ЭСКИМОСЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЭСКИМОСЫ, юк – «человек», югыт, или юпик – «настоящий человек» – самоназв. азиат. (сиб.) Э., «инуит» – самоназв. канад. Э., также принято исследователями в кач-ве этнонима.

Э. населяют аркт. побережье от Чукотки до Гренландии. Общая числ. составляет более 100 тыс. чел. Числ. Э. по переписям (тыс. чел.): в 1959 – 1,1, 1970 – 1,3, 1979 – 1,5, 1989 – 1,7, 2002 – 1,8, в т. ч. в Чукотском авт. окр. – 1,5. Преобладает тип аркт. малой расы. Язык азиат. Э. (в амер. лингвист. классификации «сибирский юпик») относится к группе юпик эскимос. ветви эскимос.-алеут. семьи языков (эскимос.-алеут. группе палеоазиат. языков), младописьменный. Язык характеризуется малой степенью стандартизации. В 1848 рус. миссионером Н. Тыжновым был издан букварь эскимос. яз. Совр. письменность на основе лат. графики создана в 1932, когда вышел 1-й эскимос. (юитский) букварь. В 1937 переведена на рус. графич. основу. Азиат. Э. говорят на чаплинском (лит.) и науканском диалектах. Последний носитель 3-го диалекта азиат. Э. – серениковского – умер в 1997. Часть исследователей признает эскимос. диалекты отд. языками, поскольку те длительное время развивались самостоятельно. Н.Б. Вахтин считает, что в наст. время функционирует только чаплин. диалект. На нем говорят ок. 400 чел., преим. ст. поколения Э. Все азиат. Э. русскоязычны, большая часть – билингвы, к-рые родной язык лишь понимают, но в быту практически не используют. В XVIII в. Э. делились на ряд племен – уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, к-рые отличались лингвистически и нек-рыми особенностями культуры. В процессе рус. колонизации, трансформации промысла, интеграции с береговыми чукчами племенное деление утратило свою актуальность, сохранившись преим. в диалектах Э.

История Э. связана с проблемой формирования примор. культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами. В последнем случае фиксируется родство Э. и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской/эскоалеутской общности, к-рая в древности локализовалась в зоне Берингова прол. и из к-рой Э. выделяются в IV–II тыс. до н. э. Нач. этап формирования Э. связывается с изменением с нач. II тыс. до н. э. экол. ситуации в р-нах Берингии. В это время в Аркт. Америке и на Чукотке формируются т. н. палеоэскимос. культуры, что указывает на общность процесса сложения примор. традиций народов сев.-востока Азии и Сев. Америки. Последующая этнокультур. история Э. тесно связана со сложением общности береговых чукчей, к-рые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н. э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграц. хар-р, что нашло выражение во взаимопроникновении мн. элементов традиц.-быт. культуры береговых чукчей и Э. Для последних взаимодействие с берег. чукчами открыло возможность широких торгово-обмен. контактов с оленеводч. населением тундры Чукотки.

Этноним «эскимос» происходит от назв., данного Э. индейцами-атабасками, буквально означает «едящий сырое мясо, рыбу». Рус. первопроходцам Э. были известны с сер. XVII в., упоминаются как «пешие чукчи». До сер. XIX в. контакты с русскими были редкими. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. Э. осваивают добычу пушного зверя для торговли с рос. и амер. промышленниками.

Помимо общих для абориг. населения Сев.-Вост. Азии социокультур. и экол. проблем, связанных с колонизацией и модернизацией, на культуру Э. негативно повлияла и сов. внеш. политика. С 1948 на полвека прекратились контакты Э.-чаплинцев и Э. о-ва Св. Лаврентия (США) – носителей одного диалекта и давних торг. партнеров. Тяжело сказался на экономике эскимос. поселков мораторий на китобойный промысел 1970–80-х гг.

У Э. преобладал патрилинейный счет родства, патрилокал. брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан’ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены ее делили между собой охотничью добычу. Во главе рода еще в нач. ХХ в. стоял родовой старейшина. Это был обычно старик или пожилой мужчина. Он регулировал обществ.-производств. жизнь рода, открывал и закрывал промысл. сезон, определял время поездок в целях обмена, руководил проведением праздников, разбирал ссоры своих односельчан. Каждый род занимал в поселке опред. территорию, где располагались их жилища-землянки. В землянке жило 250–400 чел. Охотничья территория у всех родов во всех поселках была общей. На базе родовых отношений формировалась осн. родовая единица – байдар. артель. Каждый род имел до 3 и более артелей; артель состояла из 12 чел. Кроме охотничьих, каждый род имел байдарку на 40 и более гребцов для торг. и воен. целей.

Осн. видом хоз. деят-ти был мор. зверобойный промысел. До сер. XIX в. гл. орудиями охоты были копье с наконечником стреловид. обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) – легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревян. каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов – от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С сер. XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка вост.-сиб. типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах – «ракетках» (в виде рамы из 2 планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу кост. пластинами), по льду – с помощью спец. шипов из кости, укрепленных на обуви. Способ охоты на мор. животных зависел от их сезон. миграций. 2 сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов прол.: весной на север, осенью на юг. Китов отстреливали гарпунами с неск. байдар, а позднее – гарпун. пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. С кон. XIX в. появилось новое промысл. оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса мор. животных, отстреливали из лука диких оленей и горн. баранов, птиц, ловили рыбу, собирали яйца мор. птиц и дикоросы.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением мор. зверя – в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древ. тип жилища – камен. постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, Э. жили в полуподземных каркас. жилищах (нын`лю). В XVII–XVIII вв. появились каркас. постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукот. ярангу. Летнее жилище – четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косо усеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С кон. XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Одежда азиат. Э. – глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок, перьями внутрь. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или ниж. губу, подвешивали моржовые зубы, кост. кольца и стеклянные бусины. В XIX в. в обиход вошла татуировка: мужчины наносили кружки в уголках рта, женщины – прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометр. орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Традиц. пища Э. – мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, к-рую обменивали у чукчей на шкуры мор. животных.

Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из неск. групп родств. семей, занимавших зимой отд. полуземлянку, в к-рой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отд. палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажит. семьях встречалось многоженство.

Э. практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различ. состояний человека, в родств. связь человека с к.-л. животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Гл. мор. божеством, хозяйкой мор. животных была Седна, к-рая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов либо др. фантаст. существ, к-рые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), к-рый являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем мор. охоты; она изображалась на байдарах, ее деревян. изображение охотники носили на поясе. Добыче круп. зверя посвящали промысл. праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита (Полъа), к-рые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты – «проводы кита», либо весной – «встреча кита». Существовали также праздник начала мор. охоты, или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимос. фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак – «весть», «новость» и на унипамсюк – рассказы о событиях в прошлом, героич. предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.

К самым ранним стадиям развития эскимос. аркт. культуры относится резьба по кости: скульптур. миниатюра и худ. гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домаш. обихода; изображения зверей и фантаст. существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) – преим. вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные – песни-гимны, к-рые поют ансамбли, и «малые» интимные – «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.

Лит.: Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине. М., 1964; Народы России. М., 1994; Вахтин Н.Б. Эскимосско-алеутские языки // Языки мира. Палеоазиатские языки. М., 1997; Северная энциклопедия. М., 2001; Богоявленский Д. Вымирают ли народы Севера? // Население и общество. № 83 (авг. 2004).

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты