АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СИБИРИ. Одним из 1-х решений сов. пр-ва стало решение о ликвидации частн. собственности на землю. Вся земля, в т. ч. кабинетская (см. Землевладение кабинетское), церк. и частновладельческая, подлежала национализации и уравнит. перераспределению. Декрет о земле, к-рый привел к рев. изменениям земел. отношений в европ. части страны, в Сибири ситуацию в аграр. сфере практически не изменил. «Черного передела», т. е. перераспределения всех земель с.-х. назначения, в регионе не проводилось. За крестьянами были фактически закреплены ранее использовавшиеся ими земли, вкл. кабинетские. Безземел. и малоземел. крестьяне получали прирезку в осн. из бывш. казен., частновладельч. и монастыр. земель. В сиб. деревне появились 1-е колхозы и совхозы (см. Аграрные преобразования в 1917–19).

Не дав сиб. крестьянам сколько-нибудь существ. прибавки в землепользовании, сов. пр-во с целью налаживания прод. снабжения гор. населения приступило к принуд. изъятию у крестьян хлеб. запасов. По мере установления прод. диктатуры возрастало разочарование крест-ва в сов. власти. Именно это послужило гл. причиной ее свержения в Сибири летом 1918.

После восстановления сов. власти в кон. 1919 – нач. 1920 в регионе произошел возврат к нормам, провозглашенным в Декрете о земле. При этом сиб. власти учитывали мест. специфику. Полный запрет аренды земли и найма раб. силы не вводился. Земел. наделы осн. массы зажит. крестьян перераспределению практически не подвергались. В землепользовании ограничивались лишь наиболее круп. хоз-ва. Малоземел. и безземел. крестьяне по-прежнему наделялись землей за счет свобод. угодий. Значительно более широкие масштабы, чем в 1918, приобрело стр-во колхозов и совхозов.

Гораздо большее значение для взаимоотношений крест-ва с сов. властью и развития аграр. произв-ва имела прод. политика. Летом 1920 в Сибири была введена обязат. продразверстка, ее сбор обеспечивался вооруж. силой – продотрядами, частями Кр. армии и др. военизир. формированиями. Конфискац. хар-р продразверстки, террор по отношению к сел. жителям при ее осуществлении вызвали их ожесточенное сопротивление. С трудом подавленные масштаб. антисов. вооруж. выступления (см. Крестьянское движение) вынудили большевиков перейти к новой экономической политике.

В марте 1921 было принято решение об отмене продразверстки и переходе к продналогу. Гос-во становилось собственником только части произведенной продукции, отчуждаемой в форме строго фиксир. натур. налога. Остальное ее кол-во оставалось в распоряжении крестьянина и могло быть использовано как для внутрихоз. потребления или накопления, так и для продажи (обмена). Доходы, полученные крестьянином на рынке, должны были создать базу для восстановления собств. хоз-ва. Гос-во, в свою очередь, брало обязательство помочь этому процессу, оказав деревне экон. помощь.

Однако сиб. крестьяне не смогли сразу воспользоваться возможностями нэпа. В условиях катастрофич. неурожая в Поволжье и связанного с ним голода Сибирь получила завышен. задание по 1-му продналогу (1921/22), он собирался не менее жесткими методами, чем продразверстка. Тяжелым для исполнения оказался и продналог 1922/23. Сверхнорматив. обложение сиб. крестьян в рамках продразверстки и продналога привело к резкому падению уровня с.-х. произв-ва, к-рое приобрело хар-р полномасштаб. кризиса.

Хоз. ситуация в сиб. деревне неск. улучшилась лишь осенью 1923 в связи с уменьшением и упорядочением налогообложения и расширением семенной и иной помощи крест-ву. В 1924 возобновилось регуляр. снабжение деревни с.-х. инвентарем и машинами, расширилось ее землеустроит., агрон. и зоовет. обслуживание, существ. возросло кредитование селян. Восстанавливалась и развивалась с.-х. кооперация. Налаживалось товароснабжение деревни через постоянно растущую сеть потреб. кооперации (см. Кооперация).

В 1925 в ходе практич. осуществления курса РКП(б) «Лицом к деревне» был проведен ряд доп. мероприятий, отвечающих интересам крест-ва. С целью стимулирования роста товарности крест. хоз-в расширились законодат. рамки применения найма раб. силы и аренды земли. В сфере регулирования земел. отношений подтверждалась закрепленная в Земельном кодексе РСФСР 1922 свобода выбора форм землепользования. Дезавуировались любые адм. запреты на выделение хуторов и отрубов. Мест. власти призывались бороться с частыми внутриобщин. переделами. Увеличивались ассигнования на землеустройство, первоочеред. задачей к-рого считалась рационализация общин. землепользования путем перехода к многополью и выделению поселков. Снизилось налогообложение деревни. С целью стимулирования товарности крест. хоз-в принимались меры по либерализации аграр. рынка. Отменялись широко практиковавшиеся на местах ограничения на частн. торговлю в деревне.

Все это способствовало быстрому восстановлению с. х. региона. Чтобы закрепить и развить успех, специалисты сиб. земел. органов разработали Перспективный план развития сельского хозяйства Сибирского края. В кач-ве соц. базы реконструкции аграр. сектора в нем рассматривались индивид. крест. хоз-ва, производств. потенциал к-рых многократно увеличивался за счет их объединения в специализир. виды с.-х. кооперации и перехода к более интенсив. агротехнологиям. Одним из условий реализации плана его авторы называли поддержку зажит. крест. хоз-в, имевших значит. потенциал для поступат. развития.

Уже в 1926 началась корректировка аграр. политики. Вновь стал применяться т. н. классовый подход, в соотв. с к-рым помощь со стороны гос-ва предоставлялась в первую очередь беднякам, затем середнякам, зажит. же слои от нее постепенно отлучались и, более того, ставились под возрастающий налог. пресс. «Классовая линия» проявилась и в кооп. политике. Парт.-сов. структуры вели постоян. борьбу за недопущение в руководящие органы кооперации зажит. крестьян. Низовые кооперативы и кооп. сеть в целом лишались самостоятельности и попадали под жесткий контроль парт. и гос. органов. Ужесточилась позиция гос-ва и в области регулирования аграр. рынка. Вновь была восстановлена практика жесткого регулирования загот. цен на с.-х. продукцию.

В кон. 1920-х гг. нажим на зажит. слои деревни еще более усилился. С янв. 1928 зажит. крестьяне, не желавшие продавать произведенное ими зерно гос. и кооп. заготовителям по низким ценам, стали преследоваться в уголов. порядке как спекулянты (см. Хлебозаготовительный кризис 1927/28). В 1928/29 введены надбавки к налогу на зажит. середняц. хоз-ва (до 25 %) и осуществлен переход к индивид. обложению кулачества сельскохозяйственным налогом. Зажит. крестьян принудительно лишали земел. наделов за систематич. использование найма, сокращение посевов, антисов. агитацию. Ужесточились правила найма рабочей силы и аренды земли. Весной 1929 гос-во фактически восстановило продразверстку, названную на сей раз урало-сибирским методом хлебозаготовок.

Экон. наступление на зажит. слои деревни приводило к их разорению, консервации мелкотоварности крест. экономики и замедлению темпов развития с. х. в целом. В свою очередь, низкие темпы развития аграр. произв-ва подрывали возможность осуществления принятой в кон. 1920-х гг. лидерами Ком. партии программы ускор. индустриализации страны, в рамках к-рой крест-ву отводилась роль осн. источника мат. и людских ресурсов. В связи с этим принимается решение о переходе к массовой коллективизации. Коллективизация, т. е. ликвидация индивид. крест. хоз-в и их объединение в производств. кооперативы, по мнению марксист. теоретиков, позволяла широко внедрить в с. х. новейшие техн. достижения (прежде всего тракторы и зерноуборочные комбайны), превратить аграр. труд в разновидность индустриального и за счет этого резко повысить его производительность и товарность.

Ноябрьский (1929) Пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу развертывания «сплошной коллективизации». 5 янв. 1930 ЦК Ком. партии дал директиву завершить ее в осн. в гл. зерн. р-нах осенью 1930 или весной 1931, в др. зерновых р-нах, вкл. Сибирь, – осенью 1931 – весной 1932. В регионах развернулась форсир. коллективизация. К марту 1930 в Сибирском кр. в колхозах числилось ок. половины, на Д. Востоке – 45 % крест. дворов. Состав. частью коллективизации и одним из осн. средств ее осуществления стала насильств. экспроприация хоз-в, относимых к кулацким, – «раскулачивание».

В результате произошло резкое ослабление производит. сил с. х. Чтобы окончательно не уничтожить аграр. сектор экономики и предотвратить всеобщее крест. восстание, рук-во страны скорректировало свою политику. Насильств. методы коллективизации официально дезавуировались. Крестьяне стали в массовом порядке выходить из колхозов. К нач. июня 1930 процент коллективизации в Сибирском кр. снизился до 20, на Д. Востоке – до 26. Однако уже в нач. 1931 массовая коллективизация возобновилась. К кон. года в Западно-Сибирском кр. в колхозах состояло 61 %, в Дальневосточном кр. – 60, в Восточно-Сибирском кр. – 52 % крест. хоз-в.

Коллективизация не только не решила проблем с. х. Сибири, но и отбросила его назад. Производительность труда в коллект. хоз-вах, даже несмотря на начавшуюся механизацию зернового произв-ва, оказалась существ. ниже ожидаемой. Базовыми факторами кризис. явлений в с. х. являлись сверхнорматив. изъятие с.-х. продукции, неудовлетворит. орг-ция произв-ва в колхозах и отсутствие у колхозников стимулов к труду.

Несмотря на снижение произв-ва, гос-во требовало от крестьян все больше продукции. Функционировавшая в нач. 1930-х гг. контрактационная система заготовок с.-х. продукции отличалась нестабильностью загот. планов, к-рые в теч. года могли неоднократно меняться в сторону увеличения. При этом доп. задания (т. н. встречные планы), как правило, получали колхозы, достигшие более высоких урожаев и выполнившие загот. планы. Выполнение завышен. загот. планов, а также сохранность колхоз. собственности обеспечивались внеэкон. принуждением и массовыми репрессиями (см. Советская репрессивная политика в Сибири; «Закон о колосках»). В 1931–32 превратившиеся в настоящий грабеж деревни хлебозаготовки и массовое принуд. изъятие у крестьян скота для формирования колхоз. ферм вызвали массовый голод.

В 1933 перед центр. и мест. властями вновь встала задача восстановления разрушенного с. х. В рамках ее реализации прежде всего была реформирована система госзаготовок. Контрактацию осн. видов с.-х. продукции заменили их обязательными поставками, к-рые имели юридически оформленный налог. хар-р. Налагать на сдатчиков доп. задания запрещалось, а все «излишки» продукции после завершения поставок должны были оставаться в их «полном распоряжении».

Задачу организационно-хозяйственного укрепления колхозов выполняли созданные в 1933 политотделы МТС и совхозов, призванные помочь наладить в колхозах учет и орг-цию труда и очистить их от «классово-враждебных элементов». Массовые чистки колхозов вкупе с относит. улучшением положения единолич. крест-ва привели к замедлению и даже приостановке темпов коллективизации. Чтобы преодолеть данную ситуацию, в кон. 1934–35 был ужесточен полит. и экон. прессинг на единоличников.

Параллельно с усилением давления на единоличников власти пошли на относит. смягчение гос. политики в отношении колхозов и колхозников. В кон. 1934 упраздняются политотделы МТС, снижается размах репрессий, уменьшается уровень налогообложения колхозников. Принимаются меры к стимулированию развития их личных приусадебных хозяйств (ЛПХ). Мест. власти обязываются ликвидировать «бескоровность» ЛПХ, оказав колхозникам помощь в приобретении и выращивании молодняка. В 1935 принимается новый Примерный устав с.-х. артели, в к-ром предусматриваются более высокие предельные нормы личного хоз-ва. Преференции, предоставляемые колхозникам, были призваны, с одной стороны, побуждать единоличников вступать в колхозы, а с др. – улучшить тяжелое мат. положение колхоз. крест-ва. Подобная политика привела к ускорению коллективизации деревни. В Зап. Сибири и на Д. Востоке на 1 июля 1937 в колхозах состояло 94 % крест. дворов, в Вост. Сибири – 91 %.

С 1933 начался рост зерн. произв-ва, с 1935 – жив-ва. Подъему земледелия способствовала его постоянно растущая механизация, к-рая рассматривалась как одна из приоритет. задач гос-ва. Наращивались поставки тракторов и комбайнов, увеличивалось число машинно-тракторных станций. Велась подготовка механизаторов, инж.-техн. работников.

Тем не менее поставленная рук-вом страны задача – за годы 2-й пятилетки (1933–37) добиться удвоения общего объема произв-ва с.-х. продукции – не была решена. Не выполнили своих пятилет. планов и сиб. власти. Недостаточные темпы развития с. х. в первую очередь определялись высоким уровнем налогово-податного обложения колхозов. Помимо обязат. поставок, нормы к-рых в сер. 1930-х гг. неск. снизились, на них возлагались еще и др. натур. подати – натуроплата МТС, госзакуп, гарнцевый сбор. Наиболее обременительной являлась натуроплата, ее размеры постоянно росли в связи с увеличением объемов с.-х. работ, выполняемых МТС. В этих условиях оплата труда колхозников оставалась крайне низкой, что не создавало стимулов к повышению его производительности. Мн. колхозники предпочитали работать в ЛПХ, а не на «общественных» полях и фермах.

В то же время в условиях надвигавшейся войны страна нуждалась в более существ. наращивании прод. и сырьевых ресурсов. В связи с этим власти в кон. 1930-х гг. пошли на значит. повышение уровня налогово-податного обложения колхозов. Для увеличения размеров натуроплаты в 1939 был пересмотрен порядок определения урожайности колхоз. нивы, к-рая теперь стала устанавливаться непосредственно на поле перед нач. уборки (т. н. биол. метод). В 1940 за счет новых видов с.-х. продуктов расширилась система обязат. поставок. Произошел переход от расчета объемов поставок по площ. посева или поголовью скота к их исчислению с каждого гектара закрепленных за колхозами с.-х. угодий, что должно было стимулировать колхозы к более рац. их использованию. В кач-ве «стимула» к выполнению загот. планов вновь стали применяться репрессии.

Одновр. усилилось давление на личный сектор сел. экономики. В кон. 1938 началась длительная кампания по изъятию «излишков» земли и скота в ЛПХ. Произошло существ. увеличение и ужесточение податного бремени по отношению к их владельцам. С 1939 к уплате натур. податей и с.-х. налога стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ проживавших на селе рабочих и служащих. На них, а также на колхозников распространялись принципы обложения, прежде применявшиеся только по отношению к единоличникам. Налог. давление на ЛПХ, помимо пополнения казны, было призвано привести к сокращению его размеров и вынудить крестьян с большей отдачей работать в колхозах. С той же целью устанавливался обязат. минимум трудодней для колхозников. Не выработавшие минимума подлежали исключению из колхоза с конфискацией приусадеб. уч-ка.

В кон. 1930-х гг. гос-во не ограничивалось только фискал. методами воздействия на деревню. Предпринимались меры к улучшению агротехники, качества семян, породности скота. Началось внедрение травопольной системы земледелия. Развернулось стр-во малых сел. электростанций. Ставилась задача завершить механизацию осн. производств. процессов в земледелии и приступить к механизации жив-ва. В рамках обострившейся зерновой проблемы был разработан 1-й общесоюзный «целинный проект», нормативно оформленный пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 апр. 1940, в к-ром предусматривалось в теч. 1940–42 добиться существ. увеличения посевов зерновых за счет освоения целинных и залежных земель в вост. р-нах страны, в т. ч. в Сибири. Предусматривалось наращивание поставок с.-х. техники, создание новых МТС. Нехватку раб. силы планировалось частично компенсировать за счет расширения масштабов переселения колхозников из трудоизбыт. р-нов европ. части РСФСР.

Выдвинутый после нач. Великой Отечественной войны лозунг «Все для фронта, все для победы» определял осн. содержание аграр. политики сов. гос-ва по отношению к деревне в этот период. Несмотря на невосполнимые людские и мат.-техн. потери, деревня за счет мобилизации внутр. резервов должна была обеспечить фронт и тыл необходимым минимумом продовольствия и сырья. При этом Сибирь, наряду с Поволжьем и Казахстаном, стала гл. с.-х. базой страны. Для хотя бы частич. восполнения многократно обострившегося дефицита раб. силы в с. х. в производств. сферу в значительно больших, чем до войны, масштабах стали привлекаться женщины, старики, подростки, дети. Колхоз. кадры пополнялись также эвакуир. жителями европ. части СССР, представителями депортир. народов. На уборочные работы в порядке обязат. труд. повинности направлялись не занятые в с. х. сел. жители, учащиеся, население городов и поселков городского типа.

Осн. стимулами героич. труда сел. жителей стали осознание того, что они кормят своих мужей, братьев и отцов, воевавших на фронте, вера в победу. Эта вера всячески поддерживалась в ходе проводившихся массово-полит. мероприятий. Однако во время войны использовались не только морал. стимулы. В законодат. порядке увеличился обязат. минимум трудодней, к-рый определялся и для подростков от 12 до 16 лет. Повысились нормы выработки. Широко практиковалось списание трудодней за нарушения труд. и производств. дисциплины. Осенью 1941 были воссозданы чрезвыч. органы упр-ния на селе – политотделы МТС и совхозов. Они проводили массовую полит. и орг.-хоз. работу, гл. целью к-рой являлось обеспечение своевр. и безоговор. выполнения колхозами и совхозами гос. заданий по поставкам с.-х. продуктов. В обязанности политотделов также входило отслеживание полит. настроений сел. жителей, выявление и пресечение проявлений антиколхоз. и антисов. пропаганды.

В первые годы Великой Отеч. войны продолжала увеличиваться тяжесть налог. бремени. Ужесточились меры принуждения к исполнению налогов прямых и податей. Вводился ряд новых ден. и натур. сборов. В форме принимавшихся регионами, районами и хоз-вами «повышенных социалистических обязательств» по сдаче с.-х. продуктов (прежде всего хлеба) фактически реанимировалась система «встречных» планов. Существ. возросла роль платежей и сборов, формально относимых к категории добровольных: госзаймов, лотерей, сдачи денег и с.-х. продуктов в фонды обороны, помощи освобожденным р-нам, инвалидам войны и т. п. В 1941–42 широкие масштабы на местах получила практика «добровольного» закупа личного скота для укомплектования колхоз. ферм.

Стабилизация положения на фронте в 1943 привела к нек-рому смягчению давления на деревню. В этом году ликвидировали политотделы. Приостановился рост налогообложения. Центр осудил практику изъятия скота у колхозников и, более того, потребовал в кратчайшие сроки ликвидировать бескоровность колхоз. семей. Вновь стала применяться практика продажи или даже передачи колхоз. скота членам с.-х. артелей. Существ. сократились масштабы мобилизации колхозников на работу в пром-ть, стр-во и на транспорт.

В 1946 началось послевоен. восстановление с. х. В деревню возвращались демобилиз. фронтовики и часть селян, привлеченных в воен. годы в пром-ть. Увеличились капиталовложения в аграр. сектор экономики. Возобновилось широкомасштаб. машиноснабжение с. х. Ускорить восстановление разоренной войной сел. экономики могло облегчение ее налогово-податного обложения. В нач. 1946 отменялись нек-рые из введенных во время войны натур. и ден. сборов. Мн. колхозы получили скидки от норматив. размеров обязат. поставок. Снизилось налогообложение ЛПХ и колхоз. жив-ва. В последующем власть эпизодически шла на облегчение тяжести обложения. В засушливые годы уменьшались планы хлебозаготовок. Принимались решения о списании с колхозов недоимок.

Однако осн. тенденцией развития налогово-податной системы в послевоен. годы являлось повышение нормативов отчуждения труда, произведенной продукции и ден. средств. В 1947 на экономически более развитые хоз-ва переложили часть обязательств по поставкам со слабых хоз-в, практически их никогда не выполнявших. Выросшие расценки услуг МТС в сочетании с постоян. увеличением объемов выполняемых ими в колхозах работ приводили к перманентному утяжелению налогового пресса на зерновое хоз-во. С 1948 ежегодно увеличивались норматив. размеры обложения жив-ва. Ощутимым бременем на колхоз. экономику лег повысившийся подоход. налог.

Рост нормативов налогово-податного обложения не всегда приводил к реал. повышению тяжести обложения. В 1947–50 объемы прибавочного продукта, остающегося в колхозах после выполнения ими своих ден. и натур. обязательств перед гос-вом, увеличивались, что позволяло им, хотя и в недостаточных размерах, но все же наращивать объемы произв-ва. Это способствовало увеличению заработ. платы колхозников. Однако даже в наиболее благоприят. послевоен. годы оплата труда в колхозе могла обеспечить лишь полуголодное существование. Чтобы выжить в этих условиях, большинство крестьян прибегали к апробированным в предшеств. период поведенческим стратегиям: хищениям колхоз. имущества, работе «спустя рукава», уклонению от труда на колхоз. полях и фермах, первоочеред. работе в ЛПХ, бегству из деревни.

Власти боролись с подобным поведением колхозников, активно используя инструменты принуждения, введенные на время войны, но так и не отмененные после ее окончания. В 1948 Совет министров СССР потребовал от мест. органов в месячный срок «пересмотреть устаревшие заниженные нормы выработки и завышенные расценки работ» в колхозах. Применялись и прямые репрессии. Летом 1948 была проведена кампания по выселению в отдален. р-ны страны жителей деревни, «злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве».

Побудить крестьян работать в колхозах должно было сокращение размеров ЛПХ. Осенью 1946 началась очеред. кампания по экспроприации у колхозников «излишков» приусадеб. земель. Так же, как и во время войны, в послевоен. период ЛПХ использовалось в кач-ве источника роста поголовья колхоз. ферм. В 1948 существенно выросли ставки взимаемого с ЛПХ с.-х. налога. Рост налога, как и прежде, привел к сокращению размеров приусадеб. хоз-в. Вследствие этого произошло снижение налогооблагаемой базы и общей суммы налог. поступлений. Для компенсации потерь гос-во в 1950, 1951 и 1952 повышало ставки с.-х. налога.

В нач. 1950-х гг. действие восстановит. механизмов закончилось, и с. х. региона практически потеряло позитив. динамику. Объем произв-ва и заготовок не обеспечивал потребностей страны. Попытка преодолеть спад за счет укрупнения колхозов к ожидаемым результатам не привела. Гл. причиной кризиса с. х. являлась низкая производительность не свободного и практически бесплат. труда колхозников. В связи с этим все большему числу представителей парт.-гос. элиты становилось ясно, что дальнейшее развитие отрасли на старых принципах невозможно. Чтобы двинуть ее вперед, необходимы были перемены.

Точкой отсчета постсталин. преобразований аграр. сектора экономики стали решения сент. (1953) Пленума ЦК КПСС, в к-рых ставилась задача существен. прироста произв-ва с.-х. продукции прежде всего за счет повышения доходности с.-х. предприятий и мат. заинтересованности их работников. В рамках реализации данного курса в кон. 1953 были снижены нормы госпоставок, увеличены загот. цены, подешевели услуги МТС. Остающиеся после выполнения колхозами обязательств по поставкам продукты заготавливали в порядке гос. закупок по повышенным ценам. В 1958 обязат. поставки и натуроплату отменили. Госзаготовки в колхозах стали осуществляться исключительно в форме закупок, в совхозах – сдачи-продажи. При этом закуп. цены в очередной раз увеличили. Повышение рентабельности колхозов привело к росту оплаты труда колхозников. Улучшению мат. благосостояния сел. жителей способствовали меры по стимулированию развития ЛПХ. Существ. снизилось их налогообложение. Мест. органы обязывались прекратить практику ущемления интересов колхозников в отношении ЛПХ и оказывать им помощь в обзаведении скотом и обеспечении кормами.

На сент. (1953) Пленуме ЦК КПСС особо подчеркивалась необходимость использования интенсив. факторов увеличения аграр. произв-ва (повышение урожайности уже вовлеченной в оборот пашни и продуктивности жив-ва). Однако подъем с. х. во 2-й пол. 1950-х гг. был достигнут гл. обр. за счет экстенсив. факторов (увеличения посев. площ. и поголовья скота). В 1954 по инициативе Н.С. Хрущева началась кампания по целин. и залеж. земель освоению на востоке страны, в т. ч. в Сибири. Целью кампании являлось увеличение заготовок зерна на 35–40 %. Поставленную задачу не только выполнили, но и перевыполнили. Др., еще более амбициозную задачу – в теч. 2-й пол. 1950-х гг. удвоить произв-во осн. продуктов жив-ва – реализовать не удалось. На темпах развития отрасли отрицательно сказывалось сокращение кормовой базы в результате распашки земель, ранее использовавшихся под пастбища и сенокосы. Ситуацию не спасла и попытка введения в севообороты кукурузы, превратившаяся в очередную шумную, но неэффектив. кампанию, к-рую проводили с нарушением элементар. агротехн. норм (см. Кукурузная кампания 2-й пол. 1950-х – нач. 1960-х гг.). Допущенные во время освоения целин. и залеж. земель нарушения агротехники уже к кон. 1950-х гг. начали сказываться на развитии зерн. хоз-ва. В результате снижения плодородия почв сократилась урожайность, ухудшилось качество собираемого хлеба. В Сибири и по стране в целом стала ощущаться острая нехватка не только фураж., но и прод. зерна.

Возникшие в с. х. проблемы руководители сов. гос-ва пытались решить в осн. за счет орг.-хоз. перестройки отрасли. В кон. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. начался процесс массового преобразования колхозов в совхозы. Продолжалось укрупнение колхозов. В 1958 произошла реорганизация МТС. Принадлежавший им машинно-трактор. парк на возмездной основе передавался колхозам. В кон. 1950-х гг. вновь было прервано поступат. развитие личного сектора сел. экономики. Парт. рук-во приняло курс на стр-во коммунизма. А ЛПХ с ком. отношениями, по мнению теоретиков, никак не соотносилось. Мест. власти снова получили задание изымать «излишки» земли и скота у населения. В 1960-е гг. в рамках реализации курса на централизацию и концентрацию произв-ва и соц. инфраструктуры началась ликвидация «неперспективных» деревень.

Прод. кризис нач. 1960-х гг. заставил гос-во изменить свою политику в отношении ЛПХ. С сер. 1960-х гг. кампаний по его сокращению больше не проводилось. На самом высоком уровне было заявлено о необходимости устранения «необоснованных ограничений» ЛПХ колхозников, рабочих и служащих.

Весьма противоречивые результаты «целинной эпопеи» также показали, что экстенсив. методы ведения хоз-ва себя исчерпали. В высш. эшелонах сов. рук-ва все более утверждалось мнение о необходимости перехода к интенсификации сельского хозяйства, к-рая понималась как комплекс орг.-экон. мероприятий, позволяющих добиться увеличения объемов произв-ва продуктов раст-ва и жив-ва за счет повышения производительности труда. Обеспечить достижение поставленных целей должно было перманент. наращивание кап. вложений в с. х., повышение квалификации его работников, их мат. стимулирование, решение соц. проблем села. Курс на интенсификацию отрасли был окончательно оформлен мартовским (1965) Пленумом ЦК КПСС. Пленум также осудил практику необоснованного вмешательства в дела колхозов и совхозов и поставил задачу расширения их производств., финанс. и плановой самостоятельности.

В рамках индустриализации аграр. сектора экономики, направленной на повышение производительности с.-х. труда, планировалось стр-во круп. животновод. комплексов (по произв-ву молока и свинины) и птицефабрик. Превращению с.-х. труда в разновидность индустриального должны были способствовать орг. изменения в отрасли – укрупнение с.-х. предприятий и внутрихоз. структур. Продолжалось начатое в предыдущие годы массовое преобразование колхозов в совхозы. За счет преимущественного развития базовой отрасли внутри с.-х. предприятий происходило углубление их специализации. При этом ликвидировались или существ. сокращались непрофил. произв-ва и подсоб. промыслы. С целью преодоления негатив. последствий узкой специализации с.-х. предприятий с нач. 1970-х гг. стали создаваться межхоз. предприятия, специализировавшиеся на откорме скота, произв-ве и переработке кормов, семеноводстве. В 1982 созданы рай. агропром. объединения (РАПО). Наряду с колхозами и совхозами в них вошли ремонтно-техн., агрохим., автотранспорт., снабженч., загот. и перерабат. предприятия.

В кач-ве гл. фактора повышения плодородия почв рассматривалось расширен. применение минер. удобрений, хим. средств защиты растений и ядохимикатов. Принимались меры по улучшению культуры зем-лия и жив-ва. Вблизи круп. городов создавались массивы орошаемых мелиорир. земель для ведения орошаемого овощеводства и интенсификации кормопроизв-ва.

С 1966 в колхозах стала вводиться гарантир. ежемес. ден. оплата труда, размеры к-рой рассчитывались на осн. норм выработки и тариф. ставок, действовавших в совхозах. Данное мероприятие способствовало сближению оплаты труда в колхозах и совхозах. Рост оплаты труда работников с.-х. предприятий опережал темпы роста его производительности. В 1960-х – нач. 1970-х гг. это вызывалось стремлением поднять жизнен. уровень сел. тружеников, сократить разницу между ср. заработ. платой на селе и в городе. При этом предполагалось, что рост оплаты труда приведет к повышению его производительности и в дальнейшем темпы роста производительности труда будут устойчиво превышать темпы роста его оплаты. ХХV съезд КПСС поставил задачу усиления стимулирующей роли заработ. платы, повышения ее зависимости от конечных результатов произв-ва. Однако добиться опережения темпов роста производительности аграрного труда над темпами роста его оплаты в кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. не удалось.

Избранный сов. рук-вом в сер. 1960-х гг. путь развития с. х. к ожидаемым позитив. результатам не привел. Достаточно динамично аграр. сектор сиб. экономики развивался лишь во 2-й пол. 1960-х гг. В 1970-е гг., несмотря на постоян. наращивание кап. вложений, темпы роста аграр. произв-ва начали снижаться. В связи с этим была фактически свернута начавшаяся в 1965 экон. реформа, в рамках к-рой ставилась задача перевода с.-х. предприятий на хозрасчет. Усилился контроль над фин.-хоз. деят-тью колхозов и совхозов. Возобновилось навязывание им заданий по сверхплановым закупкам.

В нач. 1980-х гг. ситуация в с. х. стала принимать кризис. хар-р. Резко упали эффективность произв-ва, его фондоотдача, производительность труда, возросла себестоимость продукции. В Сибири в 1981–82 произошло сокращение объемов аграр. произв-ва. Осн. причина низкой эффективности с. х. по-прежнему заключалась в отсутствии устойчивой мотивации работников с.-х. предприятий к высокопроизводит. труду. В громоздких и трудноуправляемых подразделениях колхозники и рабочие совхозов не были связаны с конечным результатом ни организационно, ни материально. Нараставшее отчуждение от средств произв-ва и результатов труда приводило к ослаблению труд., исполнит. и технол. дисциплины, нерац. расходованию сырья, материалов, энергии.

Кризис. явления в с. х. СССР в нач. 1980-х гг. со всей очевидностью продемонстрировали бесперспективность продолжения прежней аграр. политики. Для того чтобы преодолеть отчуждение тружеников села от средств произв-ва и результатов труда, началось повсемест. внедрение в с. х. т. н. коллективных форм орг-ции и оплаты труда (см. Коллективный подряд в сельском хозяйстве). К кон. 1980-х гг. в ходе различ. хоз. экспериментов были отработаны орг. элементы перехода от командно-адм. к более демокр. формам орг-ции произв-ва. В Сибири учеными-экономистами и руководителями передовых хоз-в опробованы новые производств.-экон. формы орг-ции аграр. произв-ва: коллективы интенсив. труда, арендный и семейный подряд, коопхозы. Внедрение этих форм хотя и не обошлось без традиц. кампанейщины, но все же придало с. х. позитив. динамику.

При всем разнообразии курсов и конкрет. приемов реализации аграр. политике сов. гос-ва присущи вполне определенные закономерности. Гл. целью макрополит. устремлений его лидеров и правящей партии в целом являлось сохранение суверенитета страны, к-рое не мыслилось вне существующей полит.-идеол. системы. Решить данную задачу в рамках геополит. реалий не представлялось возможным без ускор. индустр. модернизации страны. Ее ресурсное обеспечение находилось в прямо пропорцион. зависимости от степени неэквивалентности обмена между городом и деревней, пром-тью и с. х. Чем меньше получали крестьяне за свой труд, тем больше имел индустр. сектор. Сверхнорматив. изъятие с.-х. продукции, к-рое обеспечивалось жестким внеэкон. принуждением, позволяло сов. гос-ву решать поставленные сверхзадачи (победить в Гражданской и Великой Отеч. войнах, провести ускоренную индустриализацию в нач. 1930-х гг., сохранить воен.-стратегич. паритет с США в послевоен. годы), но в то же время приводило к обнищанию жителей деревни и кризису с. х.

Падение с.-х. произв-ва, в свою очередь, сокращало объемы ресурс. подпитки индустр. стр-ва и сказывалось на благосостоянии горожан. Следовавшие за этим смягчение давления на деревню, использование мат. стимулов крест. труда, наращивание кап. вложений в аграр. сектор экономики придавали с. х. позитив. динамику, но решить поставленные перед ним партией и гос-вом «грандиозные» задачи не могли. Более того, через нек-рое время развитие с. х. приобретало затухающую динамику.

В сер. 1950-х гг. степень неэквивалентности обмена между городом и деревней существ. снизилась, предпочтение отдавалось мат. стимулированию труда, благосостояние селян повысилось. Однако циклический хар-р гос. аграр. политики сохранился. Предоставление с.-х. предприятиям относит. экон. свободы сменялось усилением адм. вмешательства в их деят-ть.

См. Аграрный вопрос, Аграрный строй, Сельское хозяйство, Заготовки с.-х. продукции государственные.

Лит.: Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917–1937 гг.). Новосибирск, 1983; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; История советского крестьянства. М., 1986–1988; Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960–1980-е гг. Новосибирск, 1991; Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001; Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х – начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004.

С.Н. Андреенков, В.А. Ильиных

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты