АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ СИСТЕМА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ СИСТЕМА в 1920–30-е гг., система органов и учреждений в Сов. России (СССР), цель деят-ти к-рых заключалась в агитации и пропаганде, т. е. распространении идей для воздействия на сознание, настроение и обществ. активность масс, в формировании на основе этих идей опред. мировоззрения. Несмотря на то, что заинтересованность в идеол. воздействии на обществ. сознание своего населения проявляли и проявляют пр-ва практически всех стран, в СССР АПС возникла и функционировала как специфич. элемент полит. системы.

Центр. место в А.-п. с. занимал созданный в 1920 Агитационно-пропагандистский отдел (АПО) ЦК РКП(б)–ВКП(б)–КПСС, возглавлявшийся одним из секретарей ЦК. АПО определял осн. цели и направления идеол. работы, руководил др. органами и учреждениями, входившими в А.-п. с., и контролировал их.

До создания АПО агит.-проп. задачи в Сибири решались вр. комиссиями. В авг. 1920 по функцион. и структур. образцу АПО ЦК РКП(б) организован Агитпропотдел Сиббюро ЦК РКП(б) во главе с Е.М. Ярославским (с 1924 – Агитпропотдел Сибкрайкома, с 1930 – Запсибкрайкома, с 1937 – Новосибирского обкома ВКП(б)). В 1920-х гг. в его составе работали подотделы агитации, пропаганды, печати и нац. меньшинств. В окт.–нояб. 1920 для решения наиб. сложных задач, связанных с вопросами агитации и пропаганды, при АПО Сиббюро организована коллегия из представителей Сибирского отдела народного образования (СибОНО), Политического упр-ния Сибири (ПУС), политотдела транспорта, Женотдела Сиббюро ЦК РКП(б), Сиббюро ЦК РКСМ и Сибполитпросвета. Принятое в авг. 1921 Сиббюро «Положение об агитационно-пропагандистском отделе Сибирского бюро ЦК РКП(б)» определило цели и задачи нового органа – рук-во текущей агит. работой, проведение агит. кампаний, лит.-издат. работа, производств. пропаганда. Работа проводилась среди членов партии (через аппараты парт. комитетов) и среди беспартийных. Отсутствие до 1923 устойчивой связи с АПО ЦК РКП(б) обеспечивало относит. самостоятельность деят-ти СибАПО. В нач. 1920-х гг. большую часть работы в СибАПО выполняли Е.М. Ярославский, Д.В. Тумаркин и Я. Диман, в отделе (без секции нац. меньшинств) было не более 5 сотрудников.

Одно из наиболее важных направлений деят-ти СибАПО – проведение массовых агитационно-пропагандистских кампаний. Подотдел печати контролировал работу частн. и гос. сиб. изд-в, редколлегий мест. газет и журналов. До сер. 1920-х гг. почти вся общесиб. пресса находилась на бюджете СибАПО. В 1924 подотдел печати выделился в самостоят. отдел. Идеол. работа нем., латыш., эстон. и татарско-киргиз. секций подотдела нац. меньшинств заключалась в обеспечении издания газет на нац. языках, орг-ции и проведении адаптированных к нац. традициям агиткампаний и специфич. антирелиг. пропаганде. В 1930 СибАПО преобразован в отд. агитации и массовых кампаний и включал подотделы общей агитации, массовых кампаний в пром-ти и с. х. и подотдел по работе с женщинами. В последующие годы СибАПО пережил ряд структур. изменений, сохранив свои осн. функции – рук-во и контроль над агит.-проп. деят-тью.

Важнейшим из непарт. органов, входивших в АПС, являлся Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), созданный в 1920 при Наркомате просвещения РСФСР с целью консолидации усилий гос. органов и обществ. орг-ций, занимавшихся агит.-проп. деят-тью. Несмотря на ведомств. принадлежность Главполитпросвета, идеол. рук-во его работой осуществлял ЦК РКП(б). С авг. 1920 при СибОНО начал действовать Сибполитпросвет. В февр. 1921 в его штате числился 81 сотрудник. Сибполитпросвет включал орг., проп. и агит. отделы. В результате финанс. кризиса 1921–23 система полит.-просвет. органов во главе с Сибполитпросветом обрушилась, числ. его работников сократилась до 3–5 чел. Из органа, организующего агит.-проп. работу в массах под рук-вом СибАПО, он превратился в метод. придаток последнего.

А.-п. с. включала ряд др. органов и учреждений – агит.-проп. и культ.-массовые отделы комсомол., профсоюз. орг-ций, органы партийного просвещения, период. печать, радиовещание, систему т. н. добровол. обществ. объединений (Союз воинствующих безбожников, МОПР, ОСОАВИАХИМ и пр.) и просветительных обществ. В 1920-е гг. важную роль в АПС играли политорганы Кр. армии. Представители Полит. упр-ния Сибирского военного окр. входили в состав комиссий, созываемых Агитпропотделом для орг-ции и проведения очеред. кампаний. В 1927–31 ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений о переносе центра агит.-проп. работы на произв-во. Кампания по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР в 1937, к-рая включала проведение лекций и бесед по месту жительства, создала доп. канал агит. влияния на неработающее население. Особое внимание уделялось работе с жителями. Не считая достаточной и эффективной деят-ть в этой области сел. парт. орг-ций и учреждений культуры, парт. рук-во страны в агит.-проп. воздействии на деревню гл. роль отводило представителям пром. предприятий и гор. парткомам. В 1920–30-е гг. этой цели служили система шефства города над деревней, деят-ть «ликвидаторов» (активисты кампании по ликвидации безграмотности), «двадцатипятитысячников».

А.-п. с. осуществляла свою деят-ть по неск. направлениям, к-рые в офиц. документах обозначались как полит., производств. и культур. пропаганда. Первая подразумевала разъяснение парт.-гос. политики и формирование обществ. мировоззрения в соотв. с идеол. установками. Производств. пропаганда (повышение производительности труда, орг-ция соц. соревнования и отд. труд. акций и т. п.) должна была способствовать решению очеред. экон. задач. В 1920-е гг. большую часть орг. работы по ведению производств. пропаганды выполняло Сибирское бюро производств. пропаганды, действовавшее под контролем СибАПО. Культур. пропаганда подразумевала повышение культурно-образоват. уровня разных групп сов. об-ва. В 1-й пол. 1920-х гг. наиболее значимыми ее направлениями были антирелиг. пропаганда, к-рую следует рассматривать как неотъемлемую часть антирелигиозной политики в целом, и ликвидация неграмотности. А.-п. с. выполняла также функцию контроля над обществ. сознанием, выявляя мнения и настроения людей и информируя о них парт.-гос. органы.

А.-п. с. использовала разнообраз. методы уст., письм. и нагляд. агитации. Одним из наиболее распространенных и действенных форм воздействия являлись массовые агитационно-пропагандистские, культурно-идеологические кампании. А.-п. с. являлась важным элементом сов. полит. системы в целом. Ее высокий гос. статус определялся мобилизующей ролью идеологии в СССР.

Лит.: Очерки истории идеологической деятельности КПСС: В 2 кн. М., 1985–1986.

Д.С. Холявченко, С.Н. Ушакова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты