КЕРЕКИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КЕРЕКИ (самоназв. кэрэки, керекит (чук.), акалакку). Проживали на тер. Беринговского р-на Чукотского авт. окр., ранее были расселены на побережье Берингова моря от Анадырского лимана до м. Олюторский. Числ. по переписям (чел.): 1897 – более 600 (в комментариях В.Г. Богораза и В.И. Иохельсона, по подсчетам Б.О. Долгих – ок. 300), 1926 – 315; по подсчетам Н.Б. Шнакенбурга в 1937 – 152; 1959 – 64; 2002 – 5 (2 – в Красноярском кр., 3 – в Чукотском авт. окр.). С 1950-х гг. К. проживали в 2 «укрупненных» поселках. В наст. время практически полностью ассимилированы чукот. населением. Преобладал тип аркт. малой расы, от соседей – чукчей и коряков – К. отличал малый рост (140–150 см). Язык керекский, относится к чукотско-камчат. группе палеоазиат. языков (близок коряк., содержит большое кол-во заимствований из чукот.), бесписьменный. В нач. 1990-х гг. керек. яз. владели лишь 3 чел. В наст. время практически вытеснен чукот. яз., в меньшей степени – рус. яз.

По языку и р-ну проживания К. делятся на 2 группы: наваринскую («верхние» К., мейныпильгинский диалект) и хатырскую («нижние» К., хатырский диалект). Этноним «керек» происходит из чукот. яз., был введен в науч. оборот Н.Л. Гондатти.

К. являются более древним по происхождению палеоазиат. населением Берингоморья, нежели чукчи и коряки, на что указывают архаич. быт и наличие автохтон. лингвист. субстрата, не имеющего аналогов в языках проч. народов Сев.-Вост. Азии. Наиболее значит. было лингвист. влияние коряков, меньшим – примор. чукчей (как наиболее давних и стабил. торг. партнеров К.), в ист. прошлом К. прослеживаются также связи с ительмен. культурой. В новейшее время (2-я пол. ХIХ – ХХ в.) определяющим для судьбы керек. культуры оказалось влияние оленных чукчей.

Первые упоминания о «земле кереков» (Анадырский лиман) содержатся в «отписке» С. Дежнева. Контакты рус. географов, администраторов и промышленников с К. вплоть до кон. ХIХ в. носили случайный хар-р. Тем не менее косвенные последствия колонизации Берингоморья, развития товар. промысла и оленеводства пагубно сказались на судьбе К.: они не смогли конкурировать с амер. и яп. китобоями в промысле мор. зверя, часть их охотничьих угодий была занята оленными чукчами. В результате в теч. ХIХ в. мн. керек. поселения обезлюдели из-за голода и эпидемий, были оставлены по причине утраты промысл. угодий либо невозможности их использовать: общины К. были не в состоянии даже приобрести сети для лова лососевых во время рунного хода. К нач. ХХ в. К. оказались в полной зависимости от соседей – коряков и оленных чукчей, использовались в кач-ве пастухов и прислуги, нередко принудительно.

Для традиц. верований К. характерны культы предков и животных, проявлявшиеся в обрядах поминовения и благодарения. Неподалеку от стоянок К. располагались жертвенники – «камак», посещавшиеся также чукчами и коряками. В жертву приносились головы мор. зверей или же их фрагменты. К. считали, что дети – это возвратившиеся недавно умершие предки, преим. по материн. линии. В соотв. с этим поверьем новорожденному давалось имя предка. В редких случаях ребенка нарекали по природ. знамению, случившемуся в момент его рождения, в таком случае имя предка становилось вторым именем.

Традиц. хоз-во К. основывалось на рыболовстве, ловле птиц, мор. и пушном промысле, примор. и тундровом собирательстве. Рыболовством К. занимались с сер. июня до сер. сент. Осн. орудиями лова были остроги (атчина) и спец. тупые стрелы. К. сооружали запоры и плотины и глушили рыбу дубинками (куплунан) во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца. Рыбу заготавливали впрок – вялили на вешалах и квасили в ямах. Для повседн. пищи ловили навагу, корюшку, сига в реках, палтуса и камбалу в море. К. ставили сети, в прошлом из жил кита, с исчезновением китов в прибреж. водах в результате интенсив. промысла мор. зверя амер. и яп. китобоями возникла потребность в покупных сетях, слишком дорогих для керек. общин. Большое значение имела ловля птиц и сбор яиц на мор. скалах. На кайр и бакланов охотились сетями, использовались также петли на шестах. Изредка К. охотились на круп. дичь: дикого оленя, горн. барана, медведя. По случаю удачной охоты устраивался праздник благодарения. На волков охотились с помощью пластинок из китового уса, вмороженных в жир, разбрасывая приманку по волчьим следам. В голод. годы добывали также мелких грызунов (мышей, сусликов, тарбаганов), песцов и лисиц, к-рых выкапывали из нор, ели собак. Промысел сусликов (сикакана) нашел отражение в назв. сезона года «сикакайиллын» («месяц сусликов»). Пушной промысел не играл существ. роли в хоз. жизни К., за искл. промысла росомахи и реч. выдры, чьи шкуры высоко котировались при обмене с чукчами и коряками. К. разводили ездовых собак, к-рые очень высоко ценились у чукчей и коряков, а также спец. выращивали собак для жертвоприношений.

Средствами передвижения К. служили летом байдары коряк. типа, зимой – собачьи упряжки с нартами, аналог. грузовым нартам чукчей и коряков. Были распространены ступательные лыжи.

Лит.: Леонтьев В.В. Этнография и фольклор кереков. М., 1983; Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1994.

А.Ю. Охотников

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты