КАЗАХИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

КАЗАХИ, народ тюрк. происхождения, корен. население Казахстана. Зап. Сибирь издавна являлась местом кочевок казах. племен. В нач. XVI в. возникло Казахское ханство, сев. границы к-рого достигали бас. рек Тобол, Ишим и Иртыш. К., кочевавшие в этих р-нах, относились к Ср. Жузу, в состав к-рого входили племена аргын, кипчак, кирей, уак, найман, контрат. После завоевания Зап. Сибири Ермаком Казахское ханство установило тесные дип. и экон. отношения с Российским гос-вом. Через казах. степи пролегли торг. пути, связывавшие рус. крепости и остроги и круп. города Ср. Азии. В нач. XVIII в. в результате вторжения Джунгарского ханства в Сев. и Центр. Казахстан часть К. перекочевала на тер. Томского, Тобольского и Тарского у. Небольшие группы кочевников, осевшие в бас. Верх. Тобола, образовали 1-е казах. поселения в Сибири.

Постоянные миграции К. на юг Зап. Сибири и расширение их контактов с рус. населением края создали благоприят. условия для включения Казахстана в состав Российской империи. В 1730-е гг. большинство родов Мал. и Ср. Жузов, возглавляемые ханами Бухаром и Семеке, приняли рос. подданство. Результатом присоединения Казахстана к России, а затем и падения Джунгарского ханства стало заселение К. обшир. территории от Омской крепости до Усть-Каменогорска. В этих условиях рус. власти пытались ограничить приток К. на юго-запад Сибири. С 1765 10-верстная полоса укреплений обозначает границы между казах. степью и рус. владениями. Однако принятые меры не смогли предотвратить движение кочевников в пределы региона.

В сер. XVIII – 1-й четв. XIX в. началось формирование этнич. общности сиб. К. Первонач. ее осн. источником являлась торговля пленными, к-рых покупали рус. купцы и офицеры. Мн. из таких пленных впоследствии переходили в православие и получали свободу. После установления погран. линии часть К., постоянно кочевавших в Сибири, приняла рос. подданство. Русско-подданные К. зачислялись в крест. или мещан. сословие, получали льготы в несении повинностей. Отд. семьи, перешедшие к оседлости, поселялись в селах и деревнях. Кочевники поступали на службу в Сибирское казачье войско, что также способствовало их включению в русскояз. этнокультур. среду.

В нач. XIX в. осн. местом расселения К. были юж. р-ны Тобольской и Томской губ. По данным ревизии 1816, числ. оседлого казах. населения в Тобольской губ. составляла ок. 870 чел. Наиболее компакт. группы К. проживали в Омском (235 чел.), Ишимском (550 чел.), Курганском (80 чел.) у. Значит. часть К. продолжала вести кочевой образ жизни. В нач. 1820-х гг. только в Омском окр. насчитывалось более 1 тыс. кочевников, вр. пребывавших на тер. Сибири.

В 1820–50-е гг. гос-во приняло ряд законодат. мер по орг-ции упр-ния казах. племенами. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822, Мал. и Ср. Жузы вошли во вновь созданную Омскую обл., а затем в Область сибирских киргизов, на территории к-рой сохранились традиц. институты упр-ния казах. племен. К., постоянно кочующих в Зап. Сибири, стали называть «внутренними киргизами». В 1838 в соотв. с «Положением об отдельном управлении сибирскими киргизами» было образовано Пограничное упр-ние сибирскими киргизами, находившееся в подчинении генерал-губернатора Зап. Сибири. Эти адм. преобразования создали условия для ограничения миграции К. С 1843 им запрещалось кочевать в Тобольской и Томской губ. без особых билетов, выдаваемых мест. властями. В 1854 в составе вновь образованной Семипалатинской обл. учрежден внутр. округ сибирских К. Погран. упр-ние было реорганизовано в Областное правление сибирских К., возглавлявшееся воен. губернатором. Рос. колонизация Вост. Казахстана, ориентир., с одной стороны, на решение геополит. и воен.-стратег. задач, стоявших перед Рос. империей в Казахстане, с др. стороны – на сохранение и уважит. отношение к культуре и быту К., носила преим. патриархальный хар-р.

В послед. трети XIX – нач. XX в. в связи с интенсив. притоком переселенцев из Европ. России пустынные земли Сев. Казахстана стали заселяться рус. и украин. крестьянами. В этой ситуации значит. массы кочевников, вытесненные с пастбищ. угодий, устремились в слабозаселенные р-ны Зап. Сибири. Осн. местом их расселения оставалась при этом юж. часть Тобольской и Томской губ., часть же К. мигрировала на Юж. Алтай. В 1880 по договоренности с алт. зайсанами в бас. р. Чуя перекочевало ок. 100 казах. юрт. К 1890 их число достигло двух с лишним сотен. В нач. XX в. в Чуйскую степь переселились отд. группы К., кочевавших ранее в Зап. Монголии, что вызвало недовольство со стороны аборигенов и способствовало обострению межэтнич. отношений в р-нах Горного Алтая.

Динамичные миграц. процессы в Юж. Сибири и Сев. Казахстане обусловливали рост казах. диаспоры. В 1897 в Зап. Сибири насчитывалось уже более 50 тыс. К. В Омском окр. Акмолинской обл. их числ. достигла 38 тыс. чел., в Тюкалинском окр. Тобольской губ. – 5,2 тыс. Подавляющее большинство казах. населения проживало в сел. местности. В городах существовали небольшие общины, насчитывавшие от неск. десятков до неск. сотен человек (самая крупная – 0,5 тыс. чел. – в Омске). В остальных р-нах К. находились в смешанной полиэтнич. среде, что способствовало их быстрой адаптации к новым социокультур. условиям.

Основой традиц. экономики К. являлось кочевое скот-во. Ключевую роль оно играло и в хоз. жизни казах. населения Зап. Сибири. До послед. трети XIX в. разведение скота оставалось гл. источником жизнеобеспечения казах. семей, проживавших в Тобольской и Томской губ. В 1870–80-е гг. в результате сокращения пастбищ. угодий уд. вес кочевников-скотоводов в составе казах. диаспоры значит. снизился. В 1890-е гг. в Акмолинской обл. скотовод. хоз-во вело лишь ок. трети К. Мн. скотоводы устраивались на заработки в хоз-ва рус. крестьян. Часть К., заимствовав опыт возделывания агрокультур, стала заниматься земледелием и перешла к оседлому образу жизни.

На Юж. Алтае кочевое скот-во (коровы, овцы, лошади, верблюды и яки) являлось единств. отраслью хоз-ва К. В теч. года скот перегонялся от одного сезон. пастбища к другому на расстояние до 50–60 км. Перекочевки совершались 4 раза в год: в нач. марта, кон. апр. – нач. мая, кон. сент., сер. нояб. Зимой скот содержался в зимниках, в весенне-летне-осенний период – на открытых пастбищах, располагавшихся на высокогорн. альпийских лугах и в поймах рек. Постоянные перекочевки на значит. расстояния часто приводили к возникновению земел. споров между К. и алтайцами. Для их разрешения в 1912 в р-нах Горн. Алтая проводились землеустроит. работы. В результате кочевья алт. К. были ограничены левым берегом Чуи, что способствовало уменьшению частоты их передвижения и постепенному оседанию в данном р-не. Наряду со скот-вом к числу традиц. занятий сиб. К. относились различ. промыслы и ремесла. Мужчины занимались охотой, рыболовством, обработкой дерева, металла, выделкой кож, мехов. Женщины изготавливали войлоч. покрышки на юрты, циновки, ковры.

В кон. XIX – нач. XX в. в р-нах Зап. Сибири, за искл. Алтая, структура занятости казах. населения кардинально изменяется. В это время более пол. диаспоры включается в новые сферы хоз. деят-ти. К. использовались в кач-ве подсоб. раб. силы на ремонте дорог, стройках, погрузке ж.-д. составов и пароходов, при переработке древесины, продуктов жив-ва. Они работали прислугой у частн. лиц, в мед. учреждениях, сфере транспорта и связи, лесном хоз-ве.

Осн. сферой предпринимат. деят-ти К. являлась торговля. Наиболее зажит. скотоводы перегоняли скот из Казахстана в Зап. Сибирь для его продажи рус. крестьянам и татарам. Они поставляли на мест. рынок сырье для предприятий кожев., салотопенной, сукон. пром-ти, обеспечивали гор. население мясо-молочной продукцией.

Несмотря на значит. интеграцию в рос. об-во, представители диаспоры оставались носителями традиц. казах. культуры. Поведение каждого К. регламентировалось кодексом норм. В среде сиб. К. существовало понятие «жон», что означало знание и соблюдение этикета, морали, традиций и обычаев в своем этнич. кругу. Наиболее распространены в их повседневной жизни были семейные обряды, связанные с рождением ребенка, вступлением в брак, поминовением усопших. В теч. 1-го года жизни ребенка проводился комплекс семейных обрядов («кыркынан шыгару», «калжа», «тусау кесу»), сопряженных с выбором имени и его наречением, пожеланием физ. и духов. здоровья. Свадеб. обряд включал офиц. сватовство («куда тусу»), выплату калыма, подготовку приданого невесты («жасау»). Собственно свадеб. церемония сопровождалась взаимным одариванием сватов подарками. Для процедуры бракосочетания использовались стилизованные в нац. духе наряды. Погребально-поминальный цикл состоял из приготовления к похоронам, захоронения, комплекса поминальных обрядов. По завершении обряда захоронения начинались поминки, во время к-рых с соблюдением мусульм. ритуала жертвоприношения забивали лошадь или неск. баранов. Поминки справлялись на 3-й, 7-й, 40-й, 100-й день и через год после смерти.

Несмотря на приверженность вековым обычаям и традициям, К. приобщались к рус. культуре и языку. Значит. влияние на процесс их социокультур. ассимиляции оказывало получение светского образования. В 1877 в Омске открылась киргиз. школа-интернат, в 1881 – Омский пансион для рус. и киргиз. детей. В нач. 1890-х гг. в учеб. заведениях города обучались 44 казах. мальчика. Многие казах. обществ. и культур. деятели, в т. ч. С. Сейфуллин, М. Жумбаев, Х. Каленгеров, С. Муканов, А. Байтурсунов, А. Букейханов, Н. Нурмаков, получили образование в рус. школах и университетах.

Возникновение немногочисл. нац. интеллигенции способствовало зарождению казах. обществ.-полит. движения. В годы революции 1905–1907 создается партия «Алаш-Орда», выступавшая за образование казах. нац.-культур. автономии. В 1906 ее лидер А. Букейханов избирается депутатом Государственной думы I созыва. В 1914 по инициативе С. Сейфуллина основано об-во «Бирлик», занимавшееся распространением нац. культуры и просвет. деят-тью. Обострение соц., межэтнич. и религ. противоречий, злоупотребления правит. чиновников обусловили формирование в среде казах. интеллигенции оппозиции самодержавию.

Патерналистская нац. политика царской администрации оказалась малоэффективной в годы Первой мировой войны. Полит. и экон. кризис привел к усилению среди корен. населения Казахстана антицаристских и антирус. настроений. В этих условиях непопуляр. меры центр. власти по укреплению обороноспособности страны вызвали массовые вооруж. выступления К. Поводом стал указ Николая II от 25 июня 1916 о мобилизации «инородческого» населения Казахстана и Ср. Азии на тыловые работы. В ходе массовых волнений совершались нападения на гос. учреждения, ж.-д. и почт. станции, рус. поселки. К кон. 1916 восстание было подавлено.

Февр. революция обусловила возникновение более организ. форм обществ.-полит. деят-ти К. Значит. роль в ней сыграла нац. интеллигенция. Осенью 1917 в Омске состоялся съезд мест. орг-ций об-ва «Бирлик», к-рый обсудил вопросы о выработке нового устава, создании комиссии по борьбе с неграмотностью, открытии краткосрочных курсов для подготовки учителей, оказании мат. помощи нуждающимся, распространении казах. период. изданий, сочинений нац. писателей и поэтов. Делегаты съезда поддержали программу партии «Алаш-Орда», выступавшей за создание независимого казах. гос-ва. После Окт. революции часть казах. интеллигенции заняла пробольшевист. позиции. В нояб. 1917 состоялся учредит. съезд киргиз. социалист. партии «Уш жуз», выдвинувший лозунг «объединения турко-татарских племен». Его участники поддержали сов. власть и курс на включение казах. народа в стр-во социалист. об-ва.

В условиях победы революции гор. общины сиб. К. пытались создать свои органы самоупр-ния. В нач. 1918 в Омске был образован обл. совет киргиз. депутатов, большинство к-рого составляли чл. партий «Алаш-Орда» и «Уш жуз». Однако несовместимость их идейных платформ привела к возникновению конфликта между националистами и социалистами. Раскол казах. обществ. элиты обусловил размежевание полит. сил внутри диаспоры. Политико-идеол. поляризация сиб. К. способствовала их актив. участию в Гражданской войне. Часть из них примкнула к белому движению. К. служили в воен. частях, обслуживали тыл колчак. армии, сотрудничали с администрацией А.В. Колчака. Большинство диаспоры, однако, поддержало большевиков. К. сражались в рус. партизан. отрядах, частях Кр. армии. В составе интернац. дивизий РККА действовали казах. роты. К.-красноармейцы участвовали в разгроме колчак. войск, белоказачьих атаманов, интервентов.

В ходе нац.-гос. стр-ва 1920-х гг. К. получили право на создание собств. нац. адм.-территор. автономии. В 1920 в составе РСФСР создается Казакская АССР (переименована в апр. 1925 в Казахскую АССР). Процесс сопровождался размежеванием р-нов компакт. проживания К. В результате в окт. 1924 ВЦИК принял пост. о передаче из состава Алтайской губ. в состав Казакской АССР ряда местностей и нас. пунктов.

В 1920-е гг. одной из осн. сфер хоз. деят-ти сиб. К. оставалось с. х. Часть К., особенно на Алтае, продолжала заниматься скот-вом. Зажит. скотоводы, пополнявшие слой кулаков, имели круп. единолич. хоз-ва, вели торговлю с.-х. продукцией и скотом. Середняки и бедняки, используя опыт кооперации рус. крестьян, создавали артели и коммуны. Жители городов работали преим. на кустар. предприятиях, в сферах транспорта, торговли и обслуживания населения. В целом в годы новой экономической политики по сравнению с дорев. периодом структура занятости сиб. К. не претерпела значит. изменений.

Радикал. трансформация хоз. уклада и быта К. произошла в кон. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. С 1929 в Казахстане, Юго-Зап. Сибири и на Алтае началась сплошная коллективизация единолич. хоз-в скотоводов. К 1937 только на Алтае было организовано 169 нац. и 17 смешанных колхозов, объединивших 93 % казах. и алт. хоз-в. В Кош-Агачском аймаке возникли казах. нац. колхозы, специализацией к-рых оставалось скот-во.

Крайне неблагоприят. ситуация в связи с коллективизацией сложилась в Казахстане, где гл. составляющей колхоз. стр-ва стал переход от кочевого и полукочевого хоз-ва к оседлости и земледельч. освоению земель. К сент. 1931 в Казахской АССР было коллективизировано 65 % хоз-в, к кон. 1932 – 87,3 %. Перевод кочевников на оседлый образ жизни и насаждение земледелия с вытеснением жив-ва в животновод. р-нах привели к катастрофич. падежу скота от бескормицы. В результате уже в кон. 1931 – весной 1932 в Казахстане наблюдался массовый голод. Всего жертвами голодомора 1932–33 стали ок. 2 млн корен. жителей республики.

Попытка спастись от голод. смерти вылилась в массовые откочевки К. в Зап. Китай, Монголию, Афганистан (ок. 40 тыс. хоз-в) и миграцию в сопредельные регионы страны (Ср. Азию, Зап. Сибирь, Урал, Ср. Поволжье) – ок. 100 тыс. хоз-в. 70–80 % откочевников составляли бедняки, середняки и колхозники.

Массовое переселение К. в смежные с Казахстаном р-ны Зап. Сибири (Волчихинский, Исилькульский, Рубцовский, Славгородский, Татарский, Купинский, Черлакский и др.) началось осенью 1931 и продолжалось ок. 2 лет. Спасаясь от голода, сел. жители устремились в города, раб. поселки, пром. центры края. Только в Славгородский р-н к нач. 1932 переселилось ок. 10 тыс. К., в Алейский – ок. 3 тыс., в Ребрихинский – ок. 2,5 тыс., в Баевский р-н – ок. 1,5 тыс. По данным рук-ва КАССР, к весне 1933 в Зап. Сибирь бежали ок. 50 тыс. К.

Беженцы из Казахстана действовали деморализующе на население, чем объясняется желание властей Западно-Сибирского кр. выдворить мигрантов к месту первонач. проживания. Резкое недовольство как населения, так и властей вызывали кражи К.-мигрантами скота и продовольствия. Экон. ситуация в Зап. Сибири в это время также была крайне тяжелой. В результате весной 1932 из ряда р-нов края была проведена принуд. высылка К.-мигрантов обратно в Казахстан. Так, в марте 1932 из Алейского р-на в Семипалатинск были отправлены 2,8 тыс. К., столько же мигрантов из Шипуновского р-на. Тем не менее с лета 1932 определяющей стала позиция, направленная на прекращение высылки и оказание помощи голодающим, их лечение от инфекц. заболеваний, трудоустройство и адаптацию. В 1933 на стройках и пром. предприятиях края работали ок. 31 тыс. К.-мигрантов. Осн. сферой занятости мигрантов стали круп. индустр. стройки. В 1931–32 в Новосибирске в «Сибстройпути» числилось 2,3 тыс. казах. рабочих, в «Сибсельмашстрое» – 200, «Горстройтресте» – 400 чел. Немало переселенцев из Казахстана использовалось на подсоб. и погрузочных работах на пром. предприятиях, ж.-д. станциях, в портовых доках. В сел. местности в 19 р-нах края в мае 1934 проживали 72,6 тыс. К., из них ок. 15 тыс. было трудоустроено в совхозах. Важным направлением этой деят-ти стало спасение беспризор. детей-К., для к-рых были открыты спец. детдома-приемники.

Значит. влияние на просвещение и повышение образоват. уровня сиб. К. оказала культурная революция. В р-нах их компакт. проживания проводились мероприятия по ликвидации неграмотности. Наличие широкого доступа казах. населения к образованию позволило развернуть подготовку нац. кадров. В 1930 в Омском пед. техникуме открылось казах. отд-ние. В 1932 для подготовки учителей был создан Западносибирский казахский пед. техникум. Наряду с ним были учреждены и др. нац. учеб. заведения.

В годы Великой Отечественной войны сиб. К. приняли участие в защите страны от фашист. агрессии. В частях Сов. армии сражались уроженцы Зап. Сибири и Казахстана, мн. из к-рых получили правительств. награды. К. внесли вклад и в создание и развитие воен.-экон. потенциала сиб. тыла. Значит. их контингент был мобилизован в труд. колонны и батальоны, к-рые использовались на стр-ве оборон. предприятий, электростанций, желез. и автомоб. дорог.

В послевоен. период в жизни сиб. К. произошли значит. изменения. Интенсив. миграция в города привела к росту числа гор. К. В 1959 в Омске проживали 4,8 тыс. К., 1970 – 9,0, 1979 – 16,6, 1989 – 28,4 тыс. В Омской обл. доля горожан в составе диаспоры возросла с 12,7 % в 1959 до 43,8 % в 1989, в Новосибирской обл. – с 24,8 до 35,4 %. В р-нах Алтая подавляющее большинство казах. населения составляли жители сел. местности. В 1959 числ. алт. К. достигла 4,7 тыс. чел, 1970 – 7,1, 1979 – 8,7, 1989 – 10,7. Осн. местом их компакт. проживания являлся Кош-Агачский р-н Горно-Алтайской АО.

Интенсив. миграц. процессы способствовали изменению структуры занятости сиб. К. В р-нах индустр.-урбанистич. освоения Зап. Сибири происходил постоянный приток К. на предприятия пром-ти, стр-ва, транспорта, связи. Большинство членов диаспоры было занято в отраслях мат. произв-ва. В 1970–80-е гг. при сохранении данной тенденции среди гор. К. увеличилась прослойка служащих и лиц, работавших в сфере торговли, обществ. питания, быт. обслуживания. Небольшая часть горожан-К. относилась к категории работников образования, здравоохранения, соц. обеспечения, науки, культуры, спорта.

Осн. сферой занятости алт. К. оставалось с. х. В послевоен. годы в р-нах их компакт. проживания создавались новые нац. колхозы, специализировавшиеся на жив-ве. Часть К. работала на животновод. фермах совхозов, содержала скот в личном подсобном хоз-ве.

Заметные различия существовали и в культур. жизни различ. территор. общностей сиб. К. В Омской и Новосибирской обл. К., проживавшие в смешанной этнокультур. среде, быстро усваивали ее соц. нормы, стереотипы массового сознания и поведения. Важнейшим фактором их адаптации служило быстрое овладение рус. яз. в процессе получения ср. образования. Постоянное использование рус. яз. приводило к вытеснению казах. яз. из сферы офиц.-делового и повседневного общения. В связи с этим у К. формировалось чувство принадлежности к многонац. русскоязычной общности, что обусловливало высокий уровень их толерантности по отношению к принимающему об-ву.

Несмотря на интенсив. процесс ассимиляции, родной язык и культура, служившие элементами нац. самоидентификации сиб. К., играли значит. роль в их повседневной жизни, способствуя этнич. консолидации общины, укреплению и расширению ее связей с Казахстаном. Данные явления в наибольшей степени были характерны для алт. К. Большое влияние на сохранение нац. самосознания оказывала территор. компактность их проживания. В р-нах Юж. Алтая наряду с русским широко употреблялся казах. яз. Однако наличие в регионе круп. и относительно обособленной казах. диаспоры, существовавшей внутри алт. этнокультур. среды, создавало напряженность в межэтнич. отношениях.

Распад СССР стал причиной изменения хар-ра и интенсивности миграц. движения К. Зап. Сибири. Образование независимой Респ. Казахстан привело к эмиграции незначит. части сиб. К. на ист. родину. В нач. 1990-х гг. с Алтая в Казахстан уехали более 2 тыс. чел. В то же время происходил динамич. приток иммигрантов. В 1994–95 в Респ. Алтай прибыло из Казахстана 2,9 тыс. К. В кон. 1990-х гг. в связи с улучшением экон. ситуации в Казахстане иммиграция его населения в Россию значит. сократилась. В 2002 в Сибири проживало 142,7 тыс. К. В Омской обл. их числ. составляла 81,6 тыс. чел., в Тюменской – 18,7 тыс., в Новосибирской – 11,7 тыс., в Алтайском кр. – 10 тыс., в Респ. Алтай – 12,1 тыс. В Алтайском кр. компакт. группы К. сосредоточены в Бурлинском и Михайловском р-нах. В Респ. Алтай осн. местом расселения К. остается Кош-Агачский р-н.

Демокр. процессы в России способствовали развитию казах. обществ. движения. В 1990-е гг. в России образованы регион. обществ. орг-ция содействия сохранению казах. культуры «Казахский язык», фонд «Казахская диаспора». Одним из круп. центров обществ.-полит. активности К. является Алтай. В 1999 в регионе состоялся курултай К. Респ. Алтай, на к-ром создано обществ. движение «Курултай казахского народа». В 2001 проведен Малый курултай К. России, в к-ром приняли участие лидеры казах. диаспор Алтая, Москвы, Монголии, Китая, представители Казахстана и Всемирной ассоциации К. В нач. XXI в. община алт. К. играет видную роль в обществ. жизни края. Ее представители работают в законодат. и исполнит. органах власти. Отрицат. сторона этого явления – нередкое обострение отношений между К. и алтайцами по поводу решения различ. соц.-экон. и полит. вопросов.

В 1990-е гг. происходила адаптация сиб. К. к рыночной экономике. В условиях кризиса пром. и с.-х. произв-ва часть экономически актив. казах. населения устремилась в сферу торговли и услуг. Часть К. занялась предпринимат. деят-тью, в частн., «челночной» торговлей с Казахстаном. В сел. местности, особенно на Алтае, после распада колхозно-совхоз. системы К. продолжают заниматься разведением скота в личных подсоб. хоз-вах.

Новые явления возникли и в культур. жизни сиб. К. В 1990-е гг. в р-нах их проживания были образованы казах. нац.-культур. автономии. Данная форма самоорганизации диаспоры получила распространение в Омской, Новосибирской, Томской обл., Алтайском кр., Респ. Алтай и др. регионах Зап. Сибири. Деят-ть обществ. орг-ций направлена на сохранение родного языка и культур. традиций, развитие нац. образования, расширение контактов с Казахстаном.

В р-нах компакт. проживания казах. населения, в частн. на Алтае, образование нац.-культур. автономии обусловливает усиление его этнич. обособленности. В нач. 1990-х гг. в процессе формирования политико-правовых институтов Респ. Алтай К. получили право на сохранение и свобод. употребление родного языка. В Кош-Агачском р-не казах. яз. имеет статус официального. Вместе с тем в условиях глубокой интеграции в алт. об-во в среде К. наблюдается широкое распространение рус. яз.

Наличие широких прав и свобод в области культуры обусловливает интенсив. духов. жизнь общины алт. К. В рамках казах. культур. автономии Алтайского кр. развивается нац. образование. В регионе действует Каракольская казах. ср. школа, где работают учителя-К. Школьники занимаются на казах. яз. по учебникам, к-рые предоставляются Респ. Казахстан. В городах Алтая создаются казах. нац.-культур. объединения. 18 июля 2003 в Барнауле учрежден Центр казахской культуры «Ата-Мура», деят-ть к-рого направлена на сохранение традиций казах. народа. Центр организует празднование нац. праздников. В нояб. 2004 «Ата-Мура» провел курултай К. и татар Алтайского кр., в апр. 2005 – междунар. конф. «Традиционный тюркский костюм». В марте 2006 при Центре создан муз. ансамбль «Елимай», репертуар к-рого состоит преим. из казах. народ. песен.

Сиб. К. стремятся к сохранению вековых традиций своего народа. Большинство К. – мусульмане-сунниты (см. Ислам). Широко распространено празднование мусульм. праздников: большой (курбан или байрам) айт, ураза и малый айт. Во время уразы К. приглашают постящихся и соседей в гости на ауыз ашар.

Гл. роль в рационе К. и по сей день отводится мясу. Наиболее почитаемым мясом считаются конина и баранина. У К. Зап. Сибири широко распространен обычай заготавливать на зиму конину – согым. В день забоя хозяйка непременно готовит ритуал. блюдо куурдак – жаркое из мелко нарезанного свежего конского мяса и ливера с картошкой, – приглашая к столу соседей и забойщиков. В народе этот праздник называется «омыртка» или «дамге шакыру» – «приглашение отведать». Наряду с мясом большую роль в питании играет растит. пища. Традиц. элементом питания стал хлеб, к-рый покупают в магазине или пекут сами. Из теста пекут разные лепешки: жука нан, таба нан, шельпек. Большой популярностью пользуются баурсаки – пышки из кислого теста. В будние дни также часто пекут оладьи – куймак, пирожки – бирек, сомса – с начинкой из картофеля, мяса с ливером, риса с яйцом, капусты, творога и т. д. Одну из важных позиций в рационе К. занимает картофель. Обычным явлением в пище стали компоты из свежих и сухих фруктов, варенья, салаты из свежих овощей, соки, соусы, заготавливаемые на зиму салаты, квашеная капуста.

В одежде сиб. К. сочетаются как традиц., так и совр. элементы. Наиболее часто нац. особенности прослеживаются в одежде мужчин преклон. возраста – прежде всего в голов. уборах (тюбетейки, шапки с меховой опушкой – борык, меховые шапки – тымак), верх. одежде (камзол, шапан, бешмет), обуви (высокие муж. сапоги – байпагы или койше бар етык, низкие сапоги – маше). Чаще др. видов верх. одежды встречается шапан, причем обычно 2 видов – праздничный и повседневный. Женщины ст. возраст. групп из сел. местности предпочитают носить платья традиц. покроя, поверх к-рых надеваются камзол или короткая жилетка. Женщины, как и мужчины преклон. возраста, носят традиц. мягкие кожаные сапоги. Осн. голов. убором замуж. женщин является платок, к-рый они завязывают узлом на затылке.

Несмотря на сохранение родного языка и культуры, казах. диаспора остается глубоко интегрированной в сиб. об-во. Формы ее социокультур. интеграции различны и зависят, как правило, от наличия или отсутствия территориально сплоченной общины. В р-нах дисперс. расселения сиб. К. доминирует тенденция к ассимиляции. В местах компакт. проживания казах. населения наряду с ассимляцией происходят процессы консолидации и обособления диаспоры, способствующие повышению ее роли в обществ. жизни зап.-сиб. региона.

Лит.: Томилов Н.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI – первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983; Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования этнической группы). Алма-Ата, 1986; Ахметова Ш.К. Пища казахов Западной Сибири // Материальная культура народов России. Новосибирск, 1995; Она же. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск, 2002; Ермекбаев Ж.А. Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917–1991 гг. Омск, 1999; Малышева М.П., Познанский В.С. Казахи – беженцы от голода в Западной Сибири (1931–1934 гг.) Алматы, 1999; Октябрьская И.В., Осипова Л.П., Нечипоренко О.В. Туратинские казахи. Судьбы национальных меньшинств России // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001; Алексеенко А.Н. К вопросу об эмиграции казахов в Россию // Россия – Центральная Азия. Проблемы миграции и безопасности. Барнаул, 2002; Ахметова Ш.К., Бронникова О.М. Казахи // Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнические процессы. Новосибирск, 2002; Октябрьская И.В. Казахская проблема. Этнополитическая и этноконфессиональная ситуация на юге Западной Сибири // Россия – Центральная Азия: проблемы миграций и безопасности. Барнаул, 2002; Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX – 1917 г.). Барнаул, 2003.

Р.Е. Романов, А.И. Савин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты