КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, участок Транссибирской магистрали, соединивший станции Байкал и Мысовая в обход оз. Байкал с юж. стороны. В 1905 протяженность одноколейки составила 260 км. Изыскания трассы проводились в 1890 экспедициями О.П. Вяземского и Г.В. Андрианова. Они показали сложность проходки трассы и высокую стоимость стр-ва. В 1900 через оз. Байкал была открыта вр. ж.-д. паромная переправа. В проектировании дороги участвовали Б.У. Савримович и К.Н. Симберг. Прокладкой пути руководил А.В. Ливеровский, к-рый впервые в практике ж.-д. стр-ва в России применил электричество как для освещения, так и для работы строит. оборудования, в частн., бурового, при разрушении скальных пород. Осн. линия К. ж. д. построена в 1899–1905. На уч-ке Иркутск–Лиственничное движение открылось в 1899, на уч-ке Лиственничное–Мысовая в 1905. При стр-ве дороги сооружено 39 тоннелей, из к-рых 6 длиной св. 300 м, 50 противообвальных галерей, 14 км подпорных стенок, множество мостов, виадуков, водопропускных труб. На ст. Слюдянка построено уник. здание вокзала из белого мрамора. Объем земляных работ составил более 65 тыс. куб. м на 1 версту при норме 13–25 тыс. куб. м при сооружении др. магистралей. Общая строит. стоимость 1 версты К. ж. д. составила 257 тыс. руб., тогда как Западно-Сибирской – 35 тыс., Забайкальской – 74 тыс., Уссурийской – 65 тыс. руб.

В связи с постройкой Иркутской ГЭС линия Иркутск–Лиственничное попала в зону затопления и была демонтирована. Взамен ее в 1957 построена линия Иркутск–Култук. Т. о., самый сложный уч-к К. ж. д. стал тупиковым. Уч-к Култук–Мысовая – часть Восточно-Сибирской железной дороги.

Лит.: Железнодорожный транспорт. 1991. ¹ 5; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994.

А.И. Тимошенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты