ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Возникновение и распространение П. ц.-о. о. в Сибири относится ко 2-й пол. XIX – нач. XX в. Здесь находились филиалы орг-ций, созданных в столич. городах: комитеты Православного Миссионерского об-ва, отделы Имп. Православного Палестинского об-ва (ИППО) и др., а также самостоят. орг-ции, в т. ч. церк. братства. Появление последних было вызвано желанием превратить правосл. приходы в реальные центры духов. и культур. жизни. В 1864 изданы «Основные правила для учреждения православных церковных братств», что и послужило исходной точкой в истории их деят-ти. В 1914 число братств в России превышало 700. Исследователи выделяют 4 типа братств: религ.-просветительные, миссионерские (противостарообрядческие, противосектантские), благотворительные, церковно-благоустроительные. Указ. направления деят-ти характерны и для братств Сибири.

В Сибири в кон. XIX – нач. XX в. действовали след. епархиальные братства: в Тобольской епархии – Братство св. Димитрия Солунского (создано в 1890); в Томской – противостарообряд. Братство свт. Димитрия Ростовского (1884/85); в Иркутской – Церковное братство свт. Иннокентия (1901–19); в Енисейской – Братство во имя Рождества Пресвятыя Богородицы при Красноярском кафедральном соборе (1892), в 1913 преобразованное в епархиальное свт. Иннокентия; в Забайкальской – Читинское братство святых Кирилла, Мефодия и Иннокентия (1885); в Якутской – Братство Христа Спасителя (1892); в Омской – Братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения (1898); в Благовещенске – Братство во имя Пресвятыя Богородицы (1887?); во Владивостоке – Камчатское правосл. братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса с отд-ниями в др. городах Российской империи (1910).

Крупнейшим в Сибири было Тобольское епархиальное братство. Известность ему принесла широкая деят-ть в области просвещения и благотворительности. Члены братства проводили внебогослужеб. беседы и проповеди в храмах Тобольска, сопровождавшиеся бесплат. раздачей брошюр и листков собств. издания. При братстве существовало училищное отд-ние, занимавшееся подбором кадров учителей, приобретением учеб. лит. для церк.-приход. школ. В 1899 открыта б-ка-читальня братства, одна из 4 постоянно действовавших б-к Тобольска. В ней можно было приобрести религ. лит. Братство содержало на свои средства неск. сел. б-к.

Занималось Тобольское братство и изучением церк. истории Тобольской епархии. При братстве в 1903 учреждены Тобольское церковное древлехранилище, а также Архивная комиссия. Пред. комиссии был ректор семинарии П.Д. Головин, гл. архивариусом – А.И. Юрьевский. Всю науч.-поисковую работу возглавлял педагог семинарии Н.А. Бирюков. Наиболее фундамент. публикацией комиссии явились «Очерки из истории Тобольской духовной семинарии» Н.А. Бирюкова, опубл. в «Тобольских епархиальных ведомостях» в 1903–15. Значит. вклад в историографию епархии внесли тр. прот. А.И. Юрьевского, А.И. Городкова, В.А. Ивановского, В.А. Рождественского. Тобольское епархиальное братство осуществляло широкую издат. деят-ть. В 1894 при нем учреждена типография; издавались тр. богослов. хар-ра, религ.-нравств. лит. для народа (слова, беседы, поучения и др.), азбуки, учебники и учеб. пособия для корен. народов Тобол. Севера, справочники по Тобольской епархии; тр. Древлехранилища и Архивной комиссии. В типографии братства печатались «Тобольские епархиальные ведомости».

Входила в задачи братства и миссионер. деят-ть. Члены братства собирали сведения о состоянии старообрядчества и иноверия в Тобольской епархии, устраивали внебогослужеб. собеседования с «язычниками», помогали в получении их детьми христиан. образования, оказывали мат. помощь новокрещеным.

Томское епархиальное братство имело противостарообряд. хар-р. Руководил им преосв. Макарий (Невский). Отд-ния были открыты во мн. городах епархии. Члены братства занимались изучением старообрядчества на местах, сбором сведений о староверах, их числ., согласиях, наставниках, о степени влияния на прихожан РПЦ, а также заботились о пресечении этого влияния. На средства братства содержались миссионеры, открывались школы, заводились и пополнялись б-ки с антистарообряд. лит. Активность этой деят-ти братства падает на 1905, а с 1909 осн. усилия миссионеров направлялись на борьбу с сектантством.

В Иркутской епархии в 1901 возникло и просуществовало до разгрома А.В. Колчака Церковное братство свт. Иннокентия, созданное в целях религ.-нравств. просвещения. Оно оставило заметный след в культур. жизни края: открыло б-ку, проводило чтения, концерты. Члены орг-ции большое место уделяли лит. занятиям, активно печатались на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей», развернули собств. издат. деят-ть (осуществлено более 80 различ. изданий), хотя своей типографии братство не имело. Братство издавало книги, брошюры, листки, гл. обр. религ.-нравств. содержания, но затрагивались и острые проблемы совр. жизни (война, революция и др.). Деят-ть братства была тесно связана с почитанием 1-го иркут. епископа Иннокентия (Кульчицкого).

Енисейское епархиальное братство решало религ.-просвет. и благотворит. задачи: создавало народ. б-ки и книжные склады, проводило чтения, организовывало паломничества, крестные ходы, устраивало развлекат. мероприятия. При братстве действовали об-ва трезвости. Аналогичным было и Омское братство ревнителей православия.

В епархиях действовали и др. церковно-религ. орг-ции, называвшиеся братствами: миссионер. Обдорское братство св. Гурия Тобольской епархии, Иннокентиевское братство трезвости в Томске и др. Большинство членов братств рассматривали свою деят-ть как барьер на пути распространения рев. идей. Ни одно братство не пережило революции и Гражданской войны.

Заметный след в духов. просвещении региона оставила деят-ть отделов ИППО в Тобольской, Томской, Благовещенской, Якутской, Забайкальской епархиях. Первыми возникли Томский и Якутский отделы (1894). Орг-ции проводили внебогослужеб. чтения, беседы, распространяли изд. ИППО, сами публиковали соч. в рамках задач об-ва. Они знакомили правосл. население со святынями Святой земли, осуществляли сбор пожертвований для поддержания православия на Ближ. Востоке, занимались орг-цией паломничеств. Деят-ть отделов ИППО носила массовый хар-р. Чтения проводились в губ., уезд. городах, селах, деревнях, в «инородческих» юртах.

В нач. ХХ в. в Томской и Енисейской епархиях действовали церковно-историко-археол. об-ва.

В сов. время братства были закрыты. Только с 1990-х гг. в Сибири начинает развиваться актив. обществ.-правосл. деят-ть; одним из ее проявлений стало возрождение института братств (см. статьи, посвященные сиб. епархиям).

Лит.: Волкова В.Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX века. Новосибирск, 1995; Фефелова О.А. Томское православное братство // Тр. Том. гос. объед. ист.-архит. музея. 1996. Т. 9; Иванова Л.В. Возрождение православных братств и обзор исторических форм братских движений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1997. № 2; Цысь О.П. Общественно-религиозные организации Тобольской епархии в конце XIX – начале XX века // Новое в исторической науке: В помощь преподавателям истории. Нижневартовск, 1997. Вып. 1; Коновалова Е.Н. Книгоиздание Тобольской губернии (вторая половина XIX – начало XX в.). Тюмень, 2002.

Н.К. Чернышова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты