ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ, не вполне точное название ряда явлений, гл. обр., в традиц. муз. культурах Сибири. В широком смысле – пение с необыч. артикуляцией в глоточном и/или гортанном отделах вокально-речевого тракта исполнителя. Термин Г. п. применяется для обозначения 2 существенно различ. видов интонирования. Первый – гортанное, или ларингализованное, пение характеризуется наличием ярко звучащих одного или неск. унтертонов, т. е. призвуков с высотой на октаву, дуодециму или 2 октавы ниже осн. тона. Спектр звука (следовательно, и его тембр) при этом сильно изменяется в сторону насыщенности выс. гармониками, а самый ниж. унтертон может восприниматься как новый осн. тон. Этот вид пения особенно распространен в эпич. традициях тюрков Юж. Сибири. Для его обозначения используется этнич. термин «кай» у алтай-кижи, теленгитов, отчасти шорцев, «хай» у хакасов. Механизм образования такого рода тембра состоит в том, что на колебания голос. связок, обеспечивающих «обычный» голос, накладываются колебания релаксацион. типа, к-рые возникают в результате смыкания и размыкания связок под действием струи воздуха, продуваемого через узкую голос. щель. Гл. признак др. вида Г. п. – одновр. звучание неподвиж. низкого тона и одного или, изредка, двух выс. изменяющихся по высоте звуков. По кр. мере один из них может образовать мелодию, иногда довольно сложную. Такая мелодия, как правило, движется по обертонам (гармоникам) ниж. тона. Примеры сольного многоголосия зафиксированы в разл. регионах мира (Балканы, Корсика, Юж. Африка и т. д.), однако по степени его распространенности, культур. и худ. значимости выделяется Тува, где это пение носит название хмей. В тувин. Г. п. по тембровым и регистровым признакам различаются неск. стилей, гл. из к-рых – сыгыт, эзенгилер, хмей, борбаннадыр и каргыраа. Вероятно, именно хмей инициировал развитие сходных традиций у монголов, юж. алтайцев, хакасов, а также у территор. отдален. народов – башкир, калмыков, тибетцев. Существуют 2 теории, объясняющие явление сольного многоголосия. Первая постулирует высокое акустич. качество гортани и надгортан. резонаторов, т. е. отделов полости глотки и полости рта. Предполагается, что эта система резонаторов значит. усиливает обертон, на к-рый она настроена; изменяя настройку резонаторов, можно усиливать разные обертоны, получая обертон. мелодию. Др. теория исходит из вестибулярных (ложных) связок при пении хмей. Выс. звук, сопровожд. ниж. тон, интерпретируется как свист, возникающий при прохождении воздуха через вестибулярное сужение. В большем объеме согласуется с наблюдаемыми данными, по-видимому, первая теория.

Лит.: Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. М., 1964; Банин А.А., Ложкин В.Н. Об акустических особенностях тувинского сольного двухголосия // VIII Всесоюз. акустич. конф. М., 1973; Дмитриев Л.Б., Чернов Б.П., Маслов Л.Т. Тайна тувинского «дуэта», или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. Новосибирск, 1992; Харвилахти Л. Алтайское горловое пение: пробы анализа фонозаписей с помощью ЭВМ // Там же; Tongeren M. van. Xoomey in Tuva: new developments, new dimensions. Amsterdam, 1994; Мазепус В.В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор: комплексная текстология. М., 1998; Кыргыз З.К. Тувинское горловое пение. Новосибирск, 2002.

Дискография: Тувинский фольклор (из новых записей). Мелодия, С30-14937-38; Тыва аялгалар [Мелодии Тувы]. Мелодия, D-030773-4, 1969; Алтай баатырлар – кай [Алтайские богатыри – эпическое пение]. Мелодия, S90 21979 007, 1985.

В.В. Мазепус

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты