БУРХАНИЗМ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

БУРХАНИЗМ, нац.-религ. движение, сформировавшееся к 1904 у горных калмыков (алтай-кижи). В науч. лит. получило название по имени гл. божества – Бурхана (Ак-Бурхана). Среди алтай-кижи (алтайцев) Б. известен как ак-jан («белая вера») или сют-jан («молочная вера»).

Большинство исследователей придерживается концепции, согласно к-рой в нач. XX в. в Горн. Алтае завершилось формирование алтай-кижи как этноса, внеш. идеол. оформлением к-рого явился Б. Будучи по своему происхождению этноконфес. феноменом, Б. имеет признаки, общие не только с милленаристскими, но и с нац.-освободит. идеологиями и движениями XIX–XX вв. В то же время стремление нового этноса обособиться от окружающего населения породило изоляционистские настроения, преувеличение нац. особенностей, известную замкнутость на собств. «уникальности». Б., как любая нац. религия, обладает собств. пантеоном, системой представлений, обрядностью, служителями культа – jарлыкчы. Ядром системы представлений оказались наиб. архаические культы, связанные с анимистическими представлениями и семейно-родовой обрядностью, получившими в «белой вере» новое осмысление. Типичные для Б. эсхатологические и мессианские мотивы сформировались во многом под влиянием ламаизма и христианства. Бурханистская идеология ориентирована на «возвращение великого прошлого» – «золотого века» Джунгарии (Ойратское ханство). Не случайно мессия, скорого прихода к-рого ожидали бурханисты, носил имя Ойрот-хана. По возвращении «к избранному народу» именно он будет вершить суд, после к-рого нынешний греховный мир погибнет в огне. При этом ускорить пришествие мессии можно только коллективной молитвой алтайцев. Отсюда сугубо мирный, непротивленческий хар-р бурханистского движения и самих догматов «белой веры». Культовые сооружения бурханистов – жертвенники (тагыл) и прямоугольные алтари (куре) из дикого камня, комплексы алтарей и жертвенников (сюме) – располагались в укромных, но легко доступных местах: в распадках, на уступах гор. Здесь и проводились всеобщие, иногда родовые и семейные моления (мюргюль).

Бурханистское движение оформлялось в кон. XIX – нач. XX в. в условиях сложной соц.-экон. ситуации в Горн. Алтае. В 1865 Алтайский горный окр. был открыт для переселенцев, и это привело к обострению зем. вопроса, вызвало напряжение в отношениях между алт. и рус. крестьянами, грозившее межэтнич. конфликтами. Кроме того, появление бурханистских настроений означало, что Алтайская духовная миссия, осн. проводник русификаторской политики на Алтае, столкнулась с серьезным религ. противником, к-рый также стремился умножить свою паству. Православная церковь считала, что Б. не соответствовал истинным верованиям алтайцев, и поэтому с самого его зарождения, с проведения 1-х коллект. молений ее отношение к этой вере было крайне негативным. Однако в условиях закрепленной в Уставе об управлении инородцев (1822) свободы вероисповедания корен. населения Сибири церковь вынуждена была действовать мягко и крестить лишь тех алтайцев, к-рые добровольно желали принять православие. Тем не менее противостояние представителей 2 религ. вероисповеданий существовало и было обусловлено миссионер. соперничеством.

Не случайно 2 силы – светская и церковная – объединились при разгроме 21 июня 1904 молящихся в урочище р. Кырлык калмыков. Судеб. разбирательство, последовавшее за этим, длилось до марта 1909, после чего дело было закрыто, а все обвиняемые оправданы.

Расправа над бурханистами и судеб. процесс над ними не прервали коллект. культовой практики и индивид. сакральных действий. В сов. период в условиях секуляризации и внедрения атеизма Б. все больше индивидуализировался, принимая форму нац. обычаев и быт. обрядов, но так и не вышел за пределы этнич. территории алтай-кижи. В кон. XX в. в народе резко оживился интерес к «белой вере», но поскольку многое из бурханистских представлений и ритуала уже забылось, она не приобрела единообразной формы, не имеет своей устоявшейся организац. структуры. При этом Б. по-прежнему часто воспринимается алтай-кижи как нац. алт. вера.

Лит.: Шерстова Л.И. К вопросу об оценке бурханизма в отечественной этнографии // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1984; Она же. Бурханизм в Горном Алтае // Этнографическое обозрение. 2005. № 4; Данилин А.Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993.

Л.И. Шерстова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты