УДМУРТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

УДМУРТЫ, самоназв.: удмурт, утморт, уртморт, укморт. Корен. население Удмуртской Респ. Прежде У. были известны под именем аров, арян, арских людей, чуди отятской, отяков, вотяков. Самоназв. «удмурт» зафиксировано в XVIII в., официально признано – в 1932.

У. делятся на сев. и юж. группы. Среди сев. У. проживает особая этнич. группа – бесермян.

Осн. территория расселения – Удмуртская Респ. (460 584 чел.), входящая в Уральский федеральный окр. По переписи 1939, в РСФСР проживало 600 005 У., в Сибири и на Д. Востоке – 17 633; 1970 – 678 393, 28 756 соотв.; 1979 – 685 718, 30 412; 1989 – 714 833, 34 200. В РФ, согласно переписи 2002, числ. У. составляет 636 906 чел., в Сибирском и Дальневосточном федеральных окр. – 17359 чел.

У. относятся к вятско-камскому сублапоноидному типу, для к-рого характерно преобладание европеоид. черт при наличии нек-рых монголоид. признаков.

Удмурт. яз. относится к пермской группе финно-угор. языков. В нем выделяют 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Письменность создана на основе рус. алфавита. Распространено удмуртско-рус. двуязычие.

Основой для формирования У. послужили автохтон. племена Волго-Камья. Истоки удмурт. этногенеза исследователи возводят к ананьинской археол. культуре (VIII–III вв. до н. э.). Самые ранние сведения об У. содержатся в сочинениях араб. ученых и путешественников XII в.; позднее об У. сообщают рус. источники XV в. В эпоху Средневековья происходит разделение У. на северных и южных. На сев. У. значит. воздействие оказали русские, у юж. У. сильнее ощущалось тюрк. влияние.

Преобладающую роль в хоз-ве играло земледелие. Для У. было характерно «лесополье». Сеяли рожь, овес, ячмень. В юж. р-нах культивировали также пшеницу, горох, гречиху, полбу, коноплю. Огородничество у У. играло незначит. роль. Выращивали капусту, огурцы, редьку, брюкву и т. д. Разводили лошадей, коров, свиней, овец, домаш. птицу. Промышляли пушного зверя, боровую дичь. Орудиями охоты служили лук и стрелы, ловушки, капканы. Рыболовством в осн. занимались для собств. нужд. Рыбу ловили сетями, крючками, лучили острогой. Занимались пчеловодством.

Из ремесел наибольшее развитие получили ткачество и деревообработка, а также изготовление веревок, смолокурение, кожевенное и валяльное кустар. произв-ва.

Удмурт. деревни – гурт – располагались по берегам рек, озер, вблизи родников. До сер. XIX в. преобладал беспорядочный или кучевой тип поселений. Затем появляется уличная планировка. Традиц. жилище – наземная бревенч. изба (корка) с холодными сенями (корказь).

Одежду в прошлом шили из домаш. холста, пестряди, сукна и овчины. В традиц. костюме У. выделяют сев. и юж. варианты, к-рые подразделяются на ряд локал. костюм. комплексов. Муж. костюм состоял из рубахи с разрезом на прав. стороне груди и штанов. Верх. одеждой служил сукон. кафтан. Зимой носили шубы. Большую роль в костюме играли пояса. Голов. уборами служили валяные шляпы, бараньи шапки (изъы) с ушами, иногда крытые материей. На ноги надевали холщовые или шерст. онучи и лыковые лапти, зимой – валенки.

Костюм. комплекс женщины-У. состоял из туникообразной рубахи (дэрем), в юж. р-нах с широкими оборками по низу, передника (айгиет, азькышет), вязаных узорных чулок и носков. Летней верх. одеждой в сев. р-нах служил холщовый халат (шортдэрем) с короткими рукавами, в южных – камзол или безрукавка (саестэм), теплой верх. одеждой – кафтан и шуба. Обувью служили лапти (кут), башмаки (ката), валенки. Голов. уборы удмурток – голов. полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок (кыгиет), высокая берест. шапка, обшитая холстом и украшенная лентами, бисером, раковинами (айшон), на к-рую накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи голов. уборы – платок, празднич. налобная повязка (укотуг), холщовая шапочка, украшенная монетами, вышивкой, бисером (такъя). Удмурт. женщины носили нагруд. украшения из монет и бисера, чересплечные перевязи, серьги, цепочки, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Костюм дополняли вышитые нагрудники (муресазь, кабачи). Бесермянская одежда отличалась своеобразием и находила аналогии в костюме татар-мишарей и чувашей.

В пище У. наблюдается сочетание земледел. и скотоводч. традиций. Варят разнообразные супы (шыд), каши (жук). Выпекают традиц. хлеб. изделия. Распространены блюда из яиц.

Календар. празднич. обрядность подчинена земледел. образу жизни. Весенне-летний цикл (Масленица (войдыр), праздник первой борозды, праздник распустившейся зелени (куарсур) и проч.) связан с подготовкой и проведением земледел. работ, нацелен на обеспечение хорошего урожая; основу осенне-зимних обрядов (обряды благодарения после завершения посевной, праздник, приуроченный к нач. забоя скота (выль шыд), толсур (день зимнего солнцестояния) и проч.) составляли благодарств. мероприятия в честь собранного урожая, утверждения дальнейшего благополучия.

Религ. верования характеризуются синтезом православия и дохристиан. религ. воззрений. Из языч. божеств У. почитали Инмара – бога неба, Кылдысина – творца, бога земли, Куазь – бога неба, погоды. Сохранялись представления о леших, домовых, водяных, банниках. Выразительной особенностью традиц. религ. представлений У. остается почитание священных рощ – луд (киреметь). Из семейно-родовых культов следует упомянуть особо сакральное отношение к родовым или семейным святилищам – воршудам.

Устное народ. творчество У. представлено мифами, преданиями о древ. истории народа, сказками, поговорками и пословицами, загадками. Традиц. музык. инструменты У. – гусли (крезь), варган (ымкрез), свирель (чипчирган), волынка (быз) и др.

Совр. этнич. процессы характеризуются изменением соц. структуры У. Около половины У. – гор. жители, занятые в пром. произв-ве. Развивается обществ. движение, создаются этнонац. орг-ции У., развивается проф. искусство.

Лит.: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007; Удмурты. М., 2005.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты