ЭВЕНКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЭВЕНКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит. эвенков Вост. и Зап. Сибири, Д. Востока. Большое влияние на Э. л. оказал фольклор: нимнгаканы (мифол. и ранние героич. сказания), улгуры (ист. предания), жанры обряд. фольклора, малые фольклор. жанры (загадки, считалки, оде и иты (заповеди, обереги) и др.). Динамика развития Э. л., отличающаяся цикличностью, в целом отражает соц.-ист. изменения в нац. сообществе: каждый цикл истории Э. л. обусловлен подъемом уровня соц.-духов. благосостояния или его стагнацией.

1-й изв. эвенк. автор Г.С. Гантимуров (1850–1921, псевд. Г.Т. Муров) писал на рус. яз. В 1896 в Томске опубликована его драма и романы «Ганя Хмуров» (1904) и «Двое в одной шкуре» (1909). В сов. период произведения Гантимурова не переиздавались, неопубл. остались романы «Теплая компания», «Не из тучи гром, а из навозной кучи», «Тринадцатый».

Значит. роль на 1-м этапе становления Э. л. сыграла деят-ть ученых-североведов и преподавателей Ленингр. ин-та народов Севера, где учились эвенк. литераторы, в частн. те, кого принято считать зачинателями Э. л., – Н.В. Сахаров (1915–1945), Г.Я. Чинков (1915 – кон. 1960-х гг.), А.М. Салаткин (1914–?). Благодаря инициативе сотрудников института создавались рукоп. студ. журналы «Тайга и тундра» (1928), сб. студ. рассказов «О нашей жизни» (1929), рукоп. лит. альманахи «Раньше и теперь» (1938), где дебютировали молодые эвенк. поэты и прозаики. В сб. «Тайга играет» (1937), «Радость тайги» (1938), «Север поет» (1939) опубл. стихотворения А. Платонова («Песни эвенка»), И. Кириллова, П. Алексеева, С. Пикунова («Летчик Луксан»; «Девушка», «Поп и шаман»), А. Солтураевой («Семья Гасаны»). Всего известно 20 имен эвенк. авторов, вошедших в лит. в эти годы. Стихотворения публиковались на эвенкийском и русском яз. в переводах М. Воскобойникова, Л. Хаустова, Ан. Ольхона, Л. Шлиолинского, Н. Гессен, Г. Василевич, В.Наумовой. В сб. «Мы – люди Севера» (1940) публикуют свои произведения Н. Сахаров, А. Салаткин. Отд. книгами вышли поэт. сб. Г. Чинкова «Родная земля» (1938), «Стихи» (1939), А. Салаткина «Тайга играет» (1937), Н. Сахарова «Стихи» (1937).

Становление творчества эвенк. литераторов в 1920–30-е гг. шло параллельно с освоением фольклор. наследия: сказочно-легендар. основа послужила источником для сказки-сказания Г. Чинкова «Гарпаниндя» (1939), сказки в стихах «Сулакичан» (1940); А. Салаткин создает поэтич. обработку ист. преданий (поэма «Гегдаллукон, Ульгэриккон», 1940).

Классич. произведениями прозы 1-го этапа считается посвящ. соц.-ист. тематике рассказ Н. Сахарова «Красный суглан» (1938), автобиогр. повесть «Маленький Никита» (1938), повесть «Мечты Маргеши сбываются» (опубл. отд. гл.). Из ранних наиболее значит. прозаич. произведений Э. л. – рассказ С. Герасимова «Женская песня» (1931), повесть К. Ворониной-Салаткиной «Анка» (1935). В 1938 в лит. эвенк. альм. «Раньше и теперь» опубл. рассказ Г. Маркова-Бута «Агиду» и главы из его романа «Андрей Лазарев», посвящ. истории участия эвенков в Гражданской войне в партизан. движении на р. Зея (завершен. рукопись утрачена).

На 1-м этапе развития Э. л. функционировала как на эвенк., так и на рус. яз. Давлан-Нергунеев – авт. более 50 стих., опубл. на рус. яз., и пользовавшейся большой популярностью пьесы «Калым». На рус. яз. увидела свет повесть А. Ачкина «Легенда о Ермаке» (1933), основанная на тунгус. сказании о происхождении креста на берегу оз. Баргузин. Особая значимость 1-го этапа развития Э. л. связана с воздействием на процесс становления письм. лит. яз. эвенков.

В сер. 1940-х – нач. 1960-х гг. в сб. «Мы – люди Севера», «По тропам тайги» и «Родная тайга» выходят отд. стихотворения И. Кириллова, А. Хромова, Н. Петрова и В. Соловьева, написанные на эвенк. яз. и переведенные на русский Н. Гессен и Л. Хаустовым, автобиогр. рассказ Н. Ламатканова «Качона» (1949). Мн. авторы, чьи произведения эпизодически публиковались в различ. изданиях, остались почти неизвестными для читателей. Значение этого периода в сохранении худ. тенденций, обозначившихся на 1-м этапе: обращение к малому и ср. эпич. жанру, приверженность прозаиков к автобиографизму, к-рый становится стилевой чертой Э. л. и приобретает устойчивый хар-р.

2-я пол. 1960-х – 1990-е гг. – период творч. активности и худ. самоопределения Э. л. В 1960-е гг. дебютируют прозаик В. Доколев, поэт И. Удыгир. Выходят 3 сб. стихотворений Д. Апросимова: 2 на якут. яз. («Родник», 1968; «Три ручейка», 1978) и 1 на рус. («Три родника», 1981). Худ. открытием стали его произведения, основанные на легендах, – «Кюндели Куо» и «Куралай Кустук». Во 2-й пол. 1980-х гг. опубл. соц.-психол. повесть А. Латкина «Амикан», сб. стихотворений Н. Оёгира «Танец куликов» (1987), «Тропа к роднику» (1989), рассказы С. Надеина «Женщина из Учира», «Ссора».

Наиболее значит. явления Э. л. 1990-х гг., продолжающие лит. процесс прошлых лет, связаны с именами А. Немтушкина, Г. Кэптукэ (Г.И. Варламовой, р. 1951), Н. Калитина (р. 1940), А. Латкина (р. 1952), В. Даниловой (р. 1967). В их творчестве выражена обеспокоенность будущим эвенков, проблемой физ. и духов. выживания народа, сохранения обычаев и традиций, определяющих нац. бытие и самоидентичность. Осн. тематика произведений Г. Кэптукэ, пишущей на рус. и эвенк. яз., – филос.-нравств. осмысление совр. проблем бытия сородичей, их соц. и культур. дезадаптация. В худ. очерках, рассказах, составивших сб. «Маленькая Америка» (1991), «Рассказы Чэриктэ» (1990), повестях «Имеющая свое имя Джелтула-река» (1989), «Серебряный паучок» и «Рэкет по-тунгусски» (1991) выражено стремление художественно осмыслить кризис. явления нац. бытия в условиях культур., духов. и соц.-экон. упадка. Отд. произведения Г. Кэптукэ переведены на нем., исп., итал., фр. и яп. яз.

Тематика и образный строй рассказов и стихов Н. Калитина, пишущего на эвенк., якут., рус. яз., связаны с нац. традициями. Лирика Н. Калитина (поэт. сб. «Таежные метки» (1978), «Слушай, моя тайга» (1982), «Сны в инее» (1985), «Во владениях Байаная» (2004)) включает фольклор. мотивы, опирается на жанровые особенности эвенк. песен. С фольклором связаны и стихи-ханы (стихотворения-настроения) А. Латкина. В его прозе, отличающейся глубоким психологизмом, вниманием к худ. детали, исследуются острые соц. проблемы (рассказы «Нить» (1977), «Волчий закон» (1979), «Ночная охота» (1981), «Скала забвения» (1994), и др., повести «Три круга луны», «Амикан» (1983), «Тропа, ведущая по кругу» (1984), «Последнее пришествие» (1992), «Войди в храм чистым» (1994), «Се – человек?» (2000)). Творчество поэта, прозаика и публициста В. Даниловой получило читат. признание в 1990-е гг. Лирич. стихи, вошедшие в сб. «Только ты…» (1996), «Райский ад» (2005), отличаются медитативностью, ведущие темы – любовь и мир природы. Произведениям В. Даниловой свойственна ассоциатив. образность, что свидетельствует о глубин. связи с фольклор. традициями.

Центр. проблематика совр. Э. л. – адаптация и выживание народа в новых культ.-ист. условиях, острые соц. проблемы (пьянство, суицид), обеспокоенность в связи с утратой «корневых», нац. основ жизни.

Лит.: Пошатаева А.В. Литературы народов Севера. М., 1988; Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиогр. справочник: В 2 ч. М., 1998–1999; Хазанкович Ю.Г. Эвенкийская литература. М., 2002.

Ю.Г. Хазанкович

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты