ГОРОДОВОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ГОРОДОВОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ, одно из направлений общего сиб. летописания. Традиц. летописание возникло в 1636, когда Савва Есипов приступил к созданию летописи, где гл. была тема похода Ермака и присоединения Сибири к России. По мере заселения и роста сиб. городов, с появлением 2-го и 3-го поколений рус. «сибиряков», появилась обществ. потребность в осознании своей малой родины. К кон. XVII в. сиб. города достигли заметных успехов в соц.-экон. и обществ. развитии. Нек-рые круп. города, напр.: Тобольск, Тюмень, Енисейск, по числ. населения и пром. развитию догнали старые рус. города в европ. части России. Традиц. летописание не могло осмыслить это явление, дать ему исчерпывающее объяснение. Между тем в народе уже появились легенды, прямо связывающие нач. образования сиб. поселений с историей собственно рус. европ. городов. Так, среди жителей Мангазеи и Енисейска ходила легенда о том, что возникновение этих городов связано с историей Великого Новгорода: якобы в 1572 часть новгородцев чудом спаслась от гнева Ивана Грозного и на своих кочах «утекла за море-океан», где и основала Мангазею и Енисейск. Активно развивавшийся класс торг.-пром. людей проявлял все больший интерес к истории своих городов. Выросло поколение грамотных людей, напр., многочисл. клан подьячих Гороховых в Мангазее. В далеком Кузнецке мест. кузнец Тимофей Лебедкин создавал летопись своего города с момента его основания, используя при этом документы приказной избы. Авторами Г. л. общесиб. хар-ра и мест. хроник были сиб. служилые, приказные и посадские люди.

На смену летописям о Сибири вообще, о походе Ермака приходят произведения с характер. назв. – «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири...», к-рые опираются на знание приказных архивов, имеют твердую хронологию повествования, связаны с событиями общерус. истории и написаны точным «приказным» языком. Меняется и сама тематика известий – вместо воен. сюжетов появляются сообщения по вопросам хоз-ва, соц. борьбы и культуры. Высокая степень достоверности летописных фактов определяется тем, что в большинстве своем они подтверждаются приказными документами. Авторы городовых летописей широко применяют метод критич. сопоставления различ. известий, они не только излагают факты, но и комментируют их, ищут причины тех или иных событий. Повествования насыщены фактами по истории клас. борьбы, для большинства из них характерна антивоеводская направленность, а в нек-рых проглядывает открытая неприязнь к верхушке служилого населения – детям боярским.

Г. л. выработало 2 типа произведений. Первый – общесиб. городовые летописи, посвящ. неск. городам или острогам, типа «Описания о поставлении городов и острогов в Сибири...»; 2-й – городовые летописи сугубо мест. хар-ра, где в центре повествования находилась история 1 города, уезда, разряда, примером чему служит «Летописец Тобольский». К кон. XVII в. в каждом круп. городе Сибири уже имелось свое Г. л., летописи были объединены в 1 свод – «Записки к сибирской истории служащие». Последняя по времени Томская летопись датируется 1697.

Г. л. – шаг вперед не только в плане накопления знаний – это еще и заметный прогресс в области совершенствования методов и приемов работы, в ист. критике источников, в создании ориг. летописной концепции истории поставления городов и острогов Сибири.


Д.Я. Резун

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты