БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит. народов Бурятии на бурят. и рус. яз. Разделила судьбу младописьм. литератур народов Сибири, переживших искусств. разрыв с дооктябрьской нац. культур. традицией. В смене идеол. приоритетов произошла переориентация на традицию рус. лит. Основоположники Б. л. Х. Намсараев (1889–1959) и Ц. Дон (1905–38) были хорошо знакомы со старомонг. письменностью и ее памятниками, но если у первого еще сильно их влияние (рассказы «Сын нойона», 1929; «Озорник Балдан», 1930 и др.) то у второго худ. ориентиром стала рус. реалистич. проза (рассказы «Кровавая расправа», 1930; «Дело сделано», 1931; повести «Затмение луны», 1932; «Отрава», 1935).

Свидетельством худ. зрелости Б. л. является развитие романа. Значит. событием лит. жизни Бурятии стал роман Б.М. Мунгонова «Хилок наш бурливый» (1959), изданный в республике отд. книгой, затем опубл. в изд. «Советский писатель», в «Роман-газете»; перев. на яз. народов СССР. Большую известность получили неоднокр. переизд. дилогия Ч.Д. Цыдендамбаева (1918–77) о первом бурят. ученом Доржи Банзарове: романы «Доржи сын Банзара» (1952) и «Вдали от родных степей» (1958), а также трилогия Д.О. Батожабая (1921–77) «Похищенное счастье» (1958–65). Теме рев. борьбы посв. романы П.И. Малакшинова «Учитель» (1954), И.Е. Тугутова «Побратимы» (1955) и «На четырех ветрах» (1965), Ж.Б. Балданжабона «Гудит паровоз» (1960), В.В. Корнакова «В гольцах светает» (1962), И.К. Калашникова «Последнее отступление» (1959), М. Степанова «Ночь умирает с рассветом» (1963). Роман А.А. Бальбурова «Поющие стрелы» (1962) воссоздает картину жизни бурят. народа в канун Окт. революции. В нем выведен ряд запоминающихся образов; особо выделяется образ учителя и этнографа М. Дорондоева, бурят. интеллигента предрев. поры. Он записывает фольклор родного народа, высоко ценя красоту и мудрость народ. слова. Роман И. Калашникова «Жестокий век» (1973) о личности и эпохе Чингисхана выдвинул его автора в число лучших ист. писателей страны. В 1990-е гг. выходят ист. роман Ц.-Ж. Жимбиева «Белые птицы» (др. назв. «Манчжурская застава», 1992) об установлении рус.-кит. границы в 1-й трети XVIII в., В.Б. Гармаева «Десятый рабджун» (1991) о трудной судьбе хори-бурят.

В Б. л. широко используются традиции устн. народ. творчества. Фольклор. мотивы пронизывают романы Х.Н. Намсараева, А.А. Бальбурова, Д.О. Батожабая, Ц.-Ж. Жимбиева, Б. Санжина, В.Г. Митыпова. Жанр рассказа представлен произведениями изв. писателей Ч.Д. Цыдендамбаева, Б.М. Мунгонова, В.В. Корнакова, Д.О. Эрдынеева, О. Серовой, К.Н. Балкова, С. Цырендоржиева, Б.Н. Ябжанова, К.Г. Карнышева, С. Захаровой и др. Теме природы посвящены лирич. миниатюры О. Серовой, рассказы К.Г. Карнышева (сб. «Россыпи», 1986; «Сугробы», 1971; «Странствия Горбоносого», 1975; «Хрустальные люди», 1976), его повесть «На Бакланьем» (1976). Нравств. проблематика ставится в рассказах Д.О. Эрдынеева (цикл «Нравы Тубэргэнов»), Ч.Д. Цыдендамбаева («Соль», 1969; «Последний смех», 1957; «Встреча старых знакомых», 1957), продолжившего традиции писателей старшего поколения Х. Намсараева, Ц. Дона, С. Туя в противопоставлении прежней и новой морали.

Разнообразна проблематика бурят. повести. Это и тема культа личности Сталина («Совесть» Ц. Галанова, 1984; «Лицо человека» Н.Г. Дамдинова, 1968; «Белый месяц» Б.М. Мунгонова, 1962), воен.-патриот. и ист. темы («Приказываю жить» А.А. Бальбурова и Д.Д. Хилтухина, 1963; «Дорогой в будущее» Б. Санжина и Б.Д. Дандарона, 1969; «Где ты, моя утренняя звезда?» С. Цырендоржиева, 1975; «В тени старого дома» Д.О. Эрдынеева, 1974; «Куда ускакал конь» Б.Н. Ябжанова, 1974; «Месть» М. Осодоева, 1975; «Найденыш» Н. Очирова, 1966; «Снежный обвал» М. Жигжитова, 1965; «Бурятка» Ч.Д. Цыдендамбаева, 1961). Осн. масса бурят. повестей посвящена морально-этич. проблемам современности, процессу формирования нравств. облика молодого человека («Зрелость приходит не вдруг» Ц. Галанова, 1964; «Спасибо, друзья» С.Д. Ангабаева, 1961; «Перед полетом» Ц. Хамаева, 1964; «Кто твой учитель?» Д.О Батожабая, 1957; «Крылья» Ц.Н. Номтоева, 1961; «Золотое кольцо» Ц.Д. Дамдинжапова, 1961; «Его звезда» А. Жамбалдоржиева, 1960; «Огонь на ветру», 1973; «Неоконченная рукопись», 1958 С.Б. Метелицы; «Первая четверть» Р. Белоглазовой, 1962). Читат. интерес вызвали фант. повести В.Г. Митыпова («Приход больших обезьян», 1968; «Зеленое безумие земли», 1966; «Мамонтенок Фуф», 1970) и его ист. повести («Ступени совершенства», 1965; «Долина бессмертников», 1975).

Бурят. поэзия отличается разнообразием худ. поиска и тематич. широтой. Из поэтов ст. поколения читат. признание и известность получили С.Д. Дунаев (1899–1970), Ш.Н. Нимбуев (1901–71), Д.Д. Хилтухин (1906–78), А.И. Уланов (1909–2000), Ж.Б. Балданжабон (1909–67), К.Г. Брянский (1910–43), Д. Мадасон (1911–1984), С.Б. Метелица (1912–74) и др. 1960–80-е гг. отмечены появлением большой группы поэтов нового поколения, в творчестве к-рых многогранно отразились перемены в духов. и нравств. жизни об-ва: Ц. Галсанова, Ц.-Д. Дондоковой, Н.Г. Дамдинова, Д.З. Жалсараева, А. Бадаева, С.Д. Ангабаева, Д.А. Улзытуева, В.К. Петонова, М. Самбуева, М.М. Шиханова и др. Наиб. заметными достижениями в бурят. поэзии стали поэмы Д.А. Улзытуева «Белый месяц» (1961), Н.Г. Дамдинова «Имя отца» (1962), «Песнь о Шилдэ-Занги» (1965), Ц.-Б. Бадмаева «Борьба за солнце» (1969), Ц.-Д. Дондоковой «Девушка с Байкала» (1963) и др. Жанр лирич. миниатюры закрепил в Б. л. Д. Улзытуев: его четверостишия и восьмистишия, испытавшие влияние бурят. народ. песни, посвящены филос. раздумьям о человеке, совр. эпохе, о связи человека с природой. Новатор. хар-ром отличается поэзия Н. Дамдинова. Поэтами 3-го поколения считаются Д. Дамбаев, Г. Раднаева, Л.Д. Тапхаев, Б.Б. Сыренов, Н. Нимбуев, В. Намсараев, Б.Д. Дугаров, Л.К. Олзоева, А.Г. Румянцев. Всесоюз. известность получил сб. Н. Нимбуева «Стреноженные молнии» (1972; выдержал 3 издания). В поэтич. творчестве Б. Дугарова («Золотое седло», 1975; «Горный бубен», 1976; «Дикая акация», 1980; «Городские облака», 1981; «Небосклон», 1986; «Всадник», 1989; «Лунная лань», 1989; «Звезда кочевника», 1994) тяготение к бурят. мифологии, народ. легендам и песням сочетается с глубоким знанием поэтич. наследия рус. классич. и совр. поэзии. Книги Б. Дугарова издавались в Улан-Удэ, Иркутске, Москве.

Совр. бурят. поэма представлена жанровыми разновидностями: известны лирические циклы Ч.-Р. Намжилова («Счастливое путешествие», 1980), Ц. Бадмаева («Приезд Ленина», 1970), Н. Дамдинова («Гроза», 1979; «Новая земля», 1970; «Весенние костры», 1975), поэмы-монологи Д. Дамбаева («Синий конь», 1970; «Песня жизни», 1977; «Пой, мой атом», 1965), Н. Дамдинова («Ночь тридцатой весны», 1963), М. Самбуева («Смятение юной души», 1984; «Благодарю», 1984), поэма-баллада Н. Дамдинова («Гудящие сосны», 1959), поэма-документ Н. Дамдинова («Четверо в океане», 1965), М. Самбуева («Звездный час», 1983), поэма-репортаж, синтезирующая поэзию и лирич. прозу («У отрогов Бурэн-хана» Д. Улзытуева, 1971). В 1981 В.К. Петонов написал 1-й роман в стихах на бурят. яз. «Земли притяжение».

Важной вехой в развитии критики и литературоведения Бурятии явился выход в 1967 «Истории бурятской советской литературы», ставшей одновр. учеб. пособием, по к-рому в школах и вузах республики стали изучать нац. лит. В 1997 издан фундамент. акад. III т. «История бурятской литературы. Современная бурятская литература (1956–1995)». К фундамент. теор. исслед-ям относится монография В.Ц. Найдакова «Путь к роману: история формирования бурятской прозы» (1985).

Лит.: История бурятской советской литературы. Улан-Удэ, 1967; Писатели Бурятии. Улан-Удэ, 1982; Найдаков В.Ц. Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917–1995). Улан-Удэ, 1996; История бурятской литературы. Улан-Удэ, 1997. Т. 3; Портреты писателей Бурятии. Улан-Удэ, 1997; Уланов Э.А., Найдаков В.Ц. О развитии литературоведения и искусствоведения // Гуманитарные исследования в Бурятии. Улан-Удэ, 1997; Буряты. М., 2004.

Э.А. Бальбуров

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты