КАФЕДРАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ СИБИРИ, крупнейшие храмы, имевшие статус гл. (кафедральных) соборов в адм.-тер. границах сиб. епархий Русской Православной Церкви.

С основанием в 1620 Сибирской епархии Тобольск стал духов. центром огромной территории востока России, и 1-й кафедральный храм мыслился как гл. духов. ориентир Сибири. Свято-Софийский (Свято-Успенский) кафедральный собор построен в 1683–86. Возведенный по схеме крестово-купольного храма, в своем облике он соединил многообраз. традиции рус. средневекового храмостроения: от традиций регион. школ Киевской Руси, где мест. и общенац. своеобразие исторически формировалось на византийск. основе, до традиций рус. зодчества XV–XVII вв., активно взаимодействовавшего с европ. (прежде всего – итал.) архитектурой. Поскольку храм строили присланные из Москвы камен. дел подмастерья Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с 2 помощниками и артелью каменщиков, при его постройке широко использовались опыт и достижения моск. зодчих XVII в. Прототипом Свято-Софийского собора явился собор Вознесенского мон-ря Московского Кремля, чертежами к-рого зодчие тобол. храма руководствовались в кач-ве образца. При этом в архитектуре собора св. Софии практически нет признаков копирования черт моск. храма – сходство с ним, скорее, лишь угадывается. Осн. признаки тобол. Софии: яркая силуэтная композиция, созданная сочетающим монументальность и изящество пятиглавием храма; визуальное «равновесие» его осн. статич. объема и динамич. объема пятиглавия, производящее эффект целостности архитект. образа. Удачно решены зодчими храма и градостроит. задачи: собор поставлен на высочайшей точке Троицкой горы, что подчеркнуло его архит. достоинства и сделало храм безусловной архит. доминантой общегор. ансамбля. В XVIII в. к собору сделаны 2 пристройки: северный – Златоустовский – придел и ризница. Храм входит в ист. ансамбль кремля Тобольского.

Стр-во на посаде Иркутской крепости деревян. соборного храма во имя Богоявления Господня – 2-го в городе по времени основания (после Спасской церкви), с образованием Иркутской епархии приобретшего статус кафедрального, – датируется 1693. Деревян. здание Богоявленского собора сгорело в общегор. пожаре Иркутска 3 авг. 1716, после чего на прежнем месте храм был воссоздан в камне (1718–24).

Учреждение в 1832 Томской епархии привело к появлению на тер. Азиат. России 3-го кафедрального правосл. храма. Новую архиерейскую кафедру в Томске вместил в себя собор во имя Благовещения Господня, возведенный в 1800-х гг. в процессе комплексной застройки гор. центра под Воскресенской горой. Камен. здание одноглавого Благовещенского собора, выполненное под влиянием как традиций средневекового рус. церк. зодчества, так и традиций рус. классицизма 2-й пол. XVIII в., не отличалось композиц. и стилистич. совершенством и фактически изначально не соответствовало статусу гл. епархиального храма.

Общей причиной создания в центрах ист. городов Сибири в 1840–90-х гг. монумент. архитектуры правосл. кафедральных соборов явилась объектив. потребность в формировании гл. нац.-религ., нац.-культур. символов и новой эстетики. Осн. поводом к началу крупномасштаб. храмостр-ва послужило несоответствие важнейших функциональных характеристик зданий действовавших правосл. храмов аналогичного (Томск, Иркутск) или подобного (Омск, Красноярск) статуса, возведенных в XVIII – нач. XIX в., числ. регулярно посещавшего их правосл. населения. Официально инициатива создания кафедральных соборов крупномасштаб. архитектуры исходила либо от группы представителей мест. общественности (Красноярск, Иркутск), либо от высш. должностных лиц регион. церк. и воен.-гражд. администрации (Омск, Томск). Доля средств, отпущенных на цели храмостр-ва по соответствующим статьям бюджета Свят. Синода РПЦ, в общем объеме расходов на постройку, оснащение и оформление храмов оставалась крайне незначительной. Осн. материальный фонд предприятий по стр-ву кафедральных соборов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске складывался из добровольных взносов и пожертвований (как денежных, так и натуральных) со стороны мест. и иногородних частн. лиц и част. торг.-пром. орг-ций. Т. о., правосл. кафедральные соборы, сооруженные в крупнейших городах Сибири во 2-й пол. XIX в., были созданы на обществ. средства.

Пространственное (стратегическое и ситуационное) определение крупномасштаб. зданий кафедральных соборов в рамках архитект.-планиров. структур осуществлялось в единстве с градостроит. решением, содержавшимся в гор. ген. плане кон. XVIII – 1-й трети XIX в. (Томск, Красноярск), или в принципиальном соответствии с таким решением (Иркутск), или на основании проект. варианта, возникшего в результате позднейшей доработки принятого к реализации ген. плана 1-й трети XIX в. (Омск). Принципы рус. регуляр. градостр-ва, сложившиеся в кон. XVIII – 1-й пол. XIX в., не только сохранили, но и акцентировали исторически важнейшую роль православно-церк. архитектуры в формировании объемно-пространств. структур рус. городов. В системе перспектив. регуляр. плана функционально-смысловые, пространственно-композиц., масштаб., архитект.-стилистич. характеристики проектируемого центр. ансамбля города, заложенные в его ядре – комплексе соборной площади во главе с гл. гор. храмом, непосредственно влияли на планировку и застройку всей гор. территории. Т. о., комплексам правосл. кафедральных соборов на малоосвоенных перспективных гор. территориях Сибири была определена ведущая градоформирующая роль, придано значение уник. структурно-смысловых первооснов.

Архит.-худ. признаками, объединяющими постройки правосл. кафедральных соборов в городах Сибири, являются: крестообразный план осн. (собственно храмового) объема; завершение храмовой композиции в виде канонич. центричного пятиглавия с доминантным объемом центр. главы; беспрецедентная крупномасштабность, монументальность общей архит.-худ. композиции. Кафедральные соборы Омска, Томска, Красноярска, Иркутска входили в совокупность ретроспективно наиболее масштабных рус. православно-церк. построек, созданных в пределах Рос. империи в сер. XIX – нач. XX в. Стилистика архитектуры и декор.-худ. убранства соответствует 3 родственным, активно взаимодействующим нац. стилям периода рус. архитект. эклектики (2-я четв. XIX – нач. XX в.): «византийскому» (Казанский собор в Иркутске), «русско-византийскому» (Свято-Троицкий собор в Томске), «русскому» (Богородице-Рождественский собор в Красноярске, Свято-Успенский собор в Омске).

Авторство по проектам зданий кафедральных соборов в центрах крупнейших городов Сибири принадлежало проф. архитекторам – мастерам рус. зодчества К.А. Тону – собор во имя Пресвятой Троицы (Свято-Троицкий) в Томске (при участии А.П. Деева и В.В. Хабарова), собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественский) в Красноярске (при участии Е.П. Ле-Дантю и Я.М. Набалова); В.А. Кудельскому, барону Г.В. Розену – собор во имя Казанской иконы Божией Матери (Казанский) в Иркутске (при участии М.Н. Огонь-Догановского); Э.Ф. Вирриху – собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (Свято-Успенский) в Омске. При этом все проекты имели хар-р индивид. разработок, лишенных признаков адаптации творч. замысла автора к проф.-техн. возможностям рос. провинции, и были реализованы со значит. полнотой и точностью, с высоким техн. качеством.

Функции общей орг-ции и рук-ва процессами сооружения правосл. кафедральных соборов в городах Сибири выполнялись либо строит. «комитетами», специально для этой цели созданными мест. церк. администрацией в лице епархиал. архиереев (Омск, Иркутск), либо инициатив. группой попечителей (Томск), либо практически единолично (Красноярск; купец С.Г. Щеголев).

Произв-во собственно строит. работ при возведении кафедральных храмов осуществлялось под рук. опытных высококвалифицир. специалистов – проф. архитекторов и инженеров А.П. Деева, Е.П. Ле-Дантю, К.А. Лешевича, Я.М. Набалова, М.Н. Огонь-Догановского, барона Г.В. Розена, В.В. Хабарова, А.С. Эйнаровича. При этом управление строит. процессом могло сочетаться для специалиста с осуществлением автор. надзора.

Специфика работ по реализации технически сложных и трудоемких проектов кафедральных храмов обусловила привлечение на стр-во соборов значит. числа высококвалифицир. рабочих кадров (как мест., так и иногород.), объединенных в крупные узкопроф. артели постоян. состава, а также создание или расширение мест. базы пром. произв-ва важнейших строит. материалов (кирпича, цемента и пр.). Помимо специалистов различ. технико-строит. профессий (каменщиков, плотников, столяров, кузнецов, штукатуров-маляров, кровельщиков, стекольщиков и пр.) в создании экстерьеров и интерьеров зданий кафедральных соборов принимали участие проф. резчики, скульпторы (лепщики), живописцы и иконописцы, в т. ч. такие мастера, как акад. живописи А.Т. Марков, Д.Л. Мирошниченко, Софонов, Кронберг, Н.П. Попов и др.

Процессу создания правосл. кафедральных храмов в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске соответствовал период с 1842 по 1900. При этом продолжительность сооружения Свято-Троицкого собора в Томске была наибольшей и составила 58 лет (1842–1900), Казанского собора в Иркутске – 44 года (1849–94), Свято-Успенского собора в Омске – 19 лет (1879–98), Богородице-Рождественского собора в Красноярске – 18 лет (1843–61).

В границах азиат. части Рос. империи кон. XIX – нач. XX в. к объектам, масштабно, стилистически и функционально подобным архитектуре гл. соборов сиб. епархий, следует отнести 3 постройки правосл. кафедральных храмов: в Туркестанской (Верный), Забайкальской (Чита), Владивостокской (Владивосток) епархиях. Собор во имя св. благоверного князя Александра Невского в Чите заложен как кафедральный в 1899. Одноглавый храм структурой и стилистикой в целом соответствовал «византийской» линии в нац. направлении рус. эклектики. Цоколь собора возведен из тесаного гранита, снаружи здание облицовано водоупор. кирпичом. Осн. техн. особенностью постройки явилась размещенная в 1903 под полом храма система лучисто-воздуш. отопления, к-рая в условиях климата Забайкалья имела существ. практич. значение. Стр-во собора из-за недостатка средств шло медленно, в связи с чем лишь в 1912 в храме начались регуляр. богослужения. Свято-Александро-Невский кафедральный собор был закрыт в 1920, полностью разрушен (взорван) в 1936. Во Владивостоке кафедральным стал пятишатровый Свято-Успенский собор (1884–89; освящен в 1899), близкий по своему архитект.-худ. решению (в рамках «русско-византийского» стиля) к Богородице-Рождественскому кафедральному храму в Красноярске. При этом эстетич. и техн. качество только что освященного собора не удовлетворило гор. общество. В 1899 был образован комитет по стр-ву нового кафедрального храма на выделенном гор. управой уч-ке земли на Суйфунской пл. Новый собор, рассчитанный на 3 тыс. прихожан, предполагалось освятить во имя св. Николая, однако его стр-во не осуществилось. В др. сиб. епархиях новых крупномасштаб. кафедральных храмов не возводилось. Функции кафедрального храма Якутска после учреждения в 1869 Якутской епархии, по нек-рым данным, были приданы Спасо-Преображенской церкви (постр. 1846). Статус кафедрального собора Благовещенской епархии к нач. сов. эпохи имел деревян. храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, задолго до его разрушения при пожаре (1924) рассматривавшийся правосл. общественностью Благовещенска как технически и эстетически несовершенный, в связи с чем планировалось стр-во нового здания кафедрального собора.

Правосл. кафедральные храмы крупнейших городов Сибири и Д. Востока – Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Владивостока – были закрыты для богослужения, а затем разрушены в 1930-е гг. по распоряжениям мест. парт.-сов. властей, действовавших в русле антирелиг. и антинац. политики сов. гос-ва.

В сов. время и после 1991 в центрах сиб. епархий статус кафедральных приобретали те гор. храмы, как правило, наиболее крупные, к-рым удалось избежать разрушения в период актив. гонений на Церковь. Напр., в Красноярске кафедральным стал Свято-Покровский собор (освящен в 1795), в Иркутске – Богоявленский собор, в Барнауле – Покровский собор (постр. в 1904). В нек-рых епархиях в последние годы возведено неск. новых кафедральных храмов. В Хабаровске в 2003 на пожертвования жителей края, средства предприятий и орг-ций сооружен Спасо-Преображенский собор (арх. Ю. Живетьев, Н. Прокудин, Е. Семенов; фрески выполнены группой моск. художников). Пятиглавый храм, выполненный в манере, близкой к ист. «русскому» стилю, расположен на берегу Амура. Высота собора в гл. куполе – 83 м. Храм способен вместить 3 тыс. прихожан. В 1995 в Южно-Сахалинске возведен небольшой одноглавый кафедральный храм Воскресения Христова (арх. С.М. Миченко; констр. Л.Н. Сивко), выполненный, очевидно, под влиянием образов южнорус. церк. зодчества XII–XIII вв. В Вост. Сибири, в Чите, в 2001 началось стр-во нового кафедрального храма во имя Казанской иконы Божией Матери (проект: авт. коллектив во главе с арх. В.И. Кулешом). Кафедральный собор спланирован как трехпрестольный: гл. престол – во имя Казанской иконы Божией Матери, правый престол – во имя св. благоверного князя Александра Невского, левый престол – во имя святых царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Под гл. алтарем храма в цокольной части – крестильный храм в честь св. равноапостольного князя Владимира. Вместимость собора – 2,5 тыс. чел. Высота колокольни – св. 60 м, высота гл. купола – 47 м. Проект храма выполнен, очевидно, под влиянием наследия нац. направления в рус. архит. эклектике («русско-византийский» стиль), прототипом собора стал недавно возведенный в Губкине Белгородской епархии Спасо-Преображенский собор.

Лит.: Туманик А.Г. Архитектура православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века. Новосибирск, 2003.

А.Г. Туманик

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты