ЭВЕНЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЭВЕНЫ, эвен, ывын, эбен (самоназв.), корен. народ вост. и сев.-вост. Сибири. Проживают на побережье Охотского моря и в бас. р. Колымы на тер. Магаданской обл., Камчатского, Хабаровского кр. и вост. р-нах Республики Саха (Якутия). Числ. в РФ (тыс. чел.): 1939 – 9,7, 1959 – 9,0, 1970 – 11,8, 1979 – 12,5, 1989 – 17,1, 2002 – 19,1, в т. ч. в Якутии – 11,7, в Магаданской обл. – 2,5, в Хабаровском кр. – 1,3.

Относятся к байкал. антропол. типу. Говорят на эвенском яз. тунгусо-маньчж. ветви алт. яз. семьи. В эвен. яз. насчитывается ок. 20 диалектов и говоров, объединяемых в 3 наречия: восточное, среднее и западное. В кач-ве лит. яз. используется диалект Э. Магаданской обл., имеющий достаточно широкое распространение. В 1931 была создана письменность на основе лат., в 1936 – рус. алфавита.

Расселение предков Э. – тунгус. племен из Прибайкалья и Забайкалья по Вост. Сибири началось в I тыс. н. э. В процессе расселения Э. включили в себя часть юкагиров, впоследствии были подвергнуты частич. ассимиляции якутами. Под влиянием якутского яз. сформировалось зап. наречие эвен. яз. К сер. XVII в. Э. кочевали на Охотском побережье и к западу от него в отрогах Верхоянского хр., в бас. Колымы, Индигирки и Омолона. Появление здесь рус., опустошит. эпидемии 2-й пол. XVII в. положили начало интенсив. миграции Э. в бас. Уды и Амгуни. На сев.-востоке они проникли в земли юкагиров и коряков, часть к-рых вошла в состав эвен. родов и способствовала увеличению числ. Э. Продвижение Э. на сев.-восток продолжалось в XIX–XX вв., усиливались контакты с русскими. С 1920-х гг. большинство Э. переходит к оседлости, массовому двуязычию.

Традиц. занятия Э – оленеводство, охота (дикий олень, лось, горн. баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы Э.-наматкан (букв. «приморские жители») кочевали весной из континент. тайги к побережью Охотского моря и осенью – обратно. Безоленные Э. на Охотском побережье (самоназв. мэнэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В XVIII в. у якут. и камчат. Э распространилось коневодство, заимствованное у якутов. Между оседлыми и кочевыми эвенами существовал натур. товарообмен – оленье мясо и шкуры на нерпичью кожу.

Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской обл. – дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах – кайсар и подклеенных мехом – мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Э. ловили проходную рыбу лососевых пород, в ср. течении и верховьях рек – кунжу, гольца, хариуса. Осн. орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Э. лишь в 1920-х гг. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушеной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долбленках, к-рые покупали у сосед. народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путем обмена у якутов, позднее – у русских.

Традиц. поселения и жилища Э. сочетает в себе элементы различ. происхождения. При наличии мобил. кочевых стойбищ Э.-скотоводы устраивали летние скотоводч. стоянки сайылык, не отличающиеся от якутских. Разнообразными были и жилища – тунгус. чум с берест. или ровдужным покрытием, якут. балаган, весьма широкое распространение среди Э. получил цилиндрическо-конич. чум, близкий чукотско-коряк. яранге.

Традиц. одежда Э. соответствует общетунгус. костюму. Заимствование отд. элементов и деталей фиксируется прежде всего в виде промысл. одежды у мужчин, это палеоазиат. одежда «глухого» кроя. Зим. одежда шилась из меха, летняя – из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, метал. подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебр. монетами. Голов. убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиц. муж. одежда вытесняется в тундровых р-нах чукотской, в лесных – якутской, женская сохраняется более устойчиво.

У Э. существовали патрилинейные экзогамные роды, распадавшиеся на территор. подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла неск. родств. и неродств. семей. Был распространен обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу. Внутр. структура эвен. об-ва базировалась на половозраст. стратификации, к-рая и определяла соц. роли каждого человека.

Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многоженство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

Были развиты промысл. культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатыр. эпос, ист. предания, сказки, песни и др. В наст. время возрождаются традиц. праздники Э. (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX – начало XX в. М., 1975; Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

Е.В. Антропов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты