ПОЛЯРНАЯ ДОРОГА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ПОЛЯРНАЯ ДОРОГА («мертвая дорога»), ж.-д. линия Чум–Салехард–Ермаково–Игарка. Строившаяся в 1947–53 ширококолейная ж. д. (рокада, сев. широтная магистраль), призванная улучшить транспорт. инфраструктуру и вовлечь в хоз. оборот природ. ресурсы Севера. Предусматривалось продолжение трассы по направлениям Ермаково–Норильск, Игарка–Якутск–Берингов прол., в перспективе – ряд ответвлений от магистр. линии на Полярное и Тихоокеанское побережья. Ранее, в 1930-е гг., на Азиат. Севере СССР от Тайшета до Чукотки и Колымы были созданы предприятия союз. значения: горно-металлург. комбинат в Норильске, лесоэкспортная Игарка, «Дальстрой». В годы Великой Отечественной войны и послевоен. период в Печорском бас. в неск. раз выросла добыча камен. угля, на Ухте – нефти. Отсутствие постоянно действующих путей сообщения увеличивало расходы этих предприятий на перевозки грузов.

Первонач. планировалось построить в Обской губе в р-не мыса Каменного пункт морского базирования (порт, судоремонт. з-д, жилой поселок), а также ж. д. от Воркуты к порту. В марте 1947 развернулись полевые изыскат. работы. 22 апр. 1947 Совет министров СССР поручил Мин-ву внутр. дел (МВД) стр-во ж. д. Чум–Лабытнанги. В системе МВД создали Северное упр-ние ж.-д. стр-ва № 501 (расформировано 12 февр. 1954). На 1-м уч-ке ст. Чум – ст. Лабытнанги раб. движение открыто в дек. 1948.

В ходе изысканий выяснилось, что стр-во порта в р-не Обской губы неосуществимо по причине ее мелководности и невозможности создания стабильного фарватера. В янв. 1949 Совет министров СССР постановил изменить направление трассы. Теперь ее решили проложить через Салехард, Надым, Ермаково к Игарке с сооружением порта в р-не последней и далее, в перспективе, до Норильска. Ориентир. стоимость стр-ва № 503 ж. д. Чум–Салехард–Ермаково–Игарка протяж. 1 482 км с паромной переправой через Обь и Енисей составляла 6 508 млн руб.

Стр-во линии Салехард–Ермаково началось в марте 1949 со стороны Салехарда до ст. Пур и в авг. 1949 от Ермаково до ст. Пур. Трасса проходила в приполяр. тундре с небольшими отклонениями от Полярного круга к северу и югу. Проект был рассчитан на пропускную способность 6 пар поездов в сутки, с годовым грузооборотом по 1 млн т грузов в каждую сторону. Предусматривались простейшие решения мостовых переходов: малые мосты и трубы в осн. деревянные, только на больших реках – на бетон. опорах с метал. пролетными строениями. Пути предусматривалось укладывать старогодними рельсами.

После смерти И.В. Сталина Совет министров СССР принял предложение Л.П. Берии прекратить сооружение 20 объектов, в их числе линии Чум–Салехард–Ермаково–Игарка. Всего к нач. 1953 на стр-ве линии Чум–Салехард–Игарка освоено 3623,9 млн руб. капиталовложений, уложено 887 км гл. пути. Числ. спецконтингента на стройке № 501 достигала 45 702 чел. (в 1947), № 503 – 29 832 чел. (в 1949).

Лит.: Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: В 2 т. Омск, 2004. Т. 2; Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930–1953. М., 2005.

В.В. Ламин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты