ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД, одно из ведущих предприятий рос. самолетостроения.

Стр-во началось в 1932 после принятия правительств. решения о создании на востоке страны сети оборон. предприятий (в целях обеспечения вооружением РККА на случай воен. действий с Японией). Выбор пал на Иркутск, лежащий на пересечении ж.-д., сухопут. и водных коммуникаций. Заводу отвели место близ ст. Иннокентьевская. 18 авг. 1934 з-д № 125 им. Сталина приняли в эксплуатацию. В февр. 1937 он выпустил пробную партию истребителей И-14 (1-й в СССР самолет с гладкой дюралюминиевой обшивкой, к-рая позволила повысить скорость). После И-14 предприятие начало выпускать скоростные бомбардировщики (СБ), к-рые поступили на вооружение авиац. полков Забайкалья и Д. Востока и приняли участие в боях на оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Общий объем выпуска СБ составил 837 ед.

Осенью 1941 в Иркутск на площадку з-да № 125 из Москвы эвакуировали старейший авиац. з-д № 39 им. Менжинского. В 1941–42 объед. з-д № 39 выпускал пикирующие бомбардировщики Пе-2 (освоение их выпуска началось в Иркутке еще до войны) и тяжелые истребители Пе-3. В нояб. 1942 предприятие переключилось на произв-во дальних бомбардировщиков Ил-4. Параллельно с Ил-4 в 1943 развернулось серийное произв-во дальнего бомбардировщика Ер-2 с дизел. двигателями. Для ускорения темпов выпуска продукции внедрены поточные линии (к 1945 их число достигло 45). Всего за годы Великой Отечественной войны авиац. з-д № 39 построил 2 174 боевых самолета, а также опытный экз. дальнего бомбардировщика Ил-6. За это время были возведены новые цеха и испытат. стенды, вдвое возросла числ. персонала, сложилась производств. школа, умеющая адаптироваться к особенностям работы различ. КБ. Это позволило быстро наладить выпуск реактивных бомбардировщиков-торпедоносцев Ту-14 (147 ед.), а в 1953 приступить к произв-ву фронтовых бомбардировщиков Ил-28 (машины этого типа долгие годы составляли основу ударных сил фронт. авиации СССР и в мас. порядке поставлялись на экспорт).

Иркутский авиазавод стал пионером стр-ва специализир. военно-транспорт. самолетов. В 1959 здесь построен 1-й экз. Ан-12 (завод выпустил 155 самолетов, затем их произв-во передали в Воронеж и Ташкент). Проведенная реконструкция позволила приступить к серийному произв-ву крупногабарит. самолетов семейства Як-28 (они выпускались в неск. вариантах: фронт. бомбардировщик, разведчик, постановщик помех, учебно-тренир. самолет). Произв-во Як-28 сделало з-д № 39 одним из лидеров отеч. авиапром-ти. После Як-28 в Иркутске непродолжит. время строили транспорт. самолеты Ан-24Т. В нач. 1970-х гг. завод приступил к выпуску авиац. техники 3-го поколения – учеб.-боевого самолета МиГ-23УБ. Вопреки сложившейся практике для сопровождения серийного произв-ва этих самолетов ОКБ им. Микояна не стало создавать на заводе свой филиал, а доверило этот процесс иркут. конструкторам. В итоге Иркутский авиазавод получил монополию на произв-во МиГ-23УБ.

Опыт стр-ва МиГ-23УБ позволил Иркутскому авиазаводу в 1973 приступить к произв-ву сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 – 1-го в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения. В отличие от МиГ-23УБ МиГ-27 имел сложный прицельно-навигац. комплекс и оснащался лазер. дальномером «Клен», что позволяло с высокой точностью поражать наземные цели управляемыми ракетами. Позднее иркут. специалисты помогали налаживать произв-во этого самолета на заводе индийской фирмы HAL в г. Насик. После МиГ-27 предприятие приступило к произв-ву самолетов 4-го поколения – Су-27УБ. В конструкции этого самолета применяются титан и высокопрочные стали, в нем много клеенных и сварных конструкций, крупногабарит. фрезерованных и прессованных панелей. Для выпуска деталей сложной формы на Иркутском авиазаводе расширили номенклатуру обрабат. центров, станков с ЧПУ, внедрили лазер. методы сборки стапелей, разработали уник. дробеструйную установку для поверхностного упрочнения деталей.

На базе Су-27УБ разработан 2-местный перехватчик Су-30, но в Иркутске сумели построить лишь неск. самолетов этого типа, т. к. в 1992 произошло обвальное сокращение гос. оборон. заказа. С 1992 начался процесс приватизации завода, в результате появилось ОАО «Научно-производственная корпорация “Иркут”». В рамках программы диверсификации произв-ва завод начал производить самолеты-амфибии нового поколения Бе-200, к-рые нашли применение в Мин-ве по чрезвыч. ситуациям РФ и оказались востребованными на внеш. рынке. По заказу Военно-воздушных сил Индии завод выпустил многофункцион. истребитель Су-30МКИ с изменяемым вектором тяги двигателей, способный поражать как воздушные, так и наземные и морские цели. В 2003 последовал договор на поставку Малайзии 18 истребителей Су-30МКМ, аналог. Су-30МКИ. В 2006 завод был обеспечен заказами уже до 2017.

Иркутский авиазавод первым в России установил кооперационные связи с зап. авиастроителями и получил заказ на произв-во комплектующих для лайнеров фирмы Airbus. Корпорация «Иркут», в состав к-рой в кач-ве осн. элемента вошел Иркутский авиазавод, специализируется на выпуске гражд. и воен. самолетов, беспилот. летательных аппаратов, занимается модернизацией боевой авиац. техники и разработкой совр. авионики.

Лит.: Чаркова А.А. Сибирские крылья. Иркутск, 1983; Кугель Ф.Р. Рождение полета. Записки самолетостроителя. Иркутск, 1992; Валуев Н.О. Высокий полет «Иркута» // Независимое военное обозрение. 2004. 1 окт.

А.Д. Бирюков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты