УДЭГЕЙЦЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

УДЭГЕЙЦЫ (самоназв. удэге, удэ, udih), корен. народ Хабаровского и Приморского кр. РФ. Исконными землями обитания являлось побережье Японского моря вдоль Сихотэ-Алиня, где стойбища располагались преим. в низовьях впадающих в море рек, в полосе ок. 600–700 км с юга на север. Числ. по переписям (тыс. чел.): 1897 – 1 842, 1926 – 1 357, 1939 – 1 701, 1959 – 1 395, 1970 – 1 396, 1979 – 1 431, 1989 – 1 902, 2002 – 1 657, в т. ч. в Приморском кр. – 918, в Хабаровском кр. – 613.

Антропологически У. относятся к дальневост. типу сиб. монголоидов. Удэгейский яз. бесписьм., относится к тунгус. ветви тунгусо-маньчжур. язык. семьи, формировался как результат взаимодействия тунгус. (сев.) и маньчжурско-нанайского (юж.) лингвогенетич. типа.

Этнич. основу У. составила группа тунгус. родов, родственных орочам, к к-рым примешались нек-рые палеоазиатские (у сев. У.) и маньчжурские (у юж.) элементы. Во 2-й пол. XIX в. в р-не обитания У. временно селились китайцы, приезжавшие в Приморье на заработки без семей. Мн. китайцы женились на удэг. девушках, в результате чего в XX в. сформировалась этнич. группа тазы. В это же время началось освоение Уссурийского кр. русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику и культуру У. До наст. времени У. не консолидировались в единую этнич. общность. Несмотря на гос. политику по сселению, У. продолжают жить дисперсно. Подразделялись на 8 территор. групп (по назв. тех рек, где обитали): хорские (хункэ), бикинские (бикинкэ), иманские (иманка), анюйские (унинкэ), самаргинские (самаргинка), хунгарийские (хунгакэ), приморские (намунка), кур-урмийские. В наст. время продолжают существовать лишь первые 5 территор. групп.

Основой хоз. деят-ти У. являлись охота и рыболовство с небольшой долей собирательства. Наибольшее промысл. значение имел дальневост. лось. Занимались также пушным промыслом. Осн. орудиями охоты до проникновения в среду У. ружей (с нач. XIX в.) и метал. капканов были лук, копье, самострелы и ловушки. Для обитателей р. Уссури были характерны также пантовый и женьшеневый промыслы. Эту продукцию сбывали (начиная со 2-й пол. XIX в.) приезжавшим сюда скупщикам – китайцам. В летний сезон У., особенно приморские, занимались промыслом рыбы лососевых и др. пород. Вдоль мор. берега ставились запоры с ловушками, неводы. Широко использовались многообразные крючки, удочки, остроги и гарпуны. Среди средств передвижения были долбленые лодки с плоским дном, что было связано с необходимостью передвижения по мелководью. Охотничьи лыжи были заострены и загнуты с обоих концов, с наклеенным на ходовую поверхность камусом, в длину выше роста человека. Были лыжи без меха, «голицы». Передвигались также на груз. нартах, запрягаемых собаками.

Осн. жилищем У. было зимнее, от срубных полуземлянок с 2-скатной крышей и кановым отоплением до 3-камерных двускат. шалашей с 2–3 очагами. Среди летних жилищ были 4-угольные домики, конич. чумообразные, 2-скатные. Одежда, обувь, голов. уборы У. в общих чертах были сходны у мужчин и женщин: тканевый халат покроя кимоно с застежкой на прав. боку (жен. был длиннее муж. и богаче орнаментировался), носили и халаты из рыбьей кожи. Под халатом – штаны с ноговицами, у женщин – длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с метал. подвесками. Для изготовления промысл., зимней одежды и обуви использовали рыбью кожу, меха, шкуры, камусы, замшу и т. п. Праздн. муж. и жен. одежда обильно украшалась орнаментом. Влияние рус. костюма сказывалось уже в XIX в. – появились муж. рубахи, брюки.

Пища У. была неодинаковой у разных их групп: у жителей притоков Амура и у приморских У. преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури соотношение рыбной и мясной пищи было обратным. У последней группы опред. роль в пище играли огород. овощи, у первых большее место занимали дикорастущие.

В соц. сфере удэг. об-во характеризовалось явными признаками родовой структуры. Все члены рода являются кровными родственниками. Род был строго экзогамен. Нередко семьи различ. род. принадлежности для обретения большей защищенности объединялись в экзогамные союзы родов.

В основе мировоззрения У. лежали анимистич. представления, из к-рых возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысл. обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др. Большую роль в жизни У. играл шаманизм, также связанный с верой в духов. Первонач. существовало лишь семейное шаманство, к-рое со временем стало вытесняться профессиональным. Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, изображавшихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.

Фольклор У. включает сказки, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки. Праздники сопровождались танцами, игрой на однострунной скрипке, флейте. В орнаментах на бересте, дереве, кости просматриваются древ. мотивы.

Сегодня в местах традиц. проживания У. сокращаются охотничьи и рыболов. угодья. В результате частых перемещений, снижения рождаемости и увеличения смертности, преобладания смешанных браков и др. соц.-экон. причин утрачивается нац. культура и забывается язык. Худ. лит. на родном языке нет. Большинство У. говорят на русском, нанайском и орочском яз. Устойчивость самосознания в значит. степени поддерживается нац. интеллигенцией и обществ. объединениями.

Лит.: Кармушин И.В. Удыхейский (удэгейский) язык: Материалы по этнографии. Очерк фонетики и грамматики. Тексты и переводы: Словарь. М., 1980; Старцев А.Ф. История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX – нач. XX в.). Владивосток, 2000.

Е.В. Антропов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты