КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. Распространяется в Сибири с кон. XVI в., когда в регионе появляются 1-е инструменталисты – музыканты-скоморохи и воен. музыканты, – выходцы из европ. части России. В XVII в. искусство музыкантов-инструменталистов входит в быт представителей гор. верхов.

Истоки формирования акад. традиций К.-и. и. прослеживаются в XVIII в. (см. Шведские военнопленные в Сибири). В нач. столетия растет число воен. оркестров, в репертуар включаются танц. музыка, отд. вокально-инструм. пьесы. В Тобольске, Томске, Иркутске, Барнауле появляются ансамбли и солисты-инструменталисты. В доме тобол. губернатора существует муз. салон. Инструм. соч. исполнялись учащимися церк. и светских учеб. заведений, в т. ч. частн. муз. школ.

В XIX в. благодаря притоку ссыльных – поляков и декабристов в Сибири зазвучали камерно-инструм. соч. европ. и отеч. (в т. ч. мест.) авторов. Значит. вклад в развитие камерного исполнительства внесли композитор А.А. Алябьев, проф. музыканты и руководители оркестров Савицкий, Киселев, А.М. Редров, К. Волицкий, изв. литератор и муз.-обществ. деятель П.П. Ершов, декабристы П.Н. Свистунов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.И. Муравьев-Апостол и др. Благодаря декабристам в регионе появились муз. инструменты изв. мастеров – фортепиано, клавесины, альты, виолончели, скрипки, в т. ч. уник. инструменты Гварнери и Страдивари (см. Декабристы в Сибири).

К сер. XIX в. широко распространилось дом. музицирование. Формировались ансамбли различ. составов, включавшие инструменты как быт. музицирования – гитару, гармонику, так и проф. искусства – фортепиано, флейту, скрипку, виолончель. Звучали произведения европ. композиторов: фуги Баха, каприсы Бертини, «Песни без слов» Мендельсона, мазурки Шопена. Развитию К.-и. и. способствовали приток нотных материалов, самоучителей, появление муз. магазинов, публикации в прессе.

В кон. XIX – нач. XX в. активизировалась деят-ть мест. отд-ний Имп. Русского музыкального об-ва, клубных центров, просвет., благотворит., лит.-муз.-драм. об-в – устраивались концерты, муз.-лит. вечера, где камерная музыка звучала наряду с хоровой и оркестровой. В Иркутске, Томске, Тобольске проводились тематич. вечера, посвящ. М. Глинке, П. Чайковскому, А. Рубинштейну, А. Даргомыжскому, А. Серову, А. Лядову. Продолжали действовать муз. салоны, кружки музыкантов-любителей, создавались мастерские по ремонту инструментов. Появились стабильные коллективы, напр. струнный и камерный оркестры в Красноярске. Развитие муз. образования в Сибири способствовало росту мастерства и повышению исполнит. уровня музыкантов.

Начиная с сер. XIX в. Сибирь посещают гастролеры из европ. стран и центр. городов России. Среди них изв. исполнители-инструменталисты, выступавшие в камерных концертах. На рубеже 1840–50-х гг. во мн. сиб. городах побывала фр. виолончелистка Л. Христиани, в 1850-е гг. – флейтист А. Совле из Нидерландов, итал. пианист Четтардини. Позже с концертами в разных городах Сибири выступали скрипачи Брассени, солист капеллы австрийского иператора, проф. Пражской консерватории Ф. Ондричек (1899), К. Думчев, солистка капеллы короля Италии Терезина Туа (1892), пианистка Штайн, пианисты А. Рейзенауэр (1859, ученик Листа), А. Контский, Р. Когальский, флейтист А. Тершак, виолончелисты А. Вербов, О. Аспергер и др. Наиболее активно гастрольно-концерт. деят-ть развивалась в кон. XIX – 1-е годы XX в. Исполнялись произведения композиторов-романтиков (Мендельсон, Шуберт, Вебер, Шуман, Лист), рус. и зарубеж. классика (Гайдн, Моцарт, Бетховен), музыка славян. композиторов (Дворжак, Монюшко, Падеревский, Шопен). В репертуаре доминировали зап.-европ. авторы. Особенно часто исполнялись соч. современников – Бруха, Браги, Венявского, Вьетана, Массне, Сарасате, Хубая, значит. реже – соч. старых мастеров. В кон. XIX в. появились талант. мест. исполнители – Е.А. Дмитриева-Мамонова, братья Медлины, Ф.Н. Тютрюмова и др.

К.-и. и. в регионе в ХХ в. развивается в русле общего процесса становления проф. муз. культуры. Складывается система муз. образования (см. Музыкальное образование в Сибири), появляется сеть стацион. муз. театров (см. Музыкальные театры в Сибири), гос. концерт. орг-ций (см. Филармонии Сибири), игравших важную роль в формировании проф. муз. коллективов. Опред. место в развитии камерного музицирования и муз. просвещения продолжает занимать деят-ть любителей, муз. обществ, кружков. Муз. просвещение вело Филармоническое об-во в Красноярске (1928). В Томске в сер. 1920-х гг. муз. вечера, лекции-концерты на муз. темы проводились мест. секцией науч. работников. В Иркутске в 1922–32 действовал своеобразный муз. лекторий («музыкальные пятницы»), к-рый организовали проф. музыканты (Е.Г. Городецкая и др.) при актив. участии и поддержке любителей, в т. ч. преподавателей и студентов Иркутского ун-та. В 1930-е гг. К-и. и. получило распространение в Кемерове и Кузнецке (Сталинске). Любит. камерные ансамбли (струн. квартеты, фортепиан. трио) регулярно выступали с концертами в Новосибирске, Красноярске и др. городах.

Большую роль в орг-ции концерт. и муз.-просвет. деят-ти в 1920–30-е гг. играли муз. учеб. заведения (училища, техникумы, школы), регулярно проводившие концерты камерной и симф. музыки. Значит. вклад в развитие К-и. и. в 1930–40-е гг. внесли радиокомитеты. В годы Великой Отечественной войны высокий проф. уровень К-и. и. демонстрировали эвакуир. в Сибирь муз. коллективы, в частн., квартет им. А. Глазунова. С концертами выступали пианисты М. Юдина, Р. Тамаркина, Э. Гилельс, Т. Гольдфарб, Я. Зак, виолончелист Д. Шафран и др.

В 1940–50-е гг. в составе сиб. филармоний работали солисты-инструменталисты, в концертах участвовали, наряду с созданными на какое-то время, стабильные камерные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты). Напр., струн. квартет (С. Рудник, С. Гординер, Н. Новожилов, В. Вятских) и фортепиан. трио (О. Ступина, С. Рудник, В. Вятских) – в Омске; инструм. трио (А. Корбут, Е. Рабиль, В. Володин) – в Барнауле; струн. квартет (Ф. Копгеккер, Е. Яновский, В. Копгеккер, Г. Перемитин) и фортепиан. трио (Ф. Копгеккер, Е. Рябцев, Т. Поляков) – в Новосибирске; струн. квартет (И. Каганов, А. Казакевич, Г. Ланэ, М. Погодаев) – в Иркутске и т. д. В 1960–70-е гг. выступали изв. пианисты А.Е. Шварцбург (худ. рук. Красноярской филармонии), М. Бирман (Тюмень), В. Лотар-Шевченко, виолончелист А. Лапкин (Новосибирск), скрипач А. Ривкин (Красноярск).

Мощный импульс развитию камерного исполнительства дало открытие в 1956 Новосибирской гос. консерватории (НГК). Проф.-преп. состав НГК составил базу для обширной концерт. деят-ти. Среди видных солистов и ансамблистов – пианисты Е.М. Зингер, В.И. Слоним, М.С. Лебензон, З.Ш. Тамаркина, Д.Л. Шевчук, Л.Н. Синцев, Т.К. Бикис, скрипачи А.Н. Амитон, А.О. Старосельский, М.Б. Либерман, З.Н. Брон, В.М. Минасян, И.Е. Бялый, Л.М. Сквирский, альтист А.М. Азатян, виолончелисты Г.И. Пеккер, Л.М. Руханкин, М.А. Корн и др.

Открытие органных залов в Новосибирске (1968), Иркутске (1978), Томске (1982), Красноярске (1982), Омске (1983), Кемерове (1983) и Барнауле (1984) способствовало появлению нового вида инструм. исполнительства – органного. Наряду с изв. исполнителями-гастролерами, в т. ч. из европ. стран (Германии, Польши, Дании, Финляндии, Швеции, Англии и др.), в 1980–90-е гг. стали активно выступать мест. музыканты – О. Шиллер (Томск), Л. Янковская и Л. Мацюра (Иркутск), З. Фельдгун, А. Чуловский, позже Н. Багинская и Г. Никулин (Новосибирск), С. Будкеев (Барнаул) и др. В 1993–98 в Новосибирске функционировал Сибирский центр органного искусства (рук. А.В. Чуловский).

В 1980–90-е гг. в составе филармоний возникли новые инструм. коллективы (дуэты, трио, квинтеты, ансамбли), исполнявшие музыку акад. направления. Среди них – ансамбль солистов под упр. засл. артиста России В. Карпенко, ансамбль «Барокко» (рук. М. Крутикова), ансамбль «Камерата» в Иркутске; духовой квинтет «Классика» (рук. засл. артист России В. Кузин) в Омске. Изв. коллективы Новосибирской филармонии – струн. квартет «Filarmonika» (рук. народный артист РФ В. Карчагин), ансамбль солистов «Новосибирская камерата» (худ. рук. до 2007 народный артист СССР А. Кац), ансамбль ранней музыки «Insula magica» (рук. засл. артист РФ А. Бурханов), исповедующий принцип аутентичного исполнения старинной музыки. На аутентич. инструментах играют и участники томского ансамбля ранней музыки «Камерата» (образован в 1978 при Доме ученых, с 1995 муницип.; рук. Л. Казанская), исполняющие произведения мастеров Средневековья и Ренессанса, эпохи Барокко. Популярной формой камерного ансамбля стал брасс-квинтет (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новосибирск).

Создаются проф. камерные оркестры. В 1974 на основе струн. квартета организуется камерный оркестр Иркутской филармонии (рук. засл. артист России Л. Касабов). В нач. 2000-х гг. после смерти своего рук. оркестр распался. С 2005 в Иркутске выступает новый камерный оркестр «Амадей» (рук. Т. Акимова). В репертуаре произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Глазунова. Организаторами камерного оркестра в Омске (1974) стали засл. артист РСФСР Г. Петренко и лауреат междунар. конкурсов М. Кугель. В 1987 оркестр распался, восстановлен в 1991 (худ. рук. засл. работник культуры РФ В.Б. Ренкончинский). В репертуаре музыка разных стилей и эпох от Баха и Генделя до Шнитке и Ш¸нберга, муз.-лит. композиции.

Красноярский камерный оркестр (рук. засл. артист РФ М.И. Бенюмов) создан как оркестр Красноярского ин-та искусств (1984), в 1993 он получил статус муниципального. Оркестр – актив. участник и инициатор муз. фестивалей, к-рые проводятся в Красноярске. Совместно с камерным хором «Тебе по¸мъ», др. хоровыми коллективами исполняет монумент. кантатно-ораториальные произведения Баха, Моцарта, Брукнера и др. Гастролировал в Италии, Испании, Германии. Самостоят. концерт. коллективом (с 1993) является камерный оркестр «Глория», организованный в 1983 как учеб. коллектив Красноярского училища искусств (орг. и худ. рук. В.П. Алексинцев). С 1990 существует красноярский камерный оркестр «Кредо». (орг. и худ. рук. А.Г. Бетц, позже В.Ф. Третьяченко), с 1999 работает периодически с разными руководителями.

Первый камерный оркестр в Новосибирске создан в 1963 в НГК А.Н. Котляревским. С 1992 работает камерный оркестр Новосибирской филармонии (орг. и худ. рук. засл. артист России М.И. Турич, с 2001 – засл. деятель искусств РФ А.И. Полищук). Оркестр – участник престижных междунар. фестивалей, мн. гастролирует в России и за рубежом. В репертуаре – произведения разных эпох, стилей, жанров: от миниатюры до оперных постановок, от Вивальди до совр. музыки.

Высокого исполнит. уровня достигли нек-рые любит. коллективы. Камерный оркестр Красноярского гос. медицинского ин-та (1970–95, основатель и худ. рук. Э.М. Прейсман) удостоен звания «народного», стал лауреатом всесоюз. фестивалей худ. творчества трудящихся (1977, 1985, 1990), награжден Дипломом Союза композиторов СССР «За активное участие в пропаганде советской музыки» (1985). Основу репертуара составила музыка ХVIII–ХХ в. Свыше 30 лет (с 1970) существует и ведет актив. концерт деят-ть Ансамбль скрипачей Новосибирского гос. электротехнического ун-та под рук. засл. работника культуры РФ М.С. Блама. В репертуаре – произведения Баха, Вивальди, Брамса, Фибиха, Шостаковича, Чайковского, Рахманинова, Свиридова и др. В 1970–80-е гг. ансамбль много гастролировал по стране, за рубежом.

Панорама К-и. и. в Сибири широка и многообразна – от концертов в муз. учеб. заведениях, неотделимых от учеб. процессов, до совмест. междунар. проектов, конкурсов, фестивалей. К.-и. и. прирастает за счет студ. коллективов. Среди них: оркестр «Юные виртуозы Сибири» (1992) под рук. засл. деятеля искусств РФ В.М. Минасяна и ансамбль «Блестящие смычки» (1993) под рук. засл. деятеля искусств РФ М.А. Кузиной в НГК, Ансамбль старинной и современной музыки Красноярской гос. академии музыки и театра (1990–2000, рук. Э.М. Прейсман), ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» (1994) Высшей школы музыки Респ. Саха (Якутия) – лауреат неск. междунар. фестивалей-конкурсов (Россия, Франция, Италия) и др. В К.-и. и. активно включаются филармонич. коллективы Тувы, Бурятии, Якутии, в репертуар к-рых, помимо рус., зарубеж. и сов. классики, входят произведения нац. композиторов – Р. Кенденбиля, А. Андреева, Д. Аюшеева, Ж. Батуева, Б. Дондокова, Ю. Ирдынеева, С. Манжигеева и др.

Лит.: Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск, 1983; Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

Л.Л. Пыльнева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты