ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН, духов. столица Буддийской Традиционной Сангхи России, в 30 км от Улан-Удэ. Возведен мест. мастерами. Открыт как единств. буддийск. духов. центр в СССР пост. СНК Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 «Об открытии буддийского храма (Хамбинское Сумэ) в улусе Средняя Иволга». В нояб. 1948 получил название «Даши Чойнхорлин». В 1951 выделена земля для монастыр. комплекса (3 га). Резиденция главы буддистов России Хамбо-ламы. Полное назв. И. д. – Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид (Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости).

В наст. время И. д. представляет собой целый монастыр. комплекс и является резиденцией главы буддистов России Пандидо-Хамбо-ламы. Ансамбль монастыря включает: Цогчен-дуган, Сахюусан-сумэ, Майдарин-сумэ, Деважин-сумэ, Чойра-дуган, дом Хамбо-ламы, музей, гостиницу, жилые дома священнослужителей, субурганы и многочисл. хурдэ (молитв. барабаны). Гл. храм дацана – Цогчен-дуган – выстроен по принципу «мандалы», др. религ.-символич. идеи, ведущей свое происхождение из Индии. «Охраняют» здание 12 камен. львов. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) имеют статус движимых памятников и находятся под охраной гос-ва. В алтаре Цогчен-дугана расположены пантеон тысячи Будд и огромная скульптура Будды Шакьямуни. Там находится также скульптура богини Лхамо – «покровительницы» дацана. На тер. И. д. расположены 5 ступ – субурганов, каждая из к-рых имеет свое архит. решение. Одна ступа посвящена основоположнику Петербургского дацана А. Доржиеву, др. – деяниям Будды Шакьямуни, 3 – различ. аспектам Будды. Пятая ступа посвящена ламам, служившим в дацане. В 1991 при дацане создан буддийск. ин-т Даши Чойнхорлин филос. направления, где обучаются ок. 100 хувараков (студентов) из разных регионов России. Студенты изучают буддийск. философию цаннид, основы тантризма, медицину, астрологию, иностр. языки и др. науки. Преподавание ведут учителя из Тибета, Монголии, Индии. И. д. придерживается давно сложившегося порядка проведения богослужений: больших хуралов и ежедн. богослужений. Кроме обрядовых ритуалов, деят-ть И. д. включает также лечение прихожан с помощью методов тибет. медицины, основанной на многовек. опыте применения лекарств. средств природ. происхождения. В тибет. медицине используется специфич. метод диагностики – пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав к-рых входят разнообразные вещества растит. и живот. происхождения, минералы, металлы. Большую часть сырья эмчи-ламы (лекари) получают из Индии, Китая, Тибета (см. Тибетская медицина в Бурятии).

И. д. охраняется гос-вом как памятник культового зодчества.

Лит.: Иволгинский дацан: История, современность и перспективы: Матер. науч.-практич. конф., посвящ. 55-летию Иволгинского дацана. Верх. Иволга, 2001; Ванчикова Ц.П., Чимитдоржин Д.Г. История буддизма в Бурятии: 1945–2000 гг. Улан-Удэ, 2006.

Д.С. Жамсуева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты