УДЭГЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

УДЭГЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Устоявшейся классификации жанров У. ф. нет. Выделяются неск. групп произведений народ. поэзии: ниманку, тэлунгу, ехэ, культовый фольклор, игры, музык. импровизации, фольклор малых форм. К тэлунгу относятся различ. виды мифов, истории о случаях на охоте, на промысле, ист. и родовые предания, шаман. легенды. Их объединяет установка на достоверность описываемых событий. Даже мифол. рассказы воспринимаются как повествования о происходившем реально. Тэлунгу обычно невелики по объему, рассказываются подчеркнуто простым, бытовым языком. В них нет песен. вставок, аллитерации, ритмизации, тропов. К ниманку относятся и героич. сказания, и сказки (волшеб., бытовые, этиологические); во всех их разновидностях в той или иной степени сохранилось мифол. содержание. Характер. черта героич. ниманку – поющиеся монологи персонажей. Они всегда сопровождаются особыми запевными словами, ныне уже утратившими самостоят. значение (это черта, по-видимому, очень древняя, характерна для фольклора всех тунгусо-маньчжур. народов). У каждого персонажа свое уник. запевное слово. Песен. вставки встречаются и в сказках (обычно в форме диалога). Язык ниманку резко отличается от бытового. Для монологов характерны стихотвор. ритм, аллитерация. В ниманку употребляются особые «сказочные» слова, не используемые в обыден. речи; присутствуют устойчивые эпич. и сказоч. формулы, богатые сравнения, иносказания. Ехэ (или йехэ) – народ. песни – по тематике делят на трудовые, лирич., колыбел., шуточные. Весьма распространена импровизация; как правило, на общеизвестный устойчивый мотив импровизируется новый текст, может варьироваться и сам напев. Нередко пение сопровождается звукоподражаниями, особыми звуковыми эффектами. У удэгейцев известны различ. песен. традиции: лирич., эпич. речитативная, магич. (песни, исполняемые от имени духов). Пением сопровождаются традиц. игры – гуси. Понятие песни для удэгейцев связано в первую очередь с мелодией, а не с текстом, поэтому нередко встречается пение совсем без слов. В особую группу выделяют шаман. песни – ейни. У каждого шамана была своя песня, с опред. мелодией и текстом. Особенно распространены шаман. песни для призывания духов-покровителей, их тексты практически непереводимы. Существуют и др. обряд. песни – лечеб., погребальные.

Собиратели У. ф. – В.К. Арсеньев, Е.Р. Шнейдер, Дж. Кимонко, В.Т. Кялундзюга; исследователи – А.М. Айзенштадт, Ю.И. Шейкин, В.В. Подмаскин, М.Д. Симонов, А.Х. Гирфанова.

Лит.: История и культура удэгейцев. Л., 1989; Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. Новосибирск, 1998 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 18).

Ю.В. Лиморенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты