ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система проф. подготовки пед. работников высш. и ср. квалификации.

История П. о. в Сибири началась во 2-й трети XIX в. Подготовка учит. кадров осуществлялась как в спец. проф.-пед. учеб. заведениях – учит. и духовно-учит. семинариях и учительских институтах, так и в общеобразоват. – в пед. классах гимназий и училищ, на высш. жен. курсах.

1-е учит. семинарии в Сибири открылись в 1872 в Омске и Иркутске. В 1917 в Зап. Сибири действовало 6 семинарий: в Омске, Семипалатинске (1903), Новониколаевске (1911, переведена из с. Павловского (1904) Барнаульского у.), Ялуторовске (1912), Тобольске (1914), Барнауле (1915). В Вост. Сибири и на Д. Востоке имелось 9 таких учеб. заведений: в Иркутске, Красноярске (1873), Благовещенске (1881), Чите (1892), Никольске (1909), Минусинске (1913), Якутске (1914), Нижнеудинске, с. Спасском (1915). Семинарии имели статус гос. всесословных ниже среднего учеб. заведений с 3–4-летним сроком обучения. В семинарии принимали юношей, имевших образов. не ниже 2-классного училища. Жен. семинарии открылись в 1909 в Никольске-Уссурийском и в 1912 в Ялуторовске. Программы обучения предусматривали общеобразоват. и спец. пед. дисциплины, особ. место занимал Закон Божий. При семинариях были открыты нач. училища, в к-рых преподавали воспитанники ст. курсов под рук. наставников. В 1-е годы работы семинарий осн. массу учащихся составляли дети дворян, чиновников и духовенства. Но постепенно, с развитием сети др. образоват. учреждений, учит. семинария стала местом обучения детей из крест-ва и ср. гор. слоев. Здесь они могли получить проф. образование за казен. счет, но по окончании семинарии должны были отработать в системе Мин-ва народ. просвещения по 2 года за каждый год бесплат. обучения.

К спец. проф.-пед. заведениям более высокого статуса относились учит. институты – ср. всесословные закрытые учеб. заведения с 3-летним сроком обучения для подготовки квалифицир. преподавателей гор. училищ.

Педагогов с высш. образованием в Сибири начали готовить с открытием Высш. жен. курсов в Томске. Это частн. учеб. заведение, к-рое существовало гл. обр. за счет пожертвований и платы, вносимой слушательницами за обучение, открылось в 1910 в составе естеств. отд-ния (в 1911 начало действовать матем. отд-ние) и готовило учителей естеств. истории, физики, географии и математики для гимназий и реальных училищ. Ежегодный набор составлял ок. 150 чел. В 1920 Высш. жен. курсы переданы в состав Томского гос. ун-та (ТГУ). В 1917 в Томском ун-те созданы физ.-мат. и ист.-филол. отд-ния, в авг. 1918 начал действовать ист.-филол. фак-т открывшегося Иркутского гос. ун-та (ИГУ).

С установлением сов. власти в Сибири началась реорганизация проф.-пед. учеб. заведений в единую пед. школу с новыми требованиями, в первую очередь идеол., к подготовке кадров. Во всех круп. городах и уезд. центрах организовывались курсы рев. учителей и пропагандистов. Красноярский, Омский, Новониколаевский и Читинский учит. институты были преобразованы в пед. со статусом высш. учеб. заведений, позже их объединили с учит. семинариями и курсами в институты народ. образования (ИНО). В Томске подготовку препод. кадров возложили на пед. отд-ние Рабочего практического ин-та и Сиб. академию народ. образования. Однако опыт новых учеб. заведений оказался неудачным по ряду причин: недостаточное финансирование, отсутствие приспособленных для занятий помещений, проблемы кадрового обеспечения. В результате ИНО и Сиб. академия народ. образования прекратили свою деят-ть.

В 1921 Гл. упр-ние проф. образования (Главпрофобр) Наркомата просвещения РСФСР установило 3 формы обучения: краткосрочные курсы, постоянные учеб. заведения ср. типа (пед. техникумы) и постоянные учеб. заведения высш. типа (пед. институты или фак-ты). Курсы, в т. ч. летние, оставались наиболее массовой и востребованной формой работы. На базе долгосрочных курсов, бывш. учит. институтов и семинарий стали открываться пед. техникумы с 4-летним сроком обучения. В 1921 в Сибири действовало 20 пед. техникумов. Одним из лучших был Новониколаевский техникум, преобразов. из учит. института. Его возглавлял видный сиб. педагог А.А. Рукин, преподаватели имели высокую квалификацию и давали основат. подготовку будущим учителям. В 1922 в помещении бывш. Томского учит. ин-та начали работу ср. спец. индустр.-пед. и тюрко-татар. пед. техникумы. Однако вскоре из-за финанс. трудностей мн. из вновь созданных техникумов стали закрывать или объединять. К кон. 1923 в Сибири сложилась стабильная сеть из 10 пед. техникумов, в к-рых обучалось 970 чел., в 1927 их кол-во возросло до 12 с числ. студентов 2 131 чел., ежегодный выпуск во 2-й пол. 1920-х гг. составлял ок. 300 чел. Бесплатность обучения и обеспечение большинства студентов стипендиями, классовый подход при наборе в пед. учеб. заведения обеспечили преимущественный допуск туда выходцев из рабочих и крестьян.

Высш. пед. образование в Сибири и на Д. Востоке в 1920-х гг. обеспечивали 2 пед. фак-та в составе ИГУ и Дальневосточного гос. ун-та, а также физ.-мат. фак-т ТГУ. Для обеспечения пед. кадрами нац. школ корен. народов Сибири и Д. Востока в 1925 при рабфаке Ленинградского ун-та начала работать сев. группа, преобразов. позже в Северный фак-т. В 1930 Сев. фак-т выделился в Ин-т народов Севера.

В 1927 числ. сиб. учителей превысила дореволюционную в 2 раза и составила 17 407 чел. (на Д. Востоке рост составил только 29 %). Высш. и ср. образование в Сибири и на Д. Востоке имели 70,6 % учителей, в СССР – 75,8, РСФСР – 77,4 %. Подавляющее большинство учителей составляли преподаватели с общим, а не со спец. образованием. В ср. школах уд. вес учителей с высш. образованием составлял 8–9 %. Ускоренная подготовка кадров увеличила до 40–45 % долю лиц, имеющих стаж до 5 лет. Т. о., к кон. 1920-х гг., несмотря на преимущество в темпах роста числ. пед. персонала, качеств. состав учителей в Сибири оставался ниже общесоюзного и общероссийского.

Введение в 1927 всеобщего нач. обр. и постановка задачи перехода к обязат. 7-летнему обучению, расширение 10-летнего образования со 2-й пол. 1930-х гг. резко обострили проблему пед. кадров. В 1930 школы Сибири были обеспечены учит. кадрами лишь на 45 %, кроме того, требовалось повышение их проф. квалификации. Все это потребовало значит. расширения сети П. о.

В 1930-е гг. сеть высш. П. о. в регионе представлена 2 видами пед. вузов – индустр.-пед. и аграрно-пед., программа обучения в к-рых предусматривала подготовку преподавателей соотв. для школ фаб.-завод. обучения и школ крестьянской молодежи. В 1934 они были унифицированы. В 1931 в связи с реформой высш. образования пед. фак-ты университетов выделились в самостоят. институты, в т. ч. открытый в 1930 пед. фак-т ТГУ. Созданный на основе пед. фак-та университета Иркутский индустриально-педагогический ин-т обеспечивал практически весь спектр преподаваемых в школе дисциплин, кроме того, здесь были открыты якут. и бурят. отд-ния, а в 1932 – 1-е в Сибири отд-ние иностр. языков. В 1930 открылись аграрно-пед. институты в Тюмени и Благовещенске, в 1932 – пед. институты в Красноярске, Омске, Улан-Удэ, в 1934 – в Якутске, в 1938 – в Чите и Хабаровске. Однако они не обеспечивали в полном объеме сиб. ср. школы пед. кадрами. Для ускоренной подготовки учителей 5–7 классов с неполным высш. образованием в 1934–36 создана сеть 2-годичных учит. институтов в Барнауле, Тюмени, Томске, Омске, Красноярске, Иркутске, Якутске и др. городах Сибири. На базе нек-рых из них позднее возникли полноценные пед. институты. В 1935 открылся вечер. пед. институт в Новосибирске, на 4 фак-тах в 1-й год обучалось 109 чел. В 1939 при Новосибирском педагогическом ин-те открылось заоч., в 1940 – днев. отд-ния. В 1938 в Сибири и на Д. Востоке действовали 2 университета и 12 пед. вузов, в к-рых обучалось 5,7 тыс. чел. Числ. студентов учит. институтов возросла с 2,5 тыс. в 1937 до 6,4 тыс. в 1940.

В этот период осн. роль в обеспечении школ учителями со ср. спец. образованием сыграли пед. техникумы (со 2-й пол. 1930-х гг. – пед. училища). Только в 1938 они выпустили более 4 тыс. чел. В 1940/41 уч. г. в 56 училищах обучалось 13,5 тыс. чел. В 1930-е гг. открылись пед. училища в нац. р-нах: Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Корякском национальных округах.

Острый дефицит пед. кадров стал причиной возрождения курсовой системы подготовки учителей. Однако только расширение сети пед. образования не могло решить данной проблемы, поскольку в нач. 1930-х гг. для увеличения набора студентов и учащихся недоставало молодежи со ср. (в вузы) и 7-летним (в техникумы) образованием. В этих условиях сов. органы разрешили принимать в учеб. заведения и на курсы учителей лиц без полного ср. образования. Выдвиженчество и совместительство также сыграли важную роль в обеспечении школ учителями. Т. о., решение колич. проблемы пед. кадров за счет их качества стало одной из особенностей нач. 1930-х гг.

Для повышения качества и уровня образования учит. кадров действовала система повышения квалификации учителей в форме курсов, заоч. и вечер. образования. В кон. 1920-х гг. при СибОНО начал работу Ин-т повышения квалификации учителей. В нач. 1930-х гг. открылись вечер. отд-ния во всех пед. институтах, и во мн. училищах стали создаваться заочно-курсовые секторы. Принятое в апр. 1936 пост. ЦИК и СНК СССР «О порядке введения персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ», в соотв. с к-рым все учителя без спец. образования должны в теч. 2 лет пройти аттестацию, стимулировало развитие заоч. и вечер. П. о. и значит. увеличило числ. студентов и учащихся. Предполагалось, что в Зап. Сибири в 1937–39 через систему повышения квалификации пройдут обучение ок. 24 тыс. школ. работников, с этой целью было создано 170 консультац. пунктов.

Принятые в 1930-х гг. меры по развитию системы П. о. в регионе позволили за 10 лет увеличить числ. учителей в 3 раза, однако по-прежнему это не удовлетворяло потребностей региона.

Великая Отечественная война вызвала серьезные изменения в подготовке учительства. Мобилизация на фронт работников просвещения, студентов пед. учеб. заведений увеличила дефицит пед. кадров. Здания учеб. заведений использовались под госпитали и общежития, воен. и хоз. заведения. В связи с этим нек-рые пед. вузы и пед. училища были эвакуированы из краевых и обл. центров: Новосибирский педагогический ин-т – в Колпашево, Омский – в Тобольск, Барнаульский – в Камень-на-Оби. Ленинградский педагогический ин-т народов Севера работал как фак-т Омского педагогического ин-та, Московский педагогический ин-т им. К. Либкнехта располагался в Горно-Алтайске. Числ. студентов пед. вузов уменьшилась до 2/3 довоен. уровня. Пед. училища частично закрыли, частично объединили с др.; числ. их учащихся уменьшилась вдвое. В условиях войны возросло значение заоч. обучения, с целью его развития в 1943 отменена плата за обучение учителей-заочников, гос-во оплачивало проезд к месту сессии и обратно. Для ускоренной подготовки педагогов использовались краткосрочные курсы, факультатив. подготовка учителей нач. классов из учащихся 10-х классов.

В 1-е послевоен. годы сохранялись большие трудности с учит. кадрами необходимой квалификации. Для решения проблемы во 2-й пол. 1940-х гг. были приняты меры по улучшению качества пед. персонала: прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из числа лиц, не имеющих ср. образования; срок обучения в пед. училищах увеличился до 4 лет. Однако еще острее, чем в предвоен. период, встала проблема обеспечения планового набора в пед. учеб. заведения. В ряде школ были открыты 11-е пед. классы, готовившие учителей нач. классов.

Введение в 1949 всеобщего 7-летнего образования, принятие решения о переходе к всеобщему ср. образованию и рост числа учащихся обострили проблему пед. кадров в школах Сибири как с точки зрения числ. учителей, так и с точки зрения уровня их квалификации. Поскольку 2-годичные учит. институты не могли справиться с новыми задачами, подготовка преподавателей 5–7 классов стала осуществляться в пед. институтах. В сер. 1950-х гг. учит. институты прекратили свою деят-ть, на базе существовавших самостоятельно возникли пед. институты. Во 2-й пол. 1950-х гг. в регионе сформировалась сеть высш. П. о., сохранившаяся практически неизменной до 1-го десятилетия XXI в.: в Зап. Сибири (без Тюменской обл.) действовали 8 пед. институтов, в Вост. Сибири – 9, на Д. Востоке – 5. С 1957 большинство выпускников классич. университетов стали направлять преподавателями в школы. Расширение сети пед. вузов сопровождалось вводом в строй новых корпусов и общежитий институтов, созданных ранее.

В 1950–60-е гг. значимую роль в подготовке пед. кадров продолжала играть заоч. форма обучения: в 1965 из 7 525 выпускников пед. вузов Сибири 3 тыс. чел. подготовлено на заоч. отд-ниях. Однако в 1966–80 доля заочников уменьшилась в 1,4 раза, что стало результатом не только улучшения обеспечения школ учителями с высш. образованием, но и низкой эффективности заоч. обучения.

В целях повышения качества выпускаемых специалистов срок обучения в пед. институтах увеличили до 5 лет. В вузах создавались фак-ты и отд-ния по специальностям, к-рые ранее обеспечивались только училищами: педагогики и методики нач. обучения и дошкол. воспитания, физич. воспитания, индустр.-педагогические. В 1963 в Иркутском педагогическом ин-те открылся 1-й в Сибири дефектологический фак-т. На мн. фак-тах введена более узкая специализация: в 1948 на базе фак-та пед. института создан Иркутский педагогический ин-т иностранных языков (ныне – Иркутский лингвистический ун-т); ист.-филол. фак-ты институтов разделились на самостоят., на естеств.-геогр. фак-тах появилась новая специальность – преподаватель биологии и химии. В усовершенствованных учеб. планах и программах пед. вузов 1960-х гг. особое внимание уделялось повышению общей культуры будущих учителей, углублению их знаний по профильным и смежным наукам, развитию самостоят. исследоват. деят-ти студентов.

С 1969 в пед. институтах открылись подготовит. отд-ния, с 1972 выделялись места для внеконкурсного приема молодежи из отдален. сел. р-нов, что позволило значит. увеличить долю педагогов с высш. образованием в сел. местности.

В 1960–70 активизировалась н.-и. деят-ть в пед. вузах Сибири. В 1962 в Иркутске по инициативе преподавателя пед. института А.И. Дулова создана Вост.-Сиб. лаборатория НИИ общих проблем воспитания Академии пед. наук СССР, в работе к-рой принимали участие студенты, аспиранты и преподаватели института, учителя близлежащих областей. В Барнаульском и Новосибирском педагогических ин-тах велась работа по изучению деят-ти труда учителя. В то же время в ряде институтов не было ни одного д-ра наук, профессора, что значит. затрудняло ведение НИР.

В 1970-х гг. в осн. завершилось формирование сети ср. пед. учеб. заведений региона. Они разместились таким образом, чтобы обеспечить подготовку на месте достаточного кол-ва учителей нач. классов и работников дошкол. образования для р-нов и городов Сибири, нац. образований. К 1980-м гг. в краевых и обл. центрах работало неск. ср. пед. учеб. заведений. Напр., в Новосибирске действовали 4 пед. училища, индустр.-пед. техникум и техникум физической культуры. Это помогало не только решить проблему дефицита пед. кадров в условиях роста числ. гор. населения, но и расширить спектр специальностей: коррекцион. и спец. педагогика, физическая культура, преподаватель технологии и др.

С развитием сети проф.-техн. училищ возникла потребность в подготовке инженеров-преподавателей. С 1970 подготовка таких специалистов велась на 10 фак-тах техн. и пед. вузов Сибири, к нач. 1980-х гг. их сеть возросла до 36. Мастеров производств. обучения готовили в индустр.-пед. техникумах (ИПТ). К кон. 1970-х гг. их насчитывалось 10. В результате качеств. состав пед. кадров техникумов и училищ Сибири улучшился: числ. преподавателей с высш. образованием выросла в 1976–80 с 86,9 до 89,5 %.

К 1970-м гг. сформировалась система переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. Она включала респ., краевые и обл. институты усовершенствования учителей, район. и гор. метод. кабинеты, народ. университеты пед. знаний, фак-ты повышения квалификации. Для всех пед. работников установлена 5-летняя периодичность прохождения переподготовки. Народ. университеты пед. знаний, в работе к-рых принимали участие не только педагоги, но и родители, создавались при пед. институтах. Их 2-годичная программа включала лекции преподавателей вузов, обмен опытом, решение метод. и пед. задач. Одними из 1-х в регионе открылись народ. университеты в Бурятии и Читинской обл.

В 1960–80-е гг. завершилось формирование сов. системы пед. образования: подготовки, переподготовки и повышения квалификации пед. кадров. Созданная система в целом обеспечивала регион достаточным кол-вом специалистов, значит. возрос уровень их квалификации. Ведущие пед. вузы Сибири и Д. Востока превратились в науч.-образоват. комплексы, преподаватели и выпускники к-рых играли важную роль в развитии науч.-техн. потенциала регионов.

Соц.-полит. и соц.-экон. реформы кон. 1980-х – 1990-х гг. оказали двойственное влияние на развитие П. о. в регионе. Демократизация и деидеологизация образования способствовали активизации пед. поиска новых форм, методов, содержания П. о. в соотв. с совр. уровнем развития пед. науки. Общие для системы проф. образования организац. изменения 1990-х гг. привели к преобразованию большинства пед. вузов региона в пед. университеты. В Бурятии, Горн. Алтае и Хакасии на базе пед. институтов в 1993–95 созданы классич. университеты (ранее, в 1956, классич. университет открылся на базе Якутского педагогического ин-та, в 1974 – Кемеровского педагогического ин-та). Действуют 2 вида ср. пед. учеб. заведений: училища и училища повышенного типа – колледжи.

Вместе с тем экон. кризис, отрицательно повлиявший на статус учителей, существенно снизил популярность пед. учеб. заведений и ухудшил условия их деят-ти. Одним из способов решения данной проблемы стало расширение спектра специальностей, в их число включены психология, связи с общественностью, соц. работа, молодежная политика и др. В колледжах готовят учителей-предметников 5–9 кл. Однако проблема обеспечения школ региона, и особенно сел. местности, квалифицир. педагогами по-прежнему остается острой из-за нежелания выпускников работать по специальности. В 2000-е гг. пед. вузы Сибири ведут подготовку более чем по 60 специальностям, в них обучается в ср. 6–8 тыс. чел. Более пол. преподавателей вузов имеют науч. степень, в вузах работают дис. советы, ведется издат. деят-ть. В Зап. Сибири работают 22 пед. колледжа и 14 училищ, в Вост. Сибири – 21 колледж и 7 училищ, на Д. Востоке – 10 колледжей и 3 училища.

Лит.: Лукинский Ф.А. Народное образование в Сибири (1928–1941). Новосибирск, 1982; Школа Сибири за 60 лет советской власти. Барнаул, 1982; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири. Новосибирск, 1986; Ведерников Ю.Л. Общее среднее образование в Сибири: проблемы и решения (1966–1980). Иркутск, 2001; Балбеко А.М. Развитие региональной системы высшего образования: историко-педагогический аспект (на материалах Сибири 1917–1941 гг.). М., 2002.

Е.Н. Валиева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты