ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО в Сибири известно с кон. XVI в. в формах фольк. пения, распростр. в переселен. культуре. С сер. XVII в. хор. пение культивировалось в церквах и монастырях. Первые муз. капеллы появились в домах представителей администрации. Муз. быт (церк. и свет.) постепенно обогащался партесным пением. В XVIII в. большой вклад в развитие хор. пения внес митрополит (1702–26) Филофей (Лещинский). Им сформированы хоры при церквах в Томском, Красноярском, Якутском, Селенгинском, Нерчинском, Туруханском приказах. Созданы духов. училища, спец. певч. церк. школы, одна из первых – школа при Тобольском архиерейском доме. Светские капеллы исполняли виватные канты петровских и елизаветин. времен. В народ. искусстве бытовали различ. формы и жанры фольклора: скоморошьи «бесовские игры», колядки, календарно-обряд. песни. Формы хор. исполнительства были присущи представлениям духов. театра (драма «О Навуходоносоре царе…») в Тобольске и Иркутске, вертепа (драма «Царь Ирод»), зафиксир. в Иркутске.

С сер. XVIII в. с развитием театр.-конц. деят-ти и муз. образования в Сибири расширяются рамки хор. исполнительства. В 1760–80-е гг. появляются первые свет. муз. театры в Омске, Тобольске, Барнауле, в репертуаре к-рых были оперы с хор. номерами. Для их исполнения привлекались церк. певчие. Звучали канты и партесные концерты. Хор. пение развивалось в духов. и общеобразоват. учеб. заведениях, воен. школах и др. (см. Музыкальное образование в Сибири). К нач. XIX в. в Сибири существовали многочисл. хор. коллективы: архиерейский, казачий и солдатский – в Иркутске, казачий – в Омске, хор. капелла – в Тобольске. Их репертуар включал светскую народ. и духов. музыку (канты, вокал.-инструм. полонезы «Гром победы, раздавайся» и «Польскими летит стрелами», фрагменты опер). К сер. XIX в. увеличивается кол-во воен. и церк. хоров. Так, в штате архиерейского дома образованной в 1834 Томской и Асиновской епархии значился хор числ. 24 чел. Зарождаются хоры в среде ссыльных декабристов и поляков. Обогащается хор. репертуар, исполняются произведения классич. зарубеж. музыки и рос. авторов, в т. ч. «Элегия» А. Алябьева для хора и оркестра, сочиненная им в сиб. ссылке.

Во 2-й пол. XIX в. появилось множество хор. коллективов в рамках любит. муз. об-в и отд-ний Имп. Русского муз. общества (Красноярск, Иркутск, Тобольск, Омск). В репертуаре – культовые соч. зарубеж. и отеч. композиторов, кантатно-ораториальные соч., сцены из опер. В нач. XX в. в сиб. городах возникли хор. об-ва – первое в Томске (1908), затем в Барнауле, Бийске, Новониколаевске. Об-ва открывали муз. классы, курсы для желающих получить нач. муз. образование (Барнаул,1914), регентские курсы (Томск, 1913), создавали хор. коллективы и вокал. ансамбли, устраивали концерты, муз.-лит. вечера. Существовали хоры в учеб. заведениях, дет. приютах, в различ. клубах, кружках, обществ. орг-циях (просвет., лит.-драм., благотворит.). Новое развитие хор. исполнительство получило с открытием в кон. XIX в. 1-го сиб. вуза – Имп. Томского ун-та. Существенна роль в развитии хор. культуры небольших коллективов, созданных при различ. просвет. об-вах. Показательна в этом отношении деят-ть Об-ва попечения о начальном образовании (1882), открытого по инициативе П.И. Макушина. В 1908 группой томских музыкантов, представителей церкви создано Первое Сиб. хоровое певческое об-во (к 1915 насчитывало 200 чл.). В нач. XX в. в Сибири неоднократно гастролировали проф. хор. коллективы: напр., капеллы Ф.А. Агренева-Славянского, В.Г. Завадского, А.П. Кара-Георгиевича, П.Н. Гордовского. В культур. облик городов Сибири внесли огромный вклад видные музыканты-хоровики: С.Ф. Абоянцев, Г.Л. Ришес, С.Т. Абакумов, А.В. Анохин, Л.Н. Виссонов, В.Р. Литвинов, А.Д. Пензенский и др.

Революция 1917 внесла свои коррективы в хор. культуру Сибири. Пение стало рассматриваться как важнейшее средство повышения культуры масс. В 1920–30-е гг. начинают складываться организац. формы проф. хор. искусства: акад. хор, народ. хор, ансамбль песни и пляски. Наряду с проф. хор. коллективами все более широкое распространение получают различного рода самодеят. коллективы, ставшие одним из гл. средств культур. воспитания трудящихся.

В нач. 1920-х гг. непродолжит. время существовали хоры, созданные в системе органов народ. образования (Сибоно, губоно) – показательные хоры в Омске и Красноярске (1920–22), Пролетарская хор. капелла в Барнауле (1920–21), хоры в Иркутске, Чите и др. городах. Помимо рев. и народ. песен исполнялись хор. произведения Римского-Корсакова, Лядова, Калинникова, Аренского, Чайковского и др., ставились лит.-муз. композиции. В 1920–30-е гг. хор. коллективы действовали в составе опер. трупп (см. Музыкальные театры в Сибири, Сибирский гос. оперный театр), в муз. учеб. заведениях (училищах и техникумах) в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. В 1930–50-е гг. проф. хоры работали в радиокомитетах (Омск, Новосибирск, Иркутск, Якутск).

Множество любит. хор. коллективов, студий, кружков действовало при гор. и сел. клубах, домах и дворцах культуры. Хор. пение играло большую роль в формировании муз. культуры европ. типа у корен. народов Сибири. Практически всюду этот процесс начинался с развития самодеятельности, создания хор. кружков и т. д. (см. Алтайская муз. культура … Якутская муз. культура).

Во 2-й пол. 1940-х гг. в рамках сиб. концерт. орг-ций создаются проф. народ. хор. коллективы по образцу Русского народ. хора им. М.Е. Пятницкого – в Красноярске (краевой хор народ. песни, 1946–54), Новосибирске, Омске. Гос. Сибирский народ. хор (1945, орг. и худ. рук. Н.П. Корольков, в 1954–62 – засл. деятель искусств РСФСР (позже народный артист СССР) В.С. Левашов, в 1962–68 – В.И. Чирков, в 1969–79 – народный артист России А.П. Новиков, с 1980 худ. рук. народный артист России В.В. Мочалов, с 2007 – И.Б. Тюваев) – лауреат Всемир. фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957, 1-я премия и зол. медаль), обладатель мн. наград и почет. дипломов, широко известен на родине и за рубежом (Франция, Чехословакия, Румыния, Монголия, Корея, Германия, Китай и др.). В 1994 удостоен звания академического. Гос. Омский русский народ. хор (1950, орг. и худ. рук. засл. деятель искусств РСФСР Е.В. Калугина, в 1962–94 – народный артист СССР Г.Н. Пантюков, с 2005 худ. рук. В.А. Кригер) – лауреат Всемир. фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953, 1-я премия и зол. медаль), участник и призер мн. конкурсов и фестивалей, лауреат Гос. премии РСФСР им. М. Глинки (1971). Мн. гастролировал по стране и за рубежом (более 25 стран). Омский и Сибирский хоры внесли существ. вклад в развитие хор. культуры России и региона, заняли достойное место среди ведущих проф. народ. коллективов страны. В репертуаре – обработки народ. песен, в т. ч. собранных в селах Зап. Сибири, соч. совр. авторов, вокал.-хореогр. композиции и т. д.

Проф. коллективами народ. профиля являлись армейские ансамбли песни и пляски – СибВО (Новосибирск, 1939) и ЗабВО (Чита), Ансамбль МВД (Новосибирск), ансамбли песни и танца в нац. республиках. В 1980–90-е гг. все большее место в любит. и проф. хор. исполнительстве занимают фольклор. коллективы аутентичного направления.

Высокого исполнит. уровня достигли мн. любит. акад. хоры, созданные при вузах, домах культуры и т. д. в обл. и краевых центрах Сибири. Нек-рые из них существуют десятилетиями, ведут актив. концерт. деят-ть, участвуют в различ. отеч. и зарубеж. фестивалях, конкурсах. С сер. 1940-х гг. ведут начало вокал.-хор. и оперная студии Томского гос. политехнического ин-та (ныне – Томский гос. политехнический ун-т, ТПУ). В репертуаре концерт. хора ТПУ музыка Бортнянского, Березовского, Дегтярева. С 1959 существует хоровая капелла Томского гос. ун-та (орг. и худ. рук. В.В. Кузьмин, с 1966 – засл. деятель искусств РФ В.В. Сотников) – участник и обладатель наград всесоюз., всерос., междунар. конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского комсомола (1976). В репертуаре – соч. от эпохи Палестрины до партитур XX в., в т. ч. мессы Моцарта и Шуберта, Литургия П. Чайковского, Всенощное бдение С. Рахманинова, хоры С. Танеева, циклы и миниатюры Ю. Фалика, С. Слонимского, Р. Щедрина. Возникший в 1980 в Томском доме ученых Образцовый хор мальчиков стал основой хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» (рук. засл. работник культуры РФ Э.Д. Варенцова). «Глория» – неоднокр. участник всерос. и междунар. конкурсов (Германия, Италия, Юж. Корея). В репертуаре – духов. музыка, рус. и зарубеж. классика, популяр. народ. и джаз. песни, произв. совр. композиторов.

В 1964 создан Академический хор Новосибирского электротехнического ин-та (НЭТИ, ныне – Новосибирский гос. технический ун-т), худ. рук. к-рого в течение 20 лет был засл. деятель искусств России Ю.А. Брагинский. В репертуаре – произведения разных эпох и стилей, партитуры зарубеж. (Моцарт, Лотти, Бетховен) и рус. классиков (Бортнянский, Калинников, Глинка, Танеев, Скрябин, Рахманинов, Чайковский), соч. сиб. композиторов. Хор мн. концертировал, часто гастролировал за рубежом, участвовал в спектаклях Новосибирского гос. академического оперного театра (НГАТОиБ), удостоен наград всесоюз., всерос., междунар. конкурсов и фестивалей. В нач. XXI в. в НГТУ – 2 хор. коллектива: хор. капелла им. Ю. Брагинского (рук. О. Захваткина) и акад. хор «АХ НЭТИ» (рук. А. Париман), объединившие участников 1-го состава. С 1971 существует акад. хор Новосибирского гос. ун-та (НГУ; орг. и худ. рук. О.И. Выхристюк, в 1983–88 – С.Н. Дик, в 1988–90 – Н.Е. Головнева, позже О. Ерофеева, А. Яценко, Д. Зорина и др.). В репертуаре 1970-х гг. – хор. классика, песни на яз. народов СССР, популяр. сов. песни. Позже исполнялись духов. произведения рус. авторов XVII–XX вв. (Чесноков, Гречанинов, Архангельский, Рахманинов), хор. музыка Гаврилина, Свиридова. В кон. 1980-х гг. хор НГУ участвовал в спектаклях НГАТОиБ («Борис Годунов», «Аида»). Организованы студ. акад. хоры и в др. вузах Новосибирска – ин-те инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Сибирский гос. ун-т путей сообщения, с 1965), электротехническом ин-те связи (ныне – Сибирский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, с 1973), Новосибирском гос. педагогическом ун-те (1989).

В филарм. концертах выступают вместе с симф. и камерным оркестрами студ. акад. хоры Омска, Барнаула, Иркутска. В репертуаре акад. хор. капеллы Омского гос. технического ун-та (1967, рук. засл. работник культуры В.Н. Попова-Перелыгина) – духов. музыка, рус. и зарубеж. классика, народ. песни, произв. совр. композиторов. В Омском гос. техническом ун-те существует вокал. ансамбль духов. и классич. музыки (1993, рук. А.М. Жадан), в Омском гос. ун-те – камерный хор (1994, рук. Т.А. Казанцева) и женский акад. хор (1991, рук. Л.А. Сабитова). Музыку разных жанров и эпох (от XVI до XX в.) исполняет Омский муниципальный детско-юношеский хор «Кредо» (1984, худ. рук. засл. работник культуры РФ Д.Я. Твардовская) – участник ряда регион. конкурсов, гастролировал за рубежом (Польша, США, Болгария).

В 1977 организован акад. хор Алтайского гос. ун-та (худ. рук. засл. артист РСФСР и Тувинской АССР Р.Н. Лесников, с 1984 – Р.Г. Галямов). В 1990 хор прекратил существование, восстановлен в 2002. В репертуаре народ. песни, романсы, вокализы, рус. и европ. классика, хор. сцены из опер, духов. музыка, произведения композиторов ХХ в., соч. мест. авторов. В Барнауле действуют муниципальный камерный хор (1990, рук. А.Б. Тарнецкий), акад. хор Алтайского гос. ин-та искусств и культуры.

В 1977 организован акад. народ. хор «Возрождение» в Ин-те мерзлотоведения СО РАН (Якутск, орг. и худ. рук. засл. деятель культуры Республики Саха (Якутия) Т.Н. Нетесова). В репертуаре – рус. и зарубеж. классика, хоры из опер, духов. музыка, соч. совр. композиторов, рус. и якут. народ. песни, эстрад., джаз. и рок-мелодии. Хор – лауреат всерос. конкурсов (2001, 2002), дипломант V Междунар. фестиваля-конкурса любит. акад. хоров в Москве (2006).

В 1980–90-е гг. возникают проф. акад. хоровые коллективы в Новосибирске, Красноярске, Кемерове, Иркутске и др. городах. В 1981 стал штат. филарм. коллективом Новосибирский камерный хор (создан в 1969 как любит. коллектив хор. об-ва, орг. и 1-й худ. рук. засл. деятель искусств РСФСР Б.С. Певзнер, с 1986 – народный артист РФ И.В. Юдин). Хор – один из ведущих хор. коллективов России, участник престиж. муз. и обществ. форумов, мн. гастролирует. В репертуаре духов. и светская акад. музыка, фольклор, джаз и песенно-романсовые программы. По инициативе хора проводятся круп. акции и фестивали, мн. из к-рых стали традиционными, – «Пушкинский венок» и «Покровская осень» (с 1999), «Хоровое вече Сибири» (2002) и др. Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» создан И. Тюваевым при Новосибирской филармонии в 1995. В основе репертуара – народ. песни, отеч. и европ. музыка эпохи барокко, хор. миниатюры нем. романтиков.

Высокий проф. уровень демонстрировал камерный хор Красноярской филармонии (1984, рук. В. Мартынов). В 1988 создан Красноярский камерный муж. хор (с 1993 – муницип., рук. В.М. Рязанов), первоначально сопровождавший богослужения в храмах города. Исполняет духов. и светскую музыку XVI–XX вв., опусы зарубеж. классиков и композиторов Сибири. Одним из ведущих коллективов Красноярской филармонии является хор мальчиков и юношей «Каприччио» (рук. М. Тимофеев). В репертуаре Красноярского камерного хора «Тебе поёмъ» (1991, рук. засл. артист РФ К.А. Якобсон) – произведения от Вивальди до Стравинского, Свиридова, Гаврилина; хор. миниатюры и круп. формы, ориг. муз.-лит. композиции, фрагменты из опер, духов. музыка, джаз, народ. песни. Коллектив – лауреат ряда междунар. фестивалей, гастролировал в Москве, за рубежом (Франция, Швейцария, Аргентина и др.). В Красноярске ежегодно проводятся муз. фестиваль-конкурс «Весенние хоровые капеллы» (с 1997), фестиваль хор. духов. музыки «Покровские встречи» (с 1995).

Акад. хор. коллективы Кузбасса представляют Камерный хор Кемеровской филармонии (рук. засл. деятель искусств РФ О.И. Шабалина), кемеровский акад. хор «Утро» (рук. засл. работник культуры РФ Н.Л. Фомичева), Новокузнецкий камерный хор (1992, рук. засл. деятель искусств РФ С. Липовой). В репертуаре – рус. и мировая классика, духов. музыка, произведения совр. композиторов. Академический хор Кемеровского гос. ун-та (1973, орг. и худ. рук. засл. работник культуры РФ Д. Шабалин, с 1996 – Н. Степанова) ведет актив. концертную деят-ть, участвует в междунар. хор. фестивалях (Германия, Испания, Чехия, Португалия).

В 1992 создан Молодежный камерный хор Иркутской филармонии (худ. рук. Б. Семенова), на базе к-рого в 1994 образован хор. ансамбль «Вдохновение» (худ. рук. В. Щукина). В концертной жизни Иркутска участвуют хор. коллективы вузов: акад. молодежный хор Иркутского гос. ун-та (1967, создатель и рук. А.К. Ромащенко), хор юридического ин-та Иркутского гос. ун-та (1999, рук. О.Н. Букреева), хор Иркутского гос. педагогического ун-та «Глория», вокал. ансамбль «Пой, Friend!» Иркутского гос. технического ун-та (1999). В Иркутске с сер. 1990-х гг. проводятся обл. фестиваль хор. коллективов «Рождественская звезда», фестивали духов. и рус. народ. музыки.

Нередко выступают с концертными программами, участвуют в различ. худ. акциях хор. коллективы муз. театров. Хор НГАТОиБ (гл. хормейстер в 1944–78 засл. артист РФ Е. Горбенко; с 1989 – засл. деятель искусств РФ В. Подъельский), всегда занимавший видное место в муз. культуре города, самостоятельно участвует в отеч. и междунар. проектах.

Большое распространение получили дет. хор. коллективы и школы-студии. Регулярно проводятся регион. и межрегион. фестивали и конкурсы дет. хоров. Мн. детско-юнош. коллективы активно участвуют в рос. и междунар. фестивалях и конкурсах, междунар. хоровых олимпиадах (с 2000), ведут концертную деят-ть. Среди них: Красноярский дет. хор (1972, рук. засл. работник культуры России Л.Г. Стебенькова), образцовая хоровая капелла мальчиков и юношей «Соловушки» из Омска (1976, рук. Т.И. Хохова), хоровая школа-студия «Журавушка» (1977, Новосибирск, рук. засл. работник культуры России Я.Н. Чапкайло), хоровая студия «Камертон» (Омск, 1990), муниципальный детско-юношеский духовный хор «София» (Красноярск, 1991; рук. О. Русакова), хоровая школа «Соловушка» из Нерюнгри (Якутия, 1989, орг. и 1-й директор П.Н. Воронов, с 1999 – Т.А. Седельникова) и др.

Важное место в развитии муз. культуры и хор. исполнительства принадлежит студ. коллективам муз. учеб. заведений. С кон. 1950-х гг. действует хор Новосибирской гос. консерватории (НГК). В 1963–65 им руководил В.Н. Минин, один из выдающихся отеч. хормейстеров, позже – Б. Певзнер, В. Подъельский, И. Юдин. В репертуаре – широкий спектр рус. и зарубеж. классики, совр. сочинения. Хор НГК – 1-й исполнитель мн. произв. сиб. композиторов. В 1990-е гг. новая тенденция в хор. исполнительстве зародилась в рамках творч. содружества НГК с Высшей школой музыки Гейдельберга-Мангейма (Германия). Силами рос. и нем. студентов в Новосибирске и Германии были исполнены такие сложные партитуры, как «Немецкий реквием» И. Брамса, «Рождественская оратория» И. Баха, Финал 9-й симфонии Л. Бетховена, «Литургия» С. Рахманинова и др. Студ. хор Красноярской гос. академии музыки и театра является постоянным участником различ. творч. акций, муз. проектов, фестивалей. Хор. коллективы существуют в муз. училищах и колледжах, учеб. заведениях сферы культуры (институты культуры и искусства и т. д.).

В кон. ХХ в. акад. хор. коллективы Сибири отличались разнообразием составов, блестящей подготовкой, богатым репертуаром, широкой географией гастролей. В 1990-е гг. возникло огромное кол-во церк. хоров при храмах, в духов. учеб. заведениях, правосл. гимназиях. Муницип. акад. хоры организованы в Рубцовске, Бийске, Омске, Новокузнецке и др. городах.

В 1980–90-е гг. появилось множество фольклор. коллективов (любит. и проф.), представляющих культуру разных народов, живущих в Сибири. Среди проф. коллективов можно назвать новосиб. ансамбли «Рождество» (1993, рук. засл. деятель искусств РФ О.А. Гурина), «Чалдоны» (1989, рук. С. Смоленцева), ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки» (1991, Чита, рук. Н. Наконечная) и др. В 1998 основан Иркутский ансамбль аутентичной музыки (рук. А. Рогачевский), представляющий уник. певческую традицию выходцев с Рус. Севера, поселившихся в Забайкалье в XVI в. На базе ансамбля «Забайкальские узоры» (1977, Чита) создан Театр песни и танца под тем же назв. (с 2002 муницип. фольк. театр «Забайкалье»). Фольклор. коллективы подобного рода существуют в нац. республиках Сибири. Многочисл. любит. хоры и ансамбли (акад., народ., фольклор., этногр.), хор. студии действуют в клубах, домах творчества, школах искусств, нац.-культур. центрах и т. д.

Лит.: Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 2, 3; Понурова О.Н. Хоровая культура Новосибирска. Новосибирск, 2004; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; Вавилов С.П., Еременко Е.П. Хоры старого Томска. Томск, 2006.

О.Н. Понурова, Л.Л. Пыльнева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты