ЗАГОТОВКИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЗАГОТОВКИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ. Развертывание гос. заготовок с.-х. продукции связано с началом Первой мировой войны. С 1915 З. с. г. осуществлялись через структуры Мин-ва земледелия и колонизации, к-рое назначило на местах уполномоченных из губернаторов или председателей земских управ. Они заключали договоры с посредниками – частн. предпринимателями или кооп. орг-циями. Закупочные цены с 1915 устанавливались Особым совещанием по продовольствию. До 1916 хлеб. продукцию гос-во закупало по ценам, близким к рыночным, масло – ниже рыночных. Мясо скупалось в р-нах товарного скот-ва по более высоким ценам, чем на мест. рынках. Колебания закупочных цен в 1915–16 зависели от изменения рыночной конъюнктуры.

В с.-х. кампанию 1914–15 госзаготовки хлеба в Сибири были невелики. В 1916–17 их объемы увеличились. В нояб. 1916 министр земледелия и колонизации А.А. Риттих ввел разверстку хлеб. поставок гос-ву. Вывоз хлеба из Сибири запрещался до тех пор, пока регион не выполнит задания по разверстке. Осн. упор в азиат. части России власти сделали на заготовку мяса и масла. Заготовка масла для казны с дек. 1914 производилась только через Союз сибирских маслодельных артелей. В 1916 к заготовкам подключились др. кооп. союзы. В сент. 1915 частн. торговцам запретили закупать масло. В 1915 была создана Монгольская экспедиция, отд-ния к-рой работали в Монголии, Семиреченской, Акмолинской, Семипалатинской обл., Сев.-Вост. Китае. Правительств. агенты, снабженные круп. казен. суммами, закупали скот, отгоняли его на скотобойни, а потом складировали мясо при ж.-д. станциях.

В 1917 произошло окончат. устранение частн. торговцев с рынка заготовок с.-х. продуктов. В апр. 1917 Временное пр-во ввело гос. монополию на закупки хлеба, масла и мяса. Осн. агентом казны стали кооп. союзы. Твердые цены утратили связь с рыночными. С лета 1917 казна стала задерживать расчет за уже произведенные кооперативами заготовки.

Сов. прод. политика в регионе определилась весной 1918. Чрезвыч. комиссар СНК по продовольствию в Сибири, член коллегии Наркомпрода А.Г. Шлихтер объединил продработу в руках Краевого прод. комитета Зап. Сибири и Урала, организовал вооружен. отнятие хлеб. излишков у сиб. крестьян и борьбу с мешочниками. Эти мероприятия вызвали широкое недовольство сов. властью со стороны крест-ва и кооп. орг-ций.

После антибольшевист. переворота в Сибири монополию гос-ва на заготовку прод. продукции отменили. С 6 июля 1918 действовало гос. регулирование заготовок хлеба, мяса и масла, с 10 дек. 1918 введена свобода торговли. Заготовки осуществлялись уполномоченными Мин-ва продовольствия (с 20 дек. – Мин-ва продовольствия и снабжения) Временного Сибирского пр-ва и Российского пр-ва. Введение свободной торговли сопровождалось отменой ограничений на закупочные и рознич. цены, но не ликвидировало систему гос. регламентации торгово-закупочной деят-ти. Частн. торговцы вновь получили право посредничать в закупках казны наряду с кооперативами. Осн. препятствием к расширению гос. заготовок явился транспорт. кризис. В связи с наступлением Кр. армии и развитием партизанского движения З. с. г. осенью 1919 были почти полностью свернуты.

С восстановлением в Сибири сов. власти здесь вводится полномасштаб. гос. монополия на с.-х. продукцию, изымаемую за вычетом потребит. норм по продовольственной разверстке, к-рая становится осн. методом госзаготовок. Часть хлебопродуктов поступает в гос. фонд в рамках помольного сбора. В кон. 1919 – нач. 1921 на подведомственной Сибревкому тер. заготовили 98,6 млн пуд. хлебофуража (17 % от общерос. объема заготовок по разверстке).

Весной 1921 под давлением широкого крест. повстанч. движения гос. монополия на сельхозпродукцию и разверстку как способ ее осуществления отменяется (см. Новая экономическая политика). Гос-во становилось собственником не всех произведенных продуктов, а только их части, отчуждаемой в форме фиксир. натур. налога (см. Продналог).

Кроме того, гос-во получило с.-х. продукцию путем приобретения ее на рынке. С весны 1921 по весну 1922 вненалоговые заготовки от имени гос-ва вела потреб. кооперация, к-рой диктовались как их способы (товарообмен), так и уровень цен (обменных эквивалентов). Ей же передавалась монополия на осуществление межрайонного хлебооборота. В 1921/22 Сибцентросоюз и подчиненные ему губсоюзы потребкооперации приобрели в счет гос. задания 4,9 млн пуд. хлеба. Центросоюз сдал гос-ву, вкл. сиб. хлеб, 11,1 млн пуд. Продналог в Сибири дал 35 млн пуд., в РСФСР в целом – 116 млн пуд.

В нач. 1922 проведена либерализация рынка. Снимались ограничения на свободу торговли. Право коммерч. заготовок получили все гос. и кооп. орг-ции, желающие вести закупки, а также частн. лица. Закупочные цены «отпустили». Гос. и кооп. загот. орг-ции переводились на хозрасчет. Летом 1922 созданы круп. гос. загот. орг-ции, к-рые наряду с кооп. объединениями и союзами пользовались преим. правом получения гос. кредитов и иными льготами. Взамен на них возлагалась обязанность ведения закупок с.-х. продукции для нужд гос-ва.

По мере сокращения размеров натур. налога в общем объеме З. с. г. возрастала доля закупок. В Сибири в 1922/23 налог. заготовки хлеба составили 31,7 млн пуд., а закупки – 5,4 млн пуд.; в 1923/24 – соотв. 6,4 млн и 15,3 млн пуд. Ставший следствием сверхнорматив. обложения крест. хоз-в и 2 подряд неурожаев кризис зернового произв-ва в Сибири привел к падению ее роли в общем хлебообороте страны. В СССР в целом в 1923/24 объем гос. хлебозаготовок (централиз. закупки плюс сбор по продналогу) составил 417,7 млн пуд.

Отмена натур. налога в янв. 1924 расширила сферу товарно-ден. отношений и способствовала наращиванию объемов реализации крест. продукции. В то же время в связи с изменением рыночной конъюнктуры (увеличением спроса на с.-х. продукты и соотв. ростом цен) гос-во приступило к ремонополизации аграр. рынка. В 1925–28 произошло внеэкон. вытеснение частн. капитала сначала из межрегион., а затем и из внутрирегион. оборота, рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

Радикально изменилась концепция построения гос. и кооп. загот. аппарата. Если до этого считалось желательным параллельное функционирование на рынке неск. загот. орг-ций, к-рые, конкурируя между собой, повышали бы эффективность своей работы, снижали наклад. расходы, то в 1926 конкуренцию между ними признали вредной, вызывающей нежелательный рост цен. В связи с этим кол-во работающих на рынке гос. и кооп. заготовителей сократили, а с.-х. рынок поделили между оставшимися по территор. и функциональному принципу. Кооперация, к-рая и в начальный период нэпа не была в достаточной степени независимой от гос-ва, теряла остатки своей самостоятельности.

Монополизация рынка в сочетании с ростом с.-х. произв-ва на базе нэпа (см. Сельское хозяйство) приводила к увеличению объемов закупок, проводимых гос.-кооп. заготаппаратом. В 1924/25 в Сибирском кр. закупили 48,6 млн пуд. хлебопродуктов и маслосемян, 1,7 млн пуд. живот. масла, 0,5 млн пуд. мяса; в 1926/27 – соотв. 80,2 млн, 2,3 млн, 2,9 млн пуд. В 1926/27 гос-во получило в регионе 90 % товарного произв-ва хлеба и живот. масла, 82 % растит. волокна, 66 % мяса; доля Сибирского кр. в общесоюз. гос. закупках хлеба составила 12 %, масла – 49, мяса – 6 %. Значит. объемы с.-х. продуктов приобретались в Зауралье. В 1925/26 там закупили 34,1 млн пуд. хлебопродуктов и 0,5 млн пуд. живот. масла.

Основанная на фактической монополии гос.-кооп. аппарата и директив. ценообразовании загот. система в 1927/28 показала свою несостоятельность. Даже небольшое снижение произв-ва зерновых в сочетании с ценовым волюнтаризмом вызвало в Сибири и стране в целом острый хлебозаготовительный кризис, сопровождавшийся в регионе прод. и маслозагот. кризисами, а также затруднениями в снабжении перерабат. пром-сти с.-х. сырьем.

В 1928 в кач-ве инструмента внеэкон. стимулирования крестьян к сдаче произведенной продукции применялся метод выборочных показательных репрессий по ст. 107 УК РСФСР за спекуляцию. Весной 1929 правящий режим перешел к урало-сибирскому методу хлебозаготовок – подворной разверстке загот. задания с последующим адм. или уголов. преследованием за его невыполнение. В кон. 1929 – 1930 аналог. порядок заготовок распространили на ряд др. видов с.-х. продукции.

В нач. 1930-х гг. осн. способом изъятия с.-х. продукции у колхозов и единоличников стала контрактация, к-рая приобрела хар-р разверстываемой натур. подати. Составным элементом контрактационной системы стали т. н. встречные планы – навязываемые в ходе загот. кампании доп. задания по сдаче продукции.

Жесткие методы изъятия с.-х. продукции и форсированная коллективизация повлияли на объемы произв-ва и заготовок. Массовый забой скота привел к падению маслозаготовок. Объемы сдачи мяса и животновод. сырья, напротив, сначала выросли, а затем снизились. Масла на тер. Западно-Сибирского кр. в 1928 заготовили 35,6 тыс. т, мяса – 128,6 тыс., в 1929 – соотв. 32,7 тыс. и 176,2 тыс.; в 1932 – 20,1 тыс. и 112,6 тыс. т. Хлебозаготовки в целом имели тенденцию к увеличению. За 1930/31–1932/33 в Сибири гос-во получило хлеба на четверть больше, чем за 1927/28–1929/30. Рост произошел несмотря на снижение урожайности и посевов и объяснялся увеличением доли изъятия хлеба у производителей, что обеспечивалось репрес. методами. В нач. 1930-х гг. радикально изменилась соц. структура заготовок. С 1931 осн. производителем хлеба стали колхозы. В 1931/32 уд. вес колхозов в общем объеме хлебозаготовок составил 69 % и в дальнейшем продолжал увеличиваться. В жив-ве, в отличие от полеводства, значит. часть продукции давали единоличники и личные приусадебные хозяйства (ЛПХ) колхозников. Св. половины всех коров находилось в личной собственности. В 1932 доля Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского кр. в заготовках зерна в СССР составила 10 %, живот. масла – 30 %.

Функционировавшая в нач. 1930-х гг. контрактационная система отличалась нестабильностью загот. планов. В течение года они могли неоднократно меняться в сторону увеличения. Такой порядок подрывал экономику колхозов и лишал их стимулов к расширению произв-ва. С целью исправления ситуации в кон. 1932 – нач. 1933 контрактацию осн. видов с.-х. продукции заменили обязательными поставками, к-рые имели юридически оформленный налог. хар-р. После введения госпоставок запрет мест. властям и загот. органам налагать на сдатчиков доп. загот. задания внес в систему натур. обложения опред. упорядоченность. Однако гос-во само нарушало введенный запрет, возлагая на налогоплательщиков ряд доп. натур. податей. Значит. кол-во продуктов растениеводства, и прежде всего зерна, помимо обязат. поставок изымалось у колхозов в кач-ве натуроплаты за работы МТС. Колхоз. мельницы и маслобойки облагались гарнцевым сбором. Хар-р натур. подати имели закупки с.-х. продуктов, к-рые от имени гос-ва осуществляла потребкооперация. Закупки делались на основе навязываемых сверху договоров и проводились в колхозах и сельсоветах, выполнивших задание по обязат. поставкам и рассчитавшихся с МТС. Закупочные цены на 20–25 % превышали цены, по к-рым оплачивались поставки, но на порядок уступали ценам, предлагаемым на рынке. Осн. задачей госзакупа являлось изъятие «излишков» зерна, появлявшихся в деревне в урожайные годы. В Омской обл. в урожайном 1934/35 поступление хлеба от колхозно-крест. сектора сел. экономики за счет закупок увеличилось почти на треть, а в неурожайном 1937/38 – только на 6 %.

Организационно-хозяйственное укрепление колхозов в 1933–37 способствовало росту произв-ва и заготовок. В Западно-Сибирском кр. в 1934 хлеба заготовили на 37 %, масла – на 24, мяса – на 10 % больше, чем в 1932. В Омской обл. заготовки хлеба в 1937 в сравнении с 1934 увеличились на 19 %, мяса – на 20, молока – на 23 %; доля единоличников в заготовках хлеба составляла 0,03 %, мяса – 0,3, молока – 0,12 %, доля колхозников в заготовках мяса – 16 %, молока – 20 %. Увеличение объемов с.-х. работ, проводившихся МТС, привело к тому, что к кон. 1930-х гг. осн. каналом поступления хлеба в руки гос-ва стала натуроплата МТС. В 1939/40 в Алтайском кр. уд. вес натуроплаты в общем объеме хлебозаготовок составил 47 %, обязат. поставок – 25, госзакупок – 16, хлебосдачи совхозов – 8, возврата натур. ссуд колхозами – 2, гарнцевого сбора – 2 %.

В кон. 1930-х гг. в условиях надвигавшейся войны власти реформировали систему З. с. г. За счет новых видов с.-х. продуктов расширилась система обязат. поставок. Произошел переход от расчета объемов поставок по площ. посева или поголовью скота к их исчислению с каждого гектара закрепленных за колхозами с.-х. угодий. Для повышения размеров натуроплаты пересмотрели порядок определения урожайности колхоз. нивы, к-рая теперь устанавливалась непосредственно на поле перед началом уборки (т. н. биол. метод). К уплате натур. податей стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ проживающих на селе рабочих и служащих. Изменение порядка заготовок привело к увеличению уровня натур. обложения с. х. В 1940/41 в Омской обл. валовой сбор зерновых снизился на 5 %, а объем колхоз. заготовок вырос на 27 %. Доля поставок в собранном хлебе равнялась доле натуроплаты и составила 41 %. В 1940 госзаготовки зерна в Сибири достигли 3845 тыс. т, скота и птицы – 317 тыс., молока – 1 117 тыс. т; на Д. Востоке – соотв. 298 тыс., 4 тыс. и 15 тыс. т. Уд. вес указ. регионов вместе взятых в общесоюз. объеме заготовок зерна составлял 11,4 %, скота и птицы – 14,8, молока – 17,5 %.

В годы Великой Отечественной войны был введен ряд новых натур. сборов (сдача в хлеб. и мясной фонды Кр. армии, гарнцевый сбор, отмененный накануне войны). «Повышенные соцобязательства» по сдаче с.-х. продуктов (прежде всего хлеба) фактически реанимировали ранее осужденную систему «встречных» планов. Существенно возросла роль сборов, формально относимых к категории добровольных, – сдачи продуктов в фонды обороны, помощи освобожденным районам, инвалидам войны и т. п. Однако усиление тяжести обложения деревни не привело к увеличению заготовок. Следствием нехватки раб. силы и техники стало снижение посев. площ. и поголовья скота. В 1945 хлеба в Сибири заготовили на 62 %, молока – на 25, мяса – на 22 % меньше, чем в 1940. Тем не менее Сибирь внесла заметный вклад в прод. фонд страны. В 1942 доля региона в общесоюзных хлебозаготовках составляла 22 %, мясозаготовках – 19 %.

После окончания войны была отменена сдача в хлеб. и мясной фонды Кр. армии. Мн. колхозы получили скидки от нормативных размеров обязат. поставок. Однако уже летом 1946 давление на сиб. деревню вновь возросло. В условиях сильного неурожая в ряде регионов страны пришлось существенно увеличить загот. планы для более урожайных р-нов, в частн., для Сибири.

В кон. 1940-х гг. в загот. систему внесли ряд изменений, целью к-рых являлось увеличение поступления продукции в гос. фонд. В 1947 возросли расценки натуроплаты за работы МТС, а на экономически более развитые хоз-ва переложили часть обязательств по поставкам со слабых хоз-в, к-рые их практически никогда не выполняли. С 1948 ежегодно увеличивались нормативные размеры обложения жив-ва. Продолжалось расширение контингента сел. жителей, привлеченных к обязат. поставкам, за счет лиц, ранее имевших налог. льготы, а также снижение размеров оставшихся льгот. Рост объемов машинно-трактор. работ и их расценок привел к увеличению уд. веса натуроплаты в заготовках зерна. В 1951/52 в Новосибирской обл. натуроплата составила 58 %, обязат. поставки – 30, возврат натур. ссуд колхозами – 3, гарнцевый сбор – 1, хлебосдача совхозами и подсобными предприятиями – 8 % от общего объема З. с. г. Доля ЛПХ населения в поставках продуктов жив-ва в послевоен. годы снизилась. В Новосибирской обл. в 1946 доля индивид. сдатчиков в заготовках мяса составляла 23 %, молока – 30 %; в 1952 – соотв. 18 и 22 %.

К кон. 1940-х гг. госзаготовки продуктов жив-ва в регионе приблизились к довоен. размерам, а в нач. 1950-х гг. превзошли их. В Сибири в 1950 заготовили 251 тыс. т скота и птицы и 1 148 тыс. т молока, в 1953 – соотв. 368 тыс. и 1 490 тыс. т. Заготовки зерна существенно превосходили показатели воен. лет, но тем не менее уступали уровню, достигнутому в довоен. годы. В 1949–53 их среднегодовой объем в Сибири составил 3 637 тыс. т. В 1953 на Д. Востоке заготовили 298 тыс. т зерна, 22 тыс. т мяса скота и птицы, 83 тыс. т молока. В 1953 уд. вес указанных регионов вместе взятых в общесоюз. заготовках зерна составлял 10,7 %, скота и птицы – 10,8, молока – 14,8 %.

Пришедшие к власти после смерти И.В. Сталина руководители сов. гос-ва приняли решение уменьшить тяжесть обложения деревни. В рамках реализации данного курса в кон. 1953 были снижены нормы госпоставок, установлены твердые, единые для каждого р-на погектарные нормы сдачи, увеличены загот. цены, подешевели услуги МТС. Продукты, оставшиеся после выполнения колхозами обязательств по поставкам, гос-во закупало по повышенным ценам. Все это укрепило экономику колхозов, улучшило мат. положение жителей деревни и стимулировало расширение произв-ва с.-х. продукции. Но либерализация загот. системы была относительной и непоследовательной. С целью увеличения объемов заготовок центр. и мест. власти продолжали широко прибегать к «повышенным соцобязательствам». Необходимость их выполнения вынуждала хоз-ва сдавать гос-ву зерно из семенных и фураж. фондов, производить сверхнормативный забой скота.

Снижение в сер. 1950-х гг. тяжести налогово-податного обложения деревни способствовало росту объемов заготовок продуктов жив-ва. С 1953 по 1960 хоз-ва Сибири увеличили поставки скота и птицы в 2,1 раза, молока – в 1,6, яиц – в 2,7, шерсти – в 2 раза, а колхозы и совхозы Д. Востока – соотв. в 3,3; 3,0; 9,0; 0,6 раза. Осн. фактором увеличения сбора зерна в сер. 1950-х гг. стало целинных и залежных земель освоение. Среднегодовые объемы его заготовок в хоз-вах Алтайского кр., Новосибирской и Омской обл., освоивших наиб. в РСФСР площ. целины и залежи, в 1954–58 составили 6 140 тыс. т, что почти в 4 раза превышало показатели предыдущего пятилетия. В Сибири в целом в 1954–58 в ср. за год гос-во собирало 8 804 тыс. т хлеба, на Д. Востоке – 210 тыс. т. Доля Сибири в общесоюз. хлебозаготовках выросла с 11,6 % в 1949–53 до 20,7 % в 1954–58 (в общерос. – с 19,5 до 34,1 %).

Рост объемов поступления зерна гос-ву сопровождался существ. понижением его качества. Во 2-й пол. 1950-х гг. более 50 % хлеба, заготавливаемого хоз-вами целинных регионов Сибири, из-за неудовлетворит. условий его хранения и обработки по уровню влажности, наличию сорного и дефектного зерна не соответствовало установленным нормам качества. Некондиц. зерно было малопригодным для выработки высших сортов муки, отгрузки на экспорт, закладки в гос. резервы и на семена. Усилившаяся в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. эрозия целинных почв и прогрессирующее засорение полей стали следствием ошибочных подходов к агротехнике целинного земледелия, значительно понизили производительность полей. В 1959–63 среднегодовые объемы хлебозаготовок в Алтайском кр., Новосибирской и Омской обл. составили 3 927 тыс. т, снизившись относительно показателей 1954–58 более чем на треть. Пик кризиса хлебозаготовок в Зап. Сибири пришелся на 1963, когда от хоз-в этого региона гос-во получило только 735 тыс. т зерна.

В 1958 загот. систему реформировали. Обязат. поставки и натуроплата МТС отменялись. Госзаготовки в колхозах и ЛПХ стали осуществляться исключительно в форме закупок, в совхозах – сдачи-продажи. Объемы заготовок на с.-х. предприятиях определялись в соотв. с установленными плановыми заданиями. В благоприят. годы хоз-вам по-прежнему навязывались «повышенные соцобязательства». В 1960–80-е гг. вносимые в систему З. с. г. изменения сводились гл. обр. к периодическому (в нач. 1960-х, сер. 1960-х, кон. 1970-х, нач. 1980-х гг.) повышению закуп. цен, уровень к-рых постоянно отставал от роста себестоимости продукции. В 1965 установили 50%-ную надбавку за сверхплановую сдачу. В 1981 надбавку стали платить за превышение среднегодового уровня закупок, достигнутого в предыдущем пятилетии. Кроме того, вводились спец. надбавки к ценам для низкорентабельных и убыточных хоз-в.

Объемы З. с. г. в 1960–80-е гг. определялись динамикой произв-ва отд. видов с.-х. продукции. В Сибири самые высокие темпы прироста заготовок зерна, мяса и молока были достигнуты в 1966–70, овощей и яиц – в 1971–75, картофеля – в 1976–80. В 1976–80 зерна и молока заготовили меньше, чем в предыдущее пятилетие. В 1981–85 заготовки зерна вновь снизились, молока – остались практически на прежнем уровне (+1%), а мяса скота и птицы – выросли на 6 %. Темпы прироста заготовок картофеля, овощей и яиц в 1-й пол. 1980-х гг. оставались достаточно высокими, но также имели тенденцию к снижению. В 1981–85 зерна в Сибири заготовили 6 509 тыс. т, мяса скота и птицы – 1 507 тыс., молока – 5 667 тыс., картофеля – 1 304 тыс., овощей – 742 тыс. т, яиц – 4 886 млн шт., что соотв. на 20, 74, 68, 149, 260 и 705 % превосходило уровень 1961–65. На Д. Востоке заготовки зерна, мяса и молока за тот же период увеличились соответственно в 1,4, 2,6 и 2,2 раза. В 1986–89 в регионе (вкл. Д. Восток) был достигнут существ. прирост объемов госзаготовок скота и птицы (+24,5%), яиц (+18,5%) и молока (+17,4%). Заготовки овощей выросли на 4,5 %, зерна – на 1,2, а картофеля снизились на 9,2 %. В 1960–80-е гг. продолжалось снижение уд. веса колхозов в заготовках. В 1985 в Зап. Сибири в заготовках зерна этот показатель был равен 33 %, скота и птицы – 22–23, молока – ок. 30, картофеля – 7, овощей –2 %. Доля ЛПХ в гос. закупках в Сибири в целом в 1976–80 составляла по мясу 3,3 %, молоку – 1,6, картофелю – 44,3 %. В 1981–85 уд. вес Сибири и Д. Востока в общесоюз. объеме заготовок зерна достигал 10,2 %, картофеля – 11,8, овощей – 5,5, скота и птицы – 10,4, молока – 10,7, яиц – 13,4 %.

В нач. 1990-х гг. систему гос. заготовок ликвидировали. С.-х. производители получили право реализации всей продукции на рынке. В 1-е десятилетие ХXI в. гос-во вновь вышло на заготовит. рынок. Значит. объемы зерна стали приобретаться им по фиксированным ценам, с тем чтобы удержать закуп. цены от чрезмерного падения.

См. Аграрная политика советского государства в Сибири.

Лит.: Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917–1937 гг.). Новосибирск, 1983; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; Шишкин В.И. Социалистическое строительство в сибирской деревне (ноябрь 1919 – март 1921 г.). Новосибирск, 1985; Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960–1980-е гг. Новосибирск, 1991; Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х – начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Он же. Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка Сибири в условиях нэпа (1921–1928 гг.). Новосибирск, 2005; Рынков В.М. Государственные продовольственные заготовки в Сибири в 1914–1919 гг. // Налоги и заготовки в сибирской деревне в 1890–1920-е гг. Новосибирск, 2004.

С.Н. Андреенков, В.А. Ильиных, В.М. Рынков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты