КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, экспедиции по зап. части Северного морского пути (СМП), имевшие целью торговлю между Сибирью и Европ. Россией, а также изучение Карского моря.

1-е плавания с целью вывоза через Обскую губу и Енисейский зал. на мировой рынок сиб. леса, с.-х. продукции и минер. сырья состоялись в 1874–76. До 1919 из 122 карских плаваний 75 прошли успешно; в результате перевезено 55 тыс. т различ. грузов (см. Порто-франко). Сложности в орг-ции рейсов объяснялись отсутствием в сев. морях должного навигац. оборудования, портов, ледоколов. В 1919 Карскую экспедицию организовали «белые» пр-ва. Ее осн. часть снаряжалась в Архангельске под рук-вом полярного исследователя Б. Вилькицкого. 16 сент. караван из более чем 10 судов доставил в устье Оби более 100 тыс. пуд. воен. грузов, в т. ч. аэропланы, а также 100 офицеров, вкл. 3 генералов. Часть грузов, не попавшая к Кр. армии, доставлена в Томск. В обратный путь караван увез сиб. товары.

В 1920 в связи с нехваткой хлеба в Европ. России пр-во приняло решение о доставке продовольствия из Сибири по Карскому морю. В апр. 1920 при Сибревкоме сформирован Комитет Северного морского пути. 8 авг. 1920 из Архангельска отправилась 1-я транспорт. экспедиция в Сибирь под начальством М.В. Николаева, в к-рую вошли 4 ледокол. парохода, 8 пароходов и 4 лихтера; из них 2 судна шли в Усть-Порт на Енисее, остальные – в устье Оби. Экспедиция 1920 положила начало систематическим плаваниям на зап. уч-ке СМП. В том же году в Лондоне учреждается сов. акцион. об-во «Аркос» для орг-ции загран. отряда Карской товарообменной экспедиции; в 1927 открывается его бюро в Берлине.

В 1921 Карскую экспедицию сопровождал заказанный в Англии еще до революции ледокол «Александр Невский», выкупленный незадолго до экспедиции и переименованный в «Ленин». Путь в Сибирь прошел без аварий, но на обратном пути пароходы «Енисей» и «Обь» затонули в Карском море. В февр. 1922 состоялось 1-е межведомств. совещание по вопросам СМП, к-рое приняло решение об издании лоций и карт Карского мор. пути, расширении полярных станций, применении авиации для ледовой разведки, орг-ции науч. групп на ледоколах и ускорении сооружения аркт. портов и угольных баз.

Карская экспедиция 1923 строилась на осн. хоз. расчета. Учитывая высокую цену фрахта ледокола «Ленин» и сравнительно легкие ледовые условия, в следующих экспедициях ледоколы заменили ледокол. пароходами. Успеху Карских экспедиций способствовали стр-во Нового Порта в Обской губе и расширение Усть-Порта на Енисее, где к 1923 соорудили причал для приема 2 судов, склады и др. объекты. Заметную роль в опер. обслуживании экспедиций стала играть радиостанция, сооруженная Гл. гидрографическим упр-нием в окт. 1923 в Маточкином Шаре. В 1927 работу Карской экспедиции обеспечивали 14 гидрометеостанций, Бюро синоптических прогнозов в Новом-Порту и Бюро ледовой службы в Маточкином Шаре. На головном ледокольном пароходе науч. группа составляла краткосрочные ледовые и метеорол. прогнозы.

Снижение фрахтовых и страх. ставок в навигацию 1923 подтвердило возможность орг-ции экономически выгодных перевозок по Карскому морю. С 1924 начался вывоз сиб. леса в Зап. Европу. Товары Карской экспедиции, как и в прошлые годы, освобождались от всех видов тамож. обложений. В 1925, с учетом повышения изученности Карского моря и снижением риска плавания, пр-во впервые ввело пошлинные сборы на импорт. товары в размере 30 % от ставок общего тамож. тарифа. Средства, полученные от этих сборов, предполагалось направить на приобретение новых судов для аркт. флота. Снижение стоимости перевозки сиб. леса Карским морем, обходившейся в 2 раза дешевле, чем смешанным железнодорожно-водным путем через Ленинградский порт, обеспечило возможность создания лесоэкспортной пром-ти в Сибири, благоприят. условий для повышения экон. эффективности мор. аркт. перевозок. На рубеже 1920–30-х гг. лес составлял 97,5 % вывоза по Карскому пути.

Расширение периода навигации (с 23–32 суток в 1920-х гг. до 2–2,5 мес. в 1933), а также снижение страх. ставок (с 5–7 % от стоимости груза в 1921 до 0,8–2,2 % в 1929) способствовали значит. увеличению объема перевозок по Карскому морю. С 1920 по 1933 среднегодовой объем перевозок возрос более чем в 6 раз (при этом доля экспорта в суммарном объеме перевозок достигла 82 %, тогда как в сер. 1920-х гг. ввоз и вывоз примерно уравновешивались). Возраставшая грузоподъемность используемых судов, повышение доверия судовладельцев к трассе обеспечили снижение стоимости аркт. перевозок. В кон. 1920-х гг. возросший грузооборот Карской экспедиции уже экономически оправдывал содержание линейного ледокола. Как следствие, Карский путь превратился в обычную водную магистраль, плавание по к-рой утратило экспедиц. хар-р. С 1930 методы орг-ции плавания судов по Карскому морю существенно не менялись. Мор. транспорт. операции в Арктике становились круп. гос. предприятием, объединявшим усилия моряков, летчиков, гидрографов, связистов и ученых.

Карские экспедиции способствовали появлению отеч. кадров, хорошо знающих Арктику, оказали влияние на оживление экон. жизни Сибири и дальнейшее всестороннее развитие СМП.

Лит.: Шмидт О.Ю. Избранные труды. Географические работы. М., 1960; Арикайнен А.И. Транспортная артерия Арктики. М., 1984.

В.В. Ламин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты