ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Территория включает Иркутскую обл. Кафедральный город – Иркутск. Разделена на 10 благочиннических округов. Правящий архиерей – архиеп. Вадим (Лазебный). В 2005 в епархии насчитывалось 160 приходов, 118 священнослужителей, действовали 89 храмов, 51 молитвен. дом, 19 часовен, 1 монастырь, 1 братство во имя св. Иннокентия, 4 образоват. заведения (2 ср. правосл. школы, 2 правосл. гимназии), летние лагеря для детей, 1 душепопечительный реабилитац. центр во имя св. Иннокентия.

Учреждена в 1727, первонач. именовалась Иркутской и Нерчинской. В ее состав вошли тер. Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского у. с находившимися в них монастырями и церквами, кроме крупнейшего в этой области Селенгинского Троицкого. В 1731 по настоянию еп. Иннокентия к епархии приписаны Якутский и Илимский у., а также Селенгинский мон-рь. Границы епархии практически стали совпадать с тер. Иркутской провинции. В 1796 в состав епархии включили земли Русской Америки (Алеутские о-ва и Аляску). В 1798 к епархии приписали часть приходов Енисейского кр.

Учреждение новой епархии способствовало укреплению православия на востоке России, стр-ву церквей. В 1727 их насчитывалось 46, в 1799 – 182. В большинстве своем церкви были деревянными. Гл. храмом епархии вплоть до сер. XIX в. являлся Богоявленский собор (1693–95), выстроенный в камне в 1731, вмещавший до 2 тыс. верующих. Здесь же находилась усыпальница иркут. архиереев. С 1727 по 1744 осн. распорядит. органом епархии был архиерейский приказ, размещавшийся в Вознесенском мон-ре. В 1746 образована духовная консистория. Только после постройки в 1755 камен. архиерейского дома администрацию перевели в Иркутск. Епархия делилась на 6 духовных правлений. Приходы епархии отличались разбросанностью поселений и значит. удаленностью церквей друг от друга. В кон. XVII в. приход включал в ср. ок. 600, а в кон. XVIII в. – более 900 верующих.

Серьезную проблему представляло обеспечение церквей клиром. Недостаток кадров привел к тому, что пр-во в 1739 разрешило определять к церквам выходцев из податных сословий с освобождением их от податей. Иркутская епархия являлась единственной в России, для к-рой было сделано такое исключение. Большинство причтов епархии получали содержание от приходских общин. В епархии в кон. XVIII в. числилось 9 монастырей (7 самостоят. и 2 приписных), имевших малое кол-во обитателей. Накануне секуляризации монастырям принадлежало ок. 3 тыс. дес. пашни и ок. 2 тыс. душ муж. пола крестьян. Реформа лишила монастыри вотчин, 5 из них отнесли к 3-му классу, с содержанием 806 р. 30 к. Якутский Спасский мон-рь оказался «на своем содержании», а Нерчинский Успенский мон-рь, Братская Спасская и Нижнекамчатская Успенская пустыни прекратили свое существование.

Важным событием в истории епархии стала канонизация Синодом в дек. 1804 Иннокентия (Кульчицкого). В февр. 1805 торжественно проведены церемонии перенесения его мощей в гл. церковь Вознесенского мон-ря. Вплоть до 1918 Иннокентий оставался единств. общерос. святым на тер. Сибири, что сразу повысило значимость и Вознесенского мон-ря, ставшего популярнейшим в Сибири; в 1836 он переведен в 1-й класс.

В 1822 в состав Иркутской епархии включена тер. Енисейской губ. Самая вост. епархия России оказалась и самой большой по территории – ок. 10 млн кв. км. Она занимала более половины всего пространства страны и простиралась на 2 материка. С 1834 начинается процесс постепенного уменьшения размеров епархии. В 1834 образована епархия Томская и Енисейская, в 1840 – Камчатская, Курильская и Алеутская; в 1852 в состав последней вошла тер. Якутии. В 1894 учреждена Забайкальская епархия, а Иркутская ограничена пространством Иркутской губ. Глава Иркутской епархии с 1816 именовался епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским, с 1852 – Иркутским и Нерчинским, с 1894 – Иркутским и Верхоленским. В 1826 епархия переведена из 3-го во 2-й класс, а ее архиерей стал архиепископом. В дальнейшем все владыки получали тот же сан, иногда не сразу. В 1828 в епархии насчитывалось 310 церквей (в Иркутской губ. – 96, Енисейской губ. – 98, в Забайкалье – 101, Якутии – 15), в 1863 – 229 (в Иркутской губ. – 121, в Забайкалье – 108), в 1914 – 223 церкви, 207 часовен и молитвен. домов. С 1840 духовные правления заменяются благочинническими округами. На тер. Иркутской губ. в 1863 их насчитывалось 13, в 1914 – 20. В Вознесенском мон-ре в 1900 жили 250 обитателей, кол-во паломников в 1913 превысило 8,5 тыс. чел. Круп. обителью был и Знаменский мон-рь, на рубеже XIX и ХХ вв. в нем находилось более 120 монахинь и «белиц».

В 1862 в епархии введена должность викарного епископа Селенгинского, к-рый находился в Посольском мон-ре, руководил духовной миссией. В 1883 открыто 2-е викариатство – Киренское. Викарный епископ Киренский должен был управлять Иркутским Вознесенским мон-рем. Об особой роли Иркутска в религ. жизни Сибири свидетельствует стр-во крупнейшего за Уралом Богородице-Казанского кафедрального собора (1875–94), к-рый вмещал 5 тыс. чел., имел 6 престолов. С 1863 выходят «Иркутские епархиальные ведомости» – 1-е в Сибири. «Ведомости» издавались раз в неделю, в них печатались сведения и о др. епархиях Вост. Сибири. Мн. священники активно занимались краевед. и просвет. деят-тью, изучали историю православия в Сибири, верования корен. населения, выявляли и охраняли памятники и реликвии православия. В 1912 организовано Церковно-историческое и археологическое об-во.

Февр. революцию духовенство встретило в осн. одобрительно. Проходивший в мае 1917 епархиальный съезд поддержал создание демокр. республики. В ходе Гражданской войны значит. часть духовенства выступила на стороне А.В. Колчака. В 1918 Синодом канонизирован епископ XVIII в. Софроний (Кристалевский). После восстановления сов. власти на епархию обрушилась волна репрессий. В 1920 закрыты семинария и духовные училища. В 1921 вскрыты мощи св. Иннокентия и вывезены из города. В 1921–23 проводились изъятия церков. ценностей, в результате мн. церкви остались без утвари. Началось закрытие церквей. Деят-ть монастырей была ограничена. В нач. 1930-х гг. их упразднили. В 1922 над архиеп. Анатолием Каменским проведен судеб. процесс. Мн. представители духовенства арестовывались. Пытаясь препятствовать своему полному разрушению, РПЦ учреждала новые церк. структуры. Так, в 1924 открыто Нижнеудинское вик-ство, просуществовавшее до лета 1929 (за это время там сменилось 4 архиерея). В 1937 по бездоказат. обвинениям 98 духов. лиц расстреляны, а 17 – направлены в лагеря.

Серьезным дезорганизующим фактором в деят-ти епархии стал инспирированный властями обновленческий раскол церкви. Епархией управляли одновр. 2 епископа: от РПЦ и от обновленцев. Большинство священников поддерживали первую церковь, а власти – вторую. В 1928 обновленческими были 68 приходов, РПЦ принадлежали 120. В кон. 1937 в Иркутске действовали 3 храма РПЦ и 1 обновленческий. Указом обновленческого Синода в 1931 образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли епархии Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская, однако развития эта «церковь» не имела и скоро прекратила существование.

С 1943 по 1948 приходы РПЦ Иркутской епархии включены в состав Новосибирской епархии. В эти же годы восстановлено 13 приходов, что позволило в 1948 воссоздать Иркутскую епархию. Ее глава получил титул епископа Иркутского и Читинского. Ему с 1949 до 1988 подчинялись также приходы закрытой ранее Владивостокско-Хабаровской епархии. После 1948 часть иркут. приходов вновь была закрыта. В 1980-х гг. на тер. Иркутской обл. насчитывалось лишь 10 действующих церквей, 3 из них находились в Иркутске.

С 1989 началось возрождение епархии. В 1990 в Иркутск доставили мощи св. Иннокентия. Началось возвращение церк. зданий и имущества. В 1994 епархия вновь была ограничена тер. Иркутской обл., а ее архиерей стал именоваться епископом Иркутским и Ангарским.

На тер. епархии действовали духовные школы. 1725–46 – школа для детей духовенства при Вознесенском мон-ре – 1-я на тер. Иркутской епархии. 1779–1921 – Иркутская духовная семинария – 1-е ср. учеб. заведение Вост. Сибири. В нач. ХХ в. в ней обучалось 150 воспитанников. 1903–18 – Церковно-учительская семинария. 1854–1918 – Женское училище духовного ведомства. Эти заведения способствовали повышению уровня подготовленности священников. Если в 1828 лишь 23 % священников епархии имели семинар. образование, то в 1855 их было уже 58 %, в 1880 – 79 %, а в нач. ХХ в. почти все священники имели образоват. ценз. С 1822 в епархии появляются выпускники духовных академий. В 1-й четв. XIX в. открыты духовные училища и церк.-приход. школы. В нач. ХХ в. имелись 4 второклассные учит. школы, 4 двухклассные церк.-приход. школы; действовало 229 церк.-приход. школ, в к-рых обучалось 7 593 ученика. Закрыты в кон. 1917.

Монастыри: Киренский Свято-Троицкий муж. мон-рь открыт в 1663, закрыт в 1930-х гг.; Братская Спасская пустынь открыта в 1671, упразднена в 1764; Иркутский Вознесенский муж. мон-рь открыт в 1672, закрыт в 1932; Иркутский Знаменский жен. мон-рь основан в 1693, закрыт в 1934, восстановлен в 1994; Иркутский Князе-Владимирский муж. мон-рь основан в 1903, закрыт в 1922.

Архиереи РПЦ: Иннокентий (Кульчицкий, 1727–31), Иннокентий (Нерунович, 1732–47), Софроний (Кристалевский, 1753–71), Михаил (Миткевич, 1772–89), Вениамин (Багрянский, 1789–1814), Михаил (Бурдуков, 1814–30), Ириней (Нестерович, 1830–31), Мелетий (Леонтович, 1831–35), Иннокентий (Александров, 1835–38), Нил (Исакович, 1838–53), Афанасий (Соколов, 1853–56), Евсевий (Орлинский, 1856–60), Парфений (Попов, 1860–73), Вениамин (Благонравов, 1873–92), Тихон (Денебин-Троицкий, 1892–1911), Серафим (Мещеряков, 1911–15), Иоанн (Смирнов, 1916–18), Зосима (Сидоровский, 1918–20), Иаков (Пятницкий, 1920), Анатолий (Каменский, 1920–22, 1924), Гурий (Степанов, 1924–26), Кирилл (Соколов, 1924–25), Ираклий (Попов, 1925–27), Евсевий (Рождественский, 1926), Даниил (Шерстенников, 1926–27), Варсонофий (Лузин, 1928–30), Дионисий (Прозоровский, 1930–33), Павел (Павловский, 1933–37), Ювеналий (Килин, 1948–49), Палладий (Шерстенников, 1949–58), Вениамин (Новицкий, 1958–73), Владимир (Котляров, 1973–75), Серапион (Фадеев, 1975–80), Мефодий (Немцов, 1980–82), Ювеналий (Тарасов, 1982–84), Хризостом (Мартишкин, 1984–90), Вадим (Лазебный, с 1990).

Архиереи-обновленцы: Николай (Чижов, 1922–23), Василий (Виноградов, 1923–26), Илия (Фокин, 1927–28), Владимир (Злобин, 1928–30), Петр (Добринский, 1930–31), Алексей (Копытов, 1931–32), Константин (Знаменский, 1934–38).

Архиереи Киренской обновленческой епархии: Геронтий (Шевлягин, 1923–24), Василий (Виноградов, 1924–25), Николай (Коблов, 1924–26).

Лит.: Акты св. Тихона, Патриарха Московского и всея России / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII – первая половина XIX века. Иркутск, 1996; Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала ХХ в. М., 2000; Конфессии народов Сибири в XVII – начале ХХ века: развитие и взаимодействие: Матер. Всерос. науч. конф. Иркутск, 2005; Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ в. Иркутск, 2006.

А.В. Дулов, А.П. Санников

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты