УЛЬЧИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

УЛЬЧИ, нани (самоназв.), корен. народ Ульчского р-на Хабаровского кр. В сер. XIX в. проживали от с. Ухта на севере до верхних по Амуру юж. сел Ади и Кульгу. Часть У. проживала на Сахалине. Числ. в России (тыс. чел.): 1897 – 1 455, 1959 – 2 049, 1970 – 2 410, 1979 – 2 494, 1989 – 3 173, 2002 – 2 913.

Относятся к байкал. антропол. типу североазиат. расы с долей примеси амуро-сахалин. типа, что объясняется их длит. контактами с нивхами. Говорят на ульчском яз. тунгус. ветви тунгусо-маньчж. группы алт. семьи. В 1930-е гг. ульчский яз. считался диалектом нанайского, в наст. время признан самостоятельным.

У. сформировались в процессе длит. контактов в бас. Ниж. Амура. В их состав вошли нанайск., нивх., маньчж., негидал., эвенкийск., айнские и др. этнич. элементы. Первые известия русских об У. относятся к XVII в. Возвращение Приамурья в состав рос. гос-ва в сер. XIX в. сделало У. подданными России. С этого времени начинается актив. проникновение русских на тер. расселения У. Контакты с рус. населением оказали существ. влияние на культуру, экономику и соц. развитие У.

Традиц. занятия – круглогодич. рыболовство (кета, горбуша, осетровые и др.; с помощью неводов, разнообразных сетей, различ. крючков, удочек, острог); охота – на мор. зверя (нерпа, сивуч, тюлень) с помощью гарпунов; на лося, оленя, медведя, пушного зверя с помощью давящих ловушек, луков, самострелов, ружей и др. Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи (для охоты по насту и повседневные – с меховой обклейкой), лодки (дощатые, плоскодон., многоместные, остроносые – в рыболовстве; долбленые, берест. – чаще для охоты).

У. вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из 2–5 домов. В селениях располагались как зимние, так и летние жилища. Старинное зимнее жилище хагду – наземное каркас. сооружение из столбов и бревен с двускатной крышей без потолка с земляным или глин. полом. Дом отапливался 2 кановыми очагами. В сильные холода пользовались также большими метал. жаровнями на 3 ножках с горящими углями. Характер. особенность зимнего ульч. жилища – наличие «собачьего стола» уйчэу – низкого помоста, на к-ром кормили ездовых собак. Летние жилища были 2 типов – четырехугольные из жердей с двускатными крышами, крытые корой (даура) и свайные летники (генгга). Находясь на промысле, У. строили небольшие цилиндрич. шалаши хомиран.

Традиц. муж. и жен. одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние – на вате (хукту), праздничные – иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Изготовлялись также арми – из рыбьей кожи, ровдуги, зимой – из различ. мехов. Под халатом штаны, ноговицы (из ткани, на вате, из рыбьей кожи, ровдуги), нагрудник (мужской – малый меховой, женский – длинный, отделанный бисером, метал. бляшками). Муж. юбки из нерпичьих шкур, фартуки охотничьи, фартуки праздничные, с орнаментом, охотничьи куртки из лосиных шкур, малые меховые шапочки, надевавшиеся с тканевыми шлемами и т. п. Обувь в виде сапожка с отд. пришивной подошвой – из ровдуги, камусов; др. тип – с отдельно кроеной головкой – из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож с множеством украшений и без них. Теплые шапки орнаментированные. Одежда (особенно жен.) украшалась меховой мозаикой из кусочков собачьего, лисьего и беличьего меха, оленьим волосом, разноцвет. орнаментом и пр.

Основу питания составляла рыба. Зимой осн. роль играла юкола. Ее ели сухой, размачивали и жарили на углях, варили суп с добавкой круп, дикорастущих растений, мор. капусты. В больших кол-вах запасали на зиму рыбий жир, его хранили в калужьих или сивучьих пузырях. Широко употреблялась сырая рыба. Мясо диких животных в рационе появлялось нерегулярно. Потребление медвежьего мяса регламентировалось религ. воззрениями. Ритуал. хар-р носило употребление в пищу и мяса собак, причем искл. ездовых. Существ. подспорьем в питании были дикорастущие растения: черемша, сарана, крапива, полынь, дикий лук, желуди, лишайники и мн. др. Широко употреблялись в пищу различ. ягоды, орехи, древесные грибы.

У. жили семьями, преобладали простые, малые (80 % семей); полигамных было 8 %. Родов насчитывается ок. 30. Семьи каждого рода жили дисперсно, собирались вместе на годовой праздник моления небу, на медвежьи праздники. Осн. соц. единицей была сел. община. Община регулировала отношения внутри селений. Существовала классификац. система родства: группа родственников различ. степени родства называлась одним общим термином.

Религ. верования У. во многом сходны с анимистич. верованиями их соседей по региону. По их представлениям, горы, реки, леса, промысл. угодья имели своих духов-хозяев. Космос, Землю. Солнце, Луну и звезды также олицетворяли опред. духи-божества. Духам неба посвящался регуляр. ритуал поклонения, в к-ром участвовали обычно все сородичи. Регулярностью отличались поклонения духу-хозяину воды Тэму и духу-хозяину тайги Дуэнтэ Эдени. Одним из древнейших был культ близнецов. В шаманстве У. мн. черт, сходных с нанайскими. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Как и у нанайцев, шаманы по степени их силы подразделяются на неск. категорий. Показателем популярности и авторитета шамана являлись нашивки на рукавах и плечах его халата.

Во время медвежьих праздников, свадеб. и поминал. обрядов выступали сказители, известными сказителями были мн. шаманы, проводившие свои камлания как театр. действа: шаман пел, танцевал, разговаривал с духами, вовлекая многочисл. посетителей.

Искусство У. представлено худ. обработкой дерева, кости и металла (мужчины), рыбьей кожи, ткани и бересты (женщины). Ажур. резьбой украшались ковши, кроильные дощечки, др. быт. предметы. Особ. тщательно украшались ритуал. ложки, предназначенные для медвежьего праздника. Из рыбьей кожи, нерпичьих и собачьих шкур, лосиной ровдуги изготавливали высокохуд. халаты, нагрудники, обувь, др. одежду и быт. вещи. Вышивали разноцвет. нитками, подшейным волосом оленя. Характер. особенность ульч. орнамента – криволинейность с массой завитков и спиралей.

Жанры традиц. фольклора разнообразны: космогонич. мифы, мифы и сказки о духах, животных, волшеб. сказки, ист. легенды и предания, загадки, пословицы и проч. Из муз. инструментов наиболее характерны примитив. однострунные скрипки, малые свирели, желез. и деревян. варганы.

Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX – начало XX в. М., 1975; История и культура ульчей в XVII–XX вв. СПб., 1994.

Е.В. Антропов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты