ЭТАПЫ И ЭТАПНЫЕ КОМАНДЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЭТАПЫ И ЭТАПНЫЕ КОМАНДЫ. Введены в Сибири по указу 1822 «О этапах в сибирских губерниях». Цель – обеспечение и упорядочение уголов. ссылки в Сибирь на казен. заводы и адм. поселение. До введения этапов переправкой ссыльных в Сибирь занимались различ. учреждения и разные воинск. команды (армия, Мин-во внутр. дел, казаки, башкиры, мещеряки). С 1823 в Зап. и Вост. Сибири созд. этапные и полуэтапные сооружения или тюрем. помещения для вр. содержания ссыльных, передвигавшихся пешком от Перми и Екатеринбурга до Тюмени и Иркутска. Стр-во этап. зданий осуществлялось подрядчиками. Сиб. этапы представляли собой огорожен. высоким тыном территорию, на к-рой находилось 2–3 одноэтаж. бревенч. строения. Один из домов занимали конвойный офицер и его канцелярия, др. – солдаты, самый большой – арестанты. Арестант. казарма для пересыльных имела муж. и жен. отд-ния. Поскольку в теч. 1 дня не всегда можно было преодолеть путь от этапа к этапу, то на полпути между ними возводились т. н. полуэтапы для ночевок. Ночлеж. полуэтап строился по такому же образцу, но уменьшенного размера, т. е. только гауптвахта для конвоя и ночлеж. тюрьма без помещения для плац-формы (место сбора ссыльных) и канцелярии начальника. Этапы стояли вдоль ссыл. тракта в 20–40 верстах друг от друга. От границ Пермской губ. до Иркутска было 131 этап. и полуэтап. сооружение вместе с пересыл. тюрьмами. В этап. командах полагалось иметь 61 обер-офицера, 122 унтер-офицера, 61 музыканта, 1 525 рядовых, 8 лекарей, 61 денщика, 244 казака, 488 казачьих лошадей и 244 подводы, требовалось вооружить и снабдить зим. одеждой 1 908 чел. На каждый этап определялась команда из офицера, 2 унтер-офицеров, барабанщика и 25 рядовых пеших солдат. Команда подчинялась командиру гарнизон. полка или батальона, расположенного в губ. городе и выполнявшего обязанности внутр. стражи, подобно командам уезд. инвалидов. Этап. команды жили оседло: солдат наделяли землей до 5 дес. в тех селениях, где располагался этап. В них набирали преим. людей семейных; служба проходила по возможности недалеко от мест преж. жительства. Для военнослужащих в окр. городах на тракте строились этап. лазареты. В Тобольской и Томской губ. их было 5. На каждый этап для конвоирования партий и преследования беглых отряжалось по 4 кон. городовых казака, к-рые подчинялись этап. начальникам. Начальство могло селить этих казаков на этапах или заменять через какое-то время другими. Подат. население – крестьяне – было обязано выставлять на каждый этап по 4 подводы для перевозки больных и грузов партии. Эта повинность именовалась этапной гоньбой. На подводу могло поместиться не более 4 чел. С ростом числ. ссыльных в этап. партиях на этапы приходилось выставлять и больше подвод. Пешие партии должны были проходить в месяц до 500 верст с суточ. отдыхом на каждый 3-й день. Такой «маятниковый» порядок, заведенный в нач. 1820-х гг., когда этап. команда, проводив партию ссыльных до следующего этапа и передав ее др. этап. команде, возвращалась на свой этап, сохранялся практически все время ссылки. Ссыльным в 1-й пол. XIX в. под контролем нач. этап. команды выдавалось 12 коп., а во 2-й пол. – 10 коп. на продукты, к-рые они могли покупать у мест. жителей. Все кормовые сразу не выдавали из опасения, что их либо проиграют, либо пропьют или же отберут более опытные бродяги. Санитарно-быт. условия были плохие. Этапы не держали тепла зимой, были пропитаны миазмами; скученность ссыльных приводила к распространению заразы и росту эпидемий. Испытания погодой, трудностями пути, нехватка одежды и плохое питание, зараженный воздух переполнен. этапов и почти полное отсутствие мед. помощи и ухода подрывали здоровье ссыльных. Принятый в России способ доставки ссыльных, связанный с огромными страданиями и унижениями, не имел аналогов в мире. По подсчетам Н.М. Ядринцева, издержки на пересылку 1 ссыльного в Сибирь, вкл. его содержание в пересыл. тюрьмах, составляли 300 руб. серебром, к-рых было бы достаточно для содержания его в теч. 4 лет в тюрьме Европ. России.

В 1865–68 в Зап. Сибири (от Перми до Тюмени и от Томска до Ачинска) практиковалась доставка ссыльных на одноконных подводах; по затратам она была дороже пешеэтапной. С развитием пароход. движения перешли к водной доставке от Тюмени до Ачинска. С 1865 пароходовладельцы брали подряды на доставку ссыльных специально оборудован. баржами, буксируемыми пароходами. Сокращалось время доставки от Тюмени до Томска и, соотв., затраты. В связи этим упразднялись 33 этап. команды по ссыльному тракту от с. Успенского под Тюменью до Ачинска. Были усилены этап. команды от Томска. Пешеэтапное передвижение ссыльных осталось между Томском и Иркутском, а также в Забайкалье. В 1865 на т. н. гл. ссыл. тракте, состоявшем из 3 уч-ков: от Ниж. Новгорода до Тюмени, от Тюмени до Ачинска (по воде), от Ачинска до Иркутска и от него до Карийских промыслов, а также от Нерчинска до Нерчинского Завода, было 38 этап. команд. В это время в Сибири была 1 пароходная и 46 пешеэтап. конвойных команд, в них числилось 2 181 чел. В каждой команде состояли: офицер, фельдфебель, ст. унтер-офицер, 3 мл. унтер-офицера 2-го разряда, 6 ефрейторов, 55 рядовых. Из нестроевых при каждой команде было по 1 мл. писарю и 3 сторожа. После введения водной пересылки на пароходах от Тюмени до Томска каждую неделю в течение всего года из Томска в Иркутск отправлялись пешие партии из 300–400 арестантов, этот путь они преодолевали за 3 мес. После начала сквозного движения по ж. д. этап. команды были сокращены, их функции перешли к конвойным командам. Всего в XIX – нач. XX в. этап. командами и гарнизон. войсками в городах было окараулено и этапировано в Сибирь ок. 1 млн чел.

Лит.: Ядринцев Н.М. Российская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения над жизнью тюремных ссыльных и бродяжеских общин. Исторический очерк сибирской ссылки. СПб., 1872; Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. СПб., 1900; Дворянов В.Н. В сибирской дальней стороне…: Очерки истории царской каторги и ссылки. 60-е годы XVIII в. – 1917 г. Минск, 1971; Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885–1886 гг.): В 2 т. СПб., 1999; Устав об этапах в сибирских губерниях // Полное собр. законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 38.

О.Н. Катионов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты