ИРКУТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1906 О ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ИРКУТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1906 О ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ, совещание общегос. масштаба по вопросам развития единой транспорт. сети Сибири. Проходило в Иркутске под пред. генерал-губернатора Вост. Сибири А.Н. Селиванова 13–23 дек. 1906. В совещании участвовали представители сиб. общественности, крест. об-в и гор. управ, специалисты Мин-ва путей сообщения (МПС), столич. и мест. журналисты, авторы проектов транспорт. стр-ва. Совещание имело задачей разработать единый план стр-ва сиб. путей сообщения с учетом многочисл. и разнонаправленных обществ. инициатив.

Участники совещания разделились на 2 противоборств. группы – условно, «южан» и «северян». «Южане» выступали за усиление пропускных мощностей Транссибирской магистрали и ее продолжение до соединения с Уссурийской линией. Стр-во ответвлений от Транссиба восточнее Енисея и широтных ж.-д. линий в Зап. Сибири они предлагали вести в юж., преим. аграрных, грузообразующих р-нах. «Северяне» обращали внимание на то, что даже макс. возможное усиление Транссиба не разрешит транспорт. проблемы территорий, удаленных от ж. д. на 300–400 км, т. е. находящихся за пределами непосредств. экон. воздействия Транссибирской магистрали. Не отрицая необходимости развития путей сообщения в хлебородных р-нах Сибири, «северяне» предлагали осн. усилия сосредоточить на транспорт. обеспечении сев. зон как наиболее экономически перспективных. При этом указывалось на невозможность решения транспорт. проблем только за счет интенсификации судоходства по сиб. рекам, как это предлагали «южане». «Северяне» выступали за формирование такой транспорт. системы, к-рая бы обеспечивала свобод. от посреднических поборов выход сиб. торговли на междунар. рынки: западноевроп. и тихоокеан. Для выхода на западноевроп. рынок предлагались проект Обь-Северной (Полярной) магистрали от низовьев Оби (Берёзов, Обдорск или иной пункт) через Сев. Урал к одной из бухт на аркт. побережье Европ. России (а в конечном счете – до Архангельска) и проект ж. д. Енисейск–Нарым–Тобольск, к-рая бы при условии ее соединения с Екатеринбург-Тюменской и затем Архангельской линиями обеспечивала транспорт. связь обшир. территорий Обь-Иртышского и Ангаро-Енисейского бас. с пром. центрами Урала, Европ. России и зарубеж. странами.

Совещание приняло рекомендации о сооружении 2-й колеи Транссиба, соединении дороги с пристанью Усть-Кут, стр-ве Амурской, Минусинской, Туркестано-Сибирской, Северо-Сибирской, Южно-Сибирской и нек-рых др. ж. д. Было отмечено, что в Сибири стр-во подъездных путей должно осуществляться только при наличии резервов пропускной возможности широт. магистралей. Одно из центр. мест на совещании заняли проекты нового ж.-д. стр-ва в полигоне будущей Байкало-Амурской магистрали. Рекомендации совещания существенно (по отд. направлениям – на неск. десятилетий) опередили сложившийся впоследствии реальный процесс формирования транспорт. системы Сибири и в целом России. Наиболее перспективными оказались проекты для сев. экономико-геогр. зон, а также проекты, нацеленные на создание транспорт. выходов из Сибири к зарубеж. рынкам.

Лит.: Колесов Л.И. Развитие концепции формирования транспортной системы Сибири // Проблемы развития транспортной системы в районах Сибири. Новосибирск, 1980; Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока и Сибири. Новосибирск, 2002.

В.В. Ламин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты