ТЕЛЕНГИТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ТЕЛЕНГИТЫ, теленгет, теленет, теленут (самоназв.), чуйцы (алт., «люди с Чуи»), татары, телеуты, урянхайцы, урянхайские калмыки (устар. рус.), народ в РФ, корен. население Кош-Агачского и Улаганского р-нов Респ. Алтай. Живут в долинах рек Чуи и Аргута. Числ. населения: 1859 – 18 470 чел., 1897 в 1-й и 2-й Чуйских волостях – 4 849 Т. и телесов, 1926 – 3 414 чел., 2002 – 2 399 чел. В сов. период Т. рассматривались как этногр. группа алтайцев и в переписях отдельно не учитывались. Т. относятся к южносиб. расе с примесью центр.-азиат. антропол. типа. Говорят на теленгит. диалекте алтайского яз. кипчакской ветви тюрк. группы алтайской языковой семьи. Распространен рус. яз. Письменность была создана в XIX в. на основе рус. графики и диалекта алтай-кижи.

Большинство исследователей рассматривают Т. как потомков древнетюрк. племени доланьге, входившего в племенное объединение теле в VI в. и участвовавшего в образовании тюрк. каганата. В VII в. переселились из Монголии в Туву, а в VIII в. – в верховья Иртыша на Алтай. В последующем происходило смешение мест. населения с монг. племенами (XIII, XV–XVIII вв.) и этнич. группами, прибывавшими с тер. Саян (XVIII–XIX вв.). Т. и телеуты составляли единую тюркояз. общность до нач. XVII в., когда телеуты переселились в Верх. Приобье. В XIX в. (отчасти и в наши дни) этноним «теленгет» использовали алтай-кижи, телесы и телеуты. На протяжении XVIII – 1-й пол. XIX в. были двоеданцами Китая и России. В состав России вошли в 1864. Этнич. консолидация Т. происходила на тер. двух Чуйских волостей, во главе к-рых находились зайсаны и демичи. Существует деление на роды.

Традиц. верования – шаманизм, культы огня (обряд «Сан салары»), гор, духов, предков, семейных и родовых покровителей. Вселенная представлялась разделенной на верх., ср. и ниж. миры. Подвергались христианизации со 2-й пол. XVIII в. Открытие Алтайской духовной миссии в 1828 ускорило христианизацию. Семья большая патриархальная, патрилокальная, наследование патрилинейное. Существовали обычаи авункулата, левирата, избегания (табу на общение невестки со ст. муж. родственниками мужа и т. д.). Распространен институт калыма и кузенный брак. Специфичными были способы погребения: подкурганный и трупосожжение.

Традиц. занятия – полукочевое скот-во (лошадь, круп. и мелкий рог. скот, верблюды, яки), охота, собирательство, промысел кедр. ореха, ручное земледелие (ячмень). В течение года места кочевок менялись: летом в долинах, зимой на склонах гор. С помощью лука-самострела, кремневого ружья и ловушек охотились на лисиц, маралов, соболей и т. д. При обработке полей применялась мотыга, деревян. соха, а также искусственное орошение путем отвода канав от горных речек. Под влиянием русских распространилось огородничество на рубеже XIX–XX вв. Осн. средства передвижения – лошадь, лыжи (на охоте). Традиц. ремеслами Т. были обработка кожи, выделка войлока и овчин, изготовление грубой замши.

Жилища – войлоч. конич. юрта (кереге), крытая корой лиственницы и ориентированная входом на юг, чум (аланчик) конич. формы, крытый корой или войлоком. Тип поселений – аильный. Аил, располагавшийся обычно у водоема, образовывала 1 большая семья, члены к-рой жили в неск. жилищах. Все орудия труда, скот находились в собственности отд. семей. Одежда – сапоги, длинная туникообразная рубаха, штаны, поверх – халат из сукна (запахивался слева направо), длинная овчинная шуба, меховая шапка конич. формы. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек – длиннополую безрукавку. Утварь и посуда делались из дерева или кожи.

Основа пищевого рациона – мясо (обычно зимой), квашеное молоко, масло, твердый копченый сушеный и пресный сыр, суп с конским мясом и ячменной крупой, чай, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений.

Существовали развитая космогония и мифология, фольклор, эпос («Алтай-Буучай»).

В последнее десятилетие ХХ в. отмечается рост нац. самосознания, сопровождающийся возрождением традиц. праздников (новый год «Чага-Байрам»), искусства, горлового пения, родовой орг-ции и созданием фольклор. ансамблей. Совр. Т. живут оседло, занимаясь жив-вом и земледелием.

Лит.: Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953; Он же. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969; Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989; Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001; Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII – начала XX века. Новосибирск, 2005; Тюркские народы Сибири. М., 2006.

В.В. Николаев

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты