ВЕПСЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ВЕПСЫ, самоназв.: вепся, бепся, вепсь. Собственно В. называют себя только юж. В., прочие обычно пользуются самоназв. «людиникад».

Числ. В. (по РСФСР; тыс. чел.): 1939 – 31,4, 1959 – 16,2, 1970 – 8,1, 1979 – 7,6, 1989 – 12,1, 2002 (РФ) – 8,2.

Расселены между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В незначит. кол-ве (в результате эвакуации во время войны) они и их потомки проживают в Алтайском кр., Новосибирской обл. В. относятся к вост.-балт. типу беломоро-балт. малой расы. Вепсский яз. относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угор. ветви урал. языков. Вепсский яз. подразделяется на 3 диалектико-территор. группы: северных В. (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих р-ны Ленинградской и Вологодской обл. В. двуязычны.

Заметную роль играет «весь» в воен. политике древнерус. гос-ва. В тот период начинает складываться уник. комплекс мат. и духов. культуры В. В рус. летописях «весь» упоминается в связи с событиями 859 и 862 гг. – временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г.) в «Повести временных лет» встречается одно из последних упоминаний этнонима «весь». В дальнейшем «весь» упоминается под собират. назв. «чудь», очевидно, потому, что рус. летописцы избегали путаницы со славян. словом «весь» – «село».

Основой жизнеобеспечения В. до сер. ХХ в. являлось земледелие, наряду с пашенным (трeхполье) сохранялось подсечное. Значит. место занимало скот-во. Подсоб. роль имели охота и рыболовство. С сер. XIX в. значит. масштабы приобрeл лесозаготовит. промысел. С.-х. произв-во с сер. ХХ в. стало ориентироваться на мясо-молочное жив-во.

Жилища юж. В. в наиб. степени сохранили традиц. интерьер сев.-среднерус. избы со ср. или низким подклетом, архаичные приeмы строит. техники. Традиц. костюм был сходен с одеждой сев.-рус. населения, но имелись и нек-рые своеобразные черты. Традиц. муж. одежда В. состояла из рубахи, штанов с узким шагом, поверх надевали короткий кафтан. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и подоле. Характерно также ношение мужчинами шейного платка. В кон. XIX – нач. XX в. бытовали 2 комплекса традиц. жен. одежды: сарафанный и с юбкой. Голов. убором замужним женщинам служили повойник или сборник, платок.

Основу пищевого рациона В. в кон. XIX – нач. XX в. составляли мучные продукты, основным из к-рых являлся хлеб (leib). Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки с начинкой из пшенной каши или картоф. пюре, колобки, ватрушки из кислого теста, а также овсяные и горох. блины и оладьи. Обязат. атрибутом любого праздника у юж. и ср. В. являлись квас и ржаное или ячменное пиво (olud). К нач. XX в. у В. господствовала малая семья, хотя в нек-рых регионах продолжали существовать и большие неразделeнные семьи. Бытовало примачество. Участие сев. В.-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.

В религии В. можно обнаружить следы древ. почитания животных, птиц и рыб. Как и у др. народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес: из ольхи изготавливались посохи для колдунов, к-рые использовались в дни проведения свадеб и др. обрядов. В. являются приверженцами православия, у них сложилась календар. обрядность, в основе к-рой лежит церк. календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев и Иванов день. Свадеб. обрядность, бытовавшая до 1930-х гг., во мн. напоминала северорусскую. Большая часть фольклор. текстов исполнялась на рус. яз. Сохраняется почитание таких деревьев, как ель, можжевельник, рябина, ольха. Имеются древ. мифол. представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья (ozamadoo et). Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, к-рые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклор. жанров наиболее популярны пословицы, былички, частушки, колыбел. песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий геогр. объектов. Бытуют также причитания (в наст. время похоронные), сказки, лирич. песни. Из музык. инструментов до нач. XX в. сохранялось щипковое пятиструнное кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. С глубокой древности В. в быту широко использовали бересту. Ей устилали дно ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, обтягивали треснувшие глин. горшки. Из бересты изготовляли предметы домаш. обихода: кошели, корзины, солонки, коробы для сыпучих продуктов.

Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР. М., 1968; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Винокурова И.Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец XIX – начало ХХ в.). Петрозаводск, 1996.

Е.Ф. Фурсова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты