ЭВЕНКИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ЭВЕНКИ, эвен, орочон (самоназв.), корен. народ сев.-вост. Сибири. В наст. время расселены от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура. Проживают в Якутии, Эвенкии, Таймырской АО, Красноярском кр., Иркутской обл., Забайкальском кр., Респ. Бурятия, Амурской обл., Хабаровском кр., Сахалинской обл., а также на сев.-востоке Китая и в Монголии. Числ. в РФ (тыс. чел.): 1939 – 29,6, 1959 – 24,6, 1970 – 25,1, 1979 – 27,1, 1989 – 29,9, 2002 – 35,5, в т. ч. в Якутии – 18,2, в Красноярском кр. – 4,6, в Эвенкийском авт. окр. – 3,8, в Хабаровском кр. – 4,5.

В антропол. отношении представляют достаточно пеструю картину, обнаруживая комплекс признаков, характер. для байкал., катангского и центр.-азиат. типов. Говорят на эвенкийском яз. тунгусо-маньчж. группы алт. семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима, юж. – к югу от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима и вост. – к востоку от Витима и Лены. Повсеместно распространен рус. яз., мн. Э., живущие в Якутии и Бурятии, говорят также на якутском и бурятском яз. Письменность создана в 1931 сначала на осн. лат. графики, затем с 1936–37 – на основе русской. За основу лит. эвенк. яз. первонач. был взят непский говор юж. наречия (Иркутская обл.).

Э. сложились на основе смешения мест. населения Вост. Сибири, родственного юкагирам, с тунгус. племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья ок. I тыс. н. э. В результате этого смешения образовались различ. хоз.-культур. типы Э.: «пешие» (охотники), «оленные» (оленеводы), «конные» (коневоды). Контакты с русскими – с нач. XVII в. После вхождения Сибири в состав Российского гос-ва прекратились междоусобные столкновения между родами. Наметился процесс массового передвижения Э. в поисках новых промысл. р-нов. Расселение рус. крест-ва по Енисею, Лене, Амуру, Зее, Подкам. Тунгуске и др. вызвало отход Э. от больших рек, а в верховьях Лены, в Прибайкалье и Забайкалье – их частич. ассимиляцию. В сер. XVII в. маньчжуры увели на правобережье Амура значит. группу юж. Э. – оленеводов и коневодов. В XVIII в. часть Э. вошла в состав вадеевских нганасан, забайкал. Э. в осн. ассимилировали буряты и монголы. В XIX в. часть охот. тунгусов, спасаясь от эпидемии оспы, ушла на юг в р-н Учура, Чумикана, Амгуни, нек-рые переселились в Приморье на р. Тумнин (влившись с состав орочей и удэгейцев), позднее – на о-в Сахалин.

Были развиты торг. отношения с сосед. народами. В обмен на пушнину у русских выменивали металл. изделия, сукно, у якутов – скот и желез. изделия, у бурятов – скот, железо, зерно, ткани, у монголов и китайцев – серебр. украшения, у маньчжуров и дауров – муку, хашин (водку), посуду, украшения.

Гл. отрасли хоз-ва Э. – охота на копытных и пушного зверя, сезон. рыболовство и оленеводство, обусловившее кочевой и полукочевой образ жизни. Охотились на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, медведя, а также птицу. Позднее распространилась пушная охота. Орудия охоты: ружье, самострел, копье, большой нож на длинной рукояти, различ. ловушки – петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах (голицах и подбитых камусом), с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью и др.

Оленеводство имело в осн. транспорт. значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона неск. семей обычно соединялись и перекочевывали в удобные для отела места. Совмест. выпас оленей продолжался все лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочевки проходили каждый раз по новым местам – летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торг. пунктам. У нек-рых групп были известны нарты различ. типов, заимствованные у ненцев и якутов.

Рыболовство носило сезонный хар-р, лишь в ряде р-нов им занимались круглый год. На Енисее, Витиме, в верховьях Ангары ловили тайменя, карася, окуня, щуку, налима, на Охотском побережье и в Амуре – кету, лосося, осетра, белугу, сазана. На Байкале и Охотском побережье промышляли тюленя.

Была развита домаш. обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в т. ч. на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению круп. рог. скота. Совр. Э. в осн. сохраняют традиц. охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались оленеводч. кооперативы, строились оседлые поселки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге – ячмень, овес). В 1990-е гг. Э. стали организовываться в родовые общины.

По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с 2-лопастным веслом – долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).

Собирательство имело подсоб. значение. Заготавливали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали яголы и кедр. орехи. Степ. группы конных Э. занимались кочевым скот-вом, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими осваивали земледелие и огородничество. Владели кузнеч. делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, делали домаш. утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы.

Зимние стойбища состояли из 1–2 чумов, размещались недалеко от зим. пастбищ диких оленей, весен. и осенние – рядом с местами отела и гона домаш. оленей. Летние стойбища насчитывали до 10 чумов, располагались у рек в местах рыб. ловли. Вдоль кочевых троп устраивали кратковр. стоянки.

Были распространены летние и зим. чумы, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В кач-ве покрытия конич. чума могли использоваться береста и сено.

Эвенк. чум строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диам. 2 м, в высоту 2–3 м. Остов переносного чума покрывался сверху спец. покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались «тисками», сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож – «нюками». Зим. чумы строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги. Как правило, остов чумов при перекочевках перевозился Э. с одного места на другое. В прошлом внутри чумов устраивали очаг. В кон. XIX и нач. XX в. устанавливали желез. печь, для дымоход. трубы с лев. стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой.

Зим. одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Муж. и жен. костюм Э. включал распашной кафтан с 2 широкими складками сзади, завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (жен. с прямым ниж. краем и муж. углом), пояс с ножнами (у муж.) и сумочкой (у жен.), натазники, ноговицы. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, метал. бляшками т. п. Характерен голов. убор из целой шкуры с головой оленя. У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых р-нах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье Э.-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы рус. одежды.

Была распространена и одежда, кроящаяся также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с 2 узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола. Такую одежду изготовляли из шкур, ровдуги и сукна. Она была как мужской, так и женской. Наряду с этой одеждой у енисейск., охотских и вилюйских Э. была распространена одежда раскроя из целой шкуры с 2 треугольными клиньями на спинке. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц; ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Обувь изготовляли из комуса.

Осн. пища – мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, зим. суп из сушеного мяса, заправленного мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой. Охотские, илимпийские и амурские Э. делали юколу, толкли ее в муку, употребляли с нерпичьим жиром. Конные Э. ели конину. Летом широко использовали оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, местами сбивали из него масло. С зерном и мукой познакомились до прихода русских, но из муки раньше делали только похлебку или жарили ее с жиром (забайкал. скотоводы). Хлеб научились выпекать у русских. Курили листовой табак.

Традиц. утварь из бересты: сосуды, короба для запасов, одежды, инструментов, жен. принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Имелась также деревян. долбленая посуда. В XIX в. вошла в обиход покупная утварь – медные котлы, чайники, фарфор. чашки.

Общины Э. объединялись летом для совмест. выпаса оленей и проведения праздников. Включали неск-ко родств. семей, насчитывали от 15 до 150 чел. Были развиты формы коллект. распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т. п. До XX в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В кон. XIX в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по муж. линии. Родители обычно оставались жить с мл. сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях – многоженство (до 5 жен). До XVII в. было известно до 360 отцовских родов числ. в ср. по 100 чел., связанных единством происхождения, общим культом огня. Назывались обычно по имени предка: Самагир, Калтагир и др. во главе рода – авторитет. старейшина – вождь («князец»), лучший охотник-воин из молодых, шаман, кузнец, богатые оленеводы. В кон. XIX в. Э. кочевали группами – зимой по 2–3 семьи, летом – по 5–7. В кочевую группу входили как родственные семьи, так и неродственные. Сохранялись родовая экзогамия, коллект. промысел. Старые роды распадались на более мелкие новые.

Сохранялись культы духов, промысл. и родовые культы, шаманизм. Шаман. космологии Э. свойственно трехчленное деление мироздания, где каждый мир был многоярусен. Верх. мир, по представлениям Э., находится там, где восходит солнце. В верх. ярусе находятся солнце, луна и звезды. Ниж. мир является землей умерших предков. Там жизнь является точной копией мира людей. Отличие состоит лишь в том, что «люди» там питаются не земной пищей, а одними кузнечиками, а тела их холодные и без дыхания и биения сердца. 2-й ярус ниж. мира – это река, доступная лишь сильным шаманам. 3-й ярус – это владение харги – злого духа. По внеш. виду он напоминает обычного Э., но выше и массивнее. Вместо прав. кисти у него страшная человеч. голова с оскаленными зубами, на лев. руке огромный коготь. Вместо ног – култышки. Голова лысая, а тело заросло шерстью. У него есть помощники. Ср. мир – это земля. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Э. проводилась с XVII в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.

Обряд похорон производился без участия шамана. Умершего одевали в богато орнаментир. одежды, ничего не застегивая и не завязывая. Укладывали в новую шкуру. Жена клала на грудь покойного прядь своих волос (муж укладывал свою прядь умершей жене подмышку). Около мужчины помещали пальму, лук, стрелы, нож, лыжи, котелок, трубку, кисет. С женщиной: орудия для обработки шкур, жен. посох, трубку, кисет, мелкие личные вещи. Хоронили в долбленой колоде или гробе. На похоронах убивали оленя, собаку, лошадь, оставляя их на месте похорон. Умершего своей смертью хоронили лежа, самоубийц – сидя, кроме того, их личные вещи сжигались, чтобы смерть не перешла на живых.

Фольклор включал песни-импровизации, мифол. и ист. эпос, сказки о животных, ист. и быт. предания и др. Наиболее популярны у Э. мифы и сказки о животных. Их герои – звери, птицы и рыбы, живущие в сиб. тайге и ее водоемах. Центр. фигура – медведь, общеплеменное божество, прародитель Э. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отд. строки за сказителем. Отд. группы Э. имели своих эпич. героев. Постоян. герои – комич. персонажи были также у быт. рассказов. Из муз. инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод, исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили хар-р состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты худ. резьба по кости и дереву, обработка металла (муж.), вышивка бисером, у вост. Э. – шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (жен.).

Лит: Карлов В.В. Эвенки в XVII – начале XX в. (хозяйство и социальная структура). М., 1982; Туголуков В.А. Тунгусы (Эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

Е.В. Антропов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты