ТРАНСПОРТ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ТРАНСПОРТ, отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Т. является основой геогр. разделения труда и активно воздействует на размещение произв-ва.

В Сибири перевозки традиционно осуществлялись посредством гужевого транспорта и водных путей сообщения. Гл. задачей в развитии Т. в 1-е столетия после прихода русских в Сибирь было создание системы трактов (см. тракт почтовый). К нач. XIX в. эта сеть в осн. сложилась; стержнем ее явился Сибирский тракт. С сер. XIX в. качественно изменились перевозки по воде: речной транспорт стал пополняться пароходами. Пароходство стало одной из осн. отраслей приложения частн. капиталов в Сибири. Одновр. в европ. части страны ширилось применение паровых машин для сухопут. перевозок – быстро развивался железнодорожный транспорт. За Уралом ж. д. появилась в 1890-е гг. Транссибирская магистраль сразу приобрела роль транспорт. артерии между востоком и западом; дороги, по к-рым осуществлялись гужевые перевозки, выполняли функции капилляров. Транссиб вел к воротам на зарубеж. рынки – Владивостокскому порту.

Появление во 2-й пол. XIX в. новых мощных транспорт. средств породило транспортные проекты, нацеленные на создание сквозных маршрутов (речных и ж.-д.). Из смелых замыслов тех десятилетий прочно вошел в жизнь лишь один – связать Сибирь с Европой через сев. моря. На этой основе был создан Северный морской путь.

Между тем на исходе XIX в. появились новые виды Т.: автомобильный, авиационный, трубопроводный. До кон. 1920-х гг. они не играли существ. роли, уступая по объемам перевозок ж. д. и пароходам. С 1930-х гг. значение автомобилей заметно повысилось. Их преимущества – сокращение времени в пути и доставка «от двери до двери» без доп. перегрузок. По мере расширения дор. сети перевозки автомобильным транспортом стали вытеснять водные и ж.-д. вначале на коротких, затем на ср. и дальних расстояниях. Но если в мире к 1970-м гг. на автомобили приходилась осн. доля грузовых перевозок (а в совокупности с авиацией – также пассажир. и почт.), то в России гл. роль в дальних перевозках сохранили ж. д. На развитие ж. д. в 1920–30-е гг. направлялось не менее 2/3 транспорт. капиталовложений, за счет чего были построены вторые пути на всем протяжении от центра страны до Владивостока, а где-то – и новые магистрали (напр. Турксиб).

В Великую Отечественную войну резко увеличилось значение дальневост. мор. Т. На тихоокеанские маршруты пришлась половина всех мор. грузов, отправленных в СССР по ленд-лизу. Вдобавок к Владивостокскому порту в 1942–43 начали строить мор. порты в Находке, Ванино, Петропавловске-Камчатском; в 1944 их первые терминалы вступили в строй. Война также высветила значение авиации и автотранспорта, к-рые получили ускор. развитие в послевоен. годы. Вместе с тем общий объем кап. вложений в транспорт после войны снижался: в 4-й пятилетке он составил 12,3 % суммар. кап. вложений, в 6-й – 8,6 %.

Внимание к ж. д. вновь повысилось в сер. 1950-х гг. Масштаб. реконструкция (вкл. электрификацию) позволила увеличить провозную способность ж. д. за 1955–65 в 2 раза и в дальнейшем сосредоточить усилия на развитии др. составляющих единой транспорт. сети. Особенно высокие темпы роста со 2-й пол. 1960-х гг. показывал трубопровод. Т. От крупнейших сиб. месторождений на юг и запад протянулись многочисл. нефте- и газопроводы (см. трубопроводы магистральные). Трубопровод. и автомоб. Т. приобрели приоритет. роль в сов. транспорт. системе в 1975–85. Кап. вложения в Т. в целом вновь достигли 12 %. В эти годы в Сибири велось круп. ж.-д. стр-во (Байкало-Амурская магистраль) наряду со стр-вом крупнейшего на Д. Востоке и самого современного в стране Восточного порта в Находке.

В последнее десятилетие XX в. новое транспорт. стр-во практически прекратилось, грузооборот у действующих перевозчиков резко уменьшился, даже ж. д. оказались загружены лишь наполовину. Улучшение экон. условий в нач. XXI в. выдвинуло на 1-й план след. факторы развития сиб. Т.: добыча нефти и газа в Тюменской обл., спрос на углеводород. сырье со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стремление сделать Транссиб и БАМ частью междунар. транзит. пути. Эти обстоятельства предполагают стр-во сети опорных автомагистралей в р-нах нефте- и газодобычи, прокладку трубопроводов в юж. и вост. направлениях, ремонт ж.-д. полотна для приведения его в соотв. с междунар. стандартами. Гл. особенностью России и Сибири в области Т. остается господствующее положение ж.-д. Т. и относительно малая роль автомобильного.

Лит.: Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспорта СССР. М., 1990; Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатеринбург, 1999; Ткаченко В.Я., Перцев В.П. Сухопутный транспорт Сибири. Формирование опорной сети железных и автомобильных дорог. Новосибирск, 2003.

А.К. Кириллов

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты