пос. Могойтуй Читинской обл.), гимназия «Универс» (Красноярск), Усть-Илимский экспериментальный лицей (Иркутская обл.), православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского (Новосибирск), Бурятская гимназия № 29 (Улан-Удэ), Лицей информационных технологий (Хабаровск), Центр образования № 47 (Иркутск), школа № 1 (Абакан) и др. В рамках реализации приоритет. нац. проекта «Образование» начиная с 2006 ежегодно 440 общеобразоват. учреждений Сибирского и 150 Дальневосточного федеральных окр., активно внедряющих инновац. образоват. программы, получают на конкурс. основе гос. поддержку в размере 1 млн руб. Данный проект включает также программы «Доступ к Интернету», «Сельский школьный автобус», «Учебное оборудование», к-рые должны помочь решению мн. проблем, в первую очередь сел. школ. С 2001 в школах России осуществлен переход к 4-летнему нач. образованию, срок обучения в полной школе увеличился до 11 лет.

В соотв. с Законом «Об образовании» в регионе действуют, наряду с гос., негос. общеобразоват. учреждения (НОУ). В 2001/02 в Сибири было 82 таких учреждения (7,5 тыс. учащихся), на Д. Востоке – 37 школ (3,5 тыс. учащихся), что составляло 0,7 и 1,6 % соотв. от кол-ва общеобразоват. учреждений в регионе. Больше всего НОУ (24 школы) работает в Приморском кр.

В 1990–2000 проявились противореч. тенденции в развитии пед. персонала Ш. о. региона. В 2001 педагоги с высш. образованием в Сибири составляли 72,6 %, на Д. Востоке – 73,3 % (в нач. 1980-х гг. не более 65 %), этот показатель продолжает ежегодно увеличиваться. Одновр. нарастают процессы феминизации и старения кадров: в 2001 доля женщин среди педагогов региона достигала 87,3 %; 10,5 % педагогов в Сибири и 17,9 % на Д. Востоке – люди пенсион. возраста, при этом только в 1999–2001 данный показатель увеличился в Сибири на 0,2 %, на Д. Востоке – на 1,4 %. Соц.-экон. кризис 1990-х гг. значительно ухудшил мат. положение педагогов и снизил их соц. статус. В 2001 ср. зарплата работников в сфере образования едва соответствовала прожит. минимуму и составляла чуть более 50 % от ср. зарплаты в регионе. С 1991 начинается соц. движение учительства. Наиболее острые формы оно приобрело в Кемеровской, Читинской и Иркутской обл. Осн. формой протеста учителей стали забастовки. Из 611,7 тыс. человеко-дней, не отработанных педагогами, к-рые участвовали в забастовках в 1995, 201,2 тыс. приходится на долю Сибирского региона. С целью стимулирования творч. активности педагогов введена система категорий, проводятся конкурсы, в рамках нац. проекта «Образование» с 2006 предусмотрено премирование (100 тыс. руб.) лучших учителей.

Развитие общеобразоват. школы региона в целом определялось общими для страны тенденциями и ист. условиями. Специфика определялась значит. долей сел. населения, удаленностью от Центра и дефицитом пед. кадров. Актуальной задачей Ш. о. является не только сохранение высокого качества образования, но и приближение его к совр. уровню развития об-ва и его потребностям. С этой целью с 2004/05 осуществляется переход к профильному образованию.

См. Педагогическое образование.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Беликова А.П. Сибирские ШКМ и их роль в решении проблемы связи школы с жизнью // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской молодежи (1917–1931). Новосибирск, 1976; Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул, 1982; Мелентьева А.П. Образовательная сфера западносибирской деревни в 1960-е – начале 1980-х гг. // Социально-демографическое развитие Сибири в ХХ столетии. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2004. Вып. 2.

Е.Н. Валиева, Е.В. Комлева, И.С. Кузнецов, С.Н. Ушакова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты