МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИБИРИ. Монастыри, важнейший институт рус. православия, появились в Сибири вскоре после ее присоединения к России. Первый из них, Тобольский Знаменский, уже в 1596 получал земли от атамана Третьяка Юрлова с сыном Максимом (см. Вотчины церковные). Знаменский мон-рь, как и др. сиб. монастыри, по старорус. традиции сразу стал выполнять не только духов. функции, но и важную социальную – как место прибежища одряхлевших или раненых воинов. В Знаменском мон-ре доживали свои дни мн. Ермаковы казаки. В жен. монастырях постригались вдовы служилых.

В кон. XVI–XVII вв. возникло 36 монастырей: Тобольский Знаменский муж. (ок. 1596), Верхотурский Никольский муж. (1604), Туринский Покровский жен. (1604), Тюменский Преображенский (Троицкий) муж. (1616), Тарский Параскево-Пятницкий жен. (1620), Верхотурский Покровский жен. (1621), Томский Успенский (Богородице-Алексеевский) муж., позднее жен. (1621, по др. сведениям – 1630-е гг.), Невьянский Богоявленский муж. (1622), Тобольский Рождественский жен. (1623), Туринский Николаевский муж. (1624), Тарский Спасский муж. (1624), Тюменский Успенский жен. (1620–24), Березовский Воскресенский муж. (1635), Красноярский Введенский муж. (1639), Енисейский Спасский муж. (1640–41), Далматовский Успенский муж. (1644), Кузнецкий Христорождественский муж. (1648), Рафаиловский Троицкий муж. (1651), Междугорский (Межигорский) Ивановский муж. (1653), Кондинский Троицкий муж. (1657), Туруханский Троицкий муж. (1657–60), Якутский Спасский муж. (ок. 1642, по др. свед. – 1663), Усть-Киренский Троицкий муж. (1663), Енисейский Рождественский жен. (1664), Албазинский Спасский муж. (1671), Томский Рождественский жен. (1671), Братская Спасская пустынь муж. (1671), Иркутский Вознесенский муж. (1672), Кетская муж. пустынь (Лосиноборский Спасо-Преображенский, ок. 1677), Далматовский Введенский жен. (1680), Невьянский Богородицкий жен. (XVII в.), Селенгинский Троицкий муж. (1681), Посольский Спасо-Преображенский муж. (1681), Иркутский Знаменский жен. (1693), Кодская Троицкая муж. пустынь (XVII в.), Нижнеудинский Спасский муж. (XVII в.).

Для обеспечения иноков сиб. монастырей моск. власти нередко жаловали им земельные владения, дарили земли «на помин души» и сами сибиряки. В целом по России моск. власти стремились к сокращению монастыр. вотчин ради обеспечения землей служилых, но на Сибирь эта политика в XVII в. практически не распространялась. Сиб. монастыри были в колонизуемой стране важными опорными пунктами земледельческого освоения края, распространения православия среди аборигенов, а подчас имели и немалое воен. значение. Поселявшимся на их землях крестьянам монастыр. власти обычно давали существ. «подмогу», позволявшую завести крепкое хоз-во. Нередко беглецы из центр. крепостнич. р-нов страны, получив на монастыр. землях определенный навык хозяйствования в новых климатич. условиях и обретя нек-рую зажиточность, затем отправлялись дальше на восток.

И только в 1698 дальнейшее создание монастырей было запрещено указом «для того, что в Сибири мужских и женских монастырей, где всякого чина православным христианам постригаться и спасаться, довольное число есть». Но и в XVIII в. в Сибири иногда появлялись новые монастыри. В 1706 по указу Петра I был создан Нерчинский Успенский муж. мон-рь, в 1783 – Абалакский Знаменский мон-рь, знаменитый своей чудотворной иконой, написанной в 1636 протодьяконом Матфеем.

Церк. реформа Петра I, начатая в 1701, привела к созданию особого Монастырского приказа, в ведение к-рого переходили все монастыр. земли. Это означало частичную секуляризацию церк. вотчин, однако в 1705 сиб. монастыри были изъяты из ведения Монастырского приказа, а с учреждением в 1721 Синода эта реформа была свернута. Окончат. секуляризация всех церк. земель произведена в 1764 при Екатерине II, что привело к сокращению числа сиб. монастырей. Были определены число монастырей, имевших право на гос. вспомоществование, штаты каждого из них. Если накануне секуляризации в Сибири насчитывалось 35 обителей, то после ее проведения их осталось 26, а к 1801 – 20.

Сиб. монастыри в XVIII–XIX вв. продолжают играть важную роль как центры миссионер. деят-ти РПЦ. Среди них особо выделяются Тобольский Знаменский, Верхотурский Свято-Никольский, Тюменский Преображенский, Якутский Преображенский, Иркутский Вознесенский, Селенгинский Троицкий, Усть-Киренский Троицкий, Чулышманский Благовещенский, Омский Знаменский мон-ри (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). С кон. XVIII в. постепенно прекращается гос. политика по сокращению числа монастырей, по сдерживанию их экон. роста; лишенные земель монастыри оправляются от последствий секуляризации, строя свою жизнь на иных хоз. основаниях. Светские власти начинают все более ценить благотворит. роль монастырей; им опять разрешают владение пахот. землей и угодьями в размере св. 9 дес., определенных на каждую обитель по законам 1760-х гг.

XIX в. приносит возрождение монастыр. традиций как во всей России, так и в Сибири. Среди новых монастырей все больше «заштатных», т. е. не получающих регулярного вспомоществования от гос-ва. На этом фоне с новой силой проявляется такое древнеправосл. явление, как старчество с его живым интересом к мистич. творениям отцов Церкви, крайним аскетизмом, обязат. личным трудом и нестяжанием, действенной проповедью нравств. законов христианства. Старцы часто жили при монастырях, основывали пустыни. Скитское старчество было распространено и в Сибири. До 1820 под Туринском 20 лет существовал скит прп. Зосимы (Захара Васильевича Верховского); этот пустынник послужил одним из прообразов известного во всем мире героя Ф.М. Достоевского старца Зосимы. Во 2-й четв. XIX в. всенарод. славой пользовался томский прав. старец Федор Кузьмич.

В пореформен. время при монастырях очень быстро появляются все новые школы, б-ки и богаделенные заведения. Стихийно возникающие общины монастыр. типа (чаще всего жен.) постепенно входят в число признанных Синодом орг-ций. В 1913 в Благовещенской епархии было 3 монастыря (в т. ч. 1 жен.), во Владивостокской – 2 (1), Енисейской – 6 (2), Забайкальской – 6 (3), Иркутской – 6 (1), Омской – 6 (5), Тобольской – 8 (4), Томской – 7 (5), в Якутской – 2 (1), всего – 46 монастырей (в т. ч. 23 жен.). По др. сведениям, в 1917 в Сибири было 65 монастырей, из них 40 жен.

Преследования РПЦ в сов. время привели сначала к разграблению, а потом и к закрытию всех сиб. монастырей. Уже в ходе Гражданской войны были казнены мн. монахи, а в ходе кампании по изъятию церк. ценностей 1921–22 разгромлены мн. монастыр. храмы. Уцелевшие от арестов и казней насельники скрывались по мирским домам, нек-рые старались при этом тайно соблюдать требования монастыр. устава. Отмена карат. курса сов. власти по отношению к РПЦ привела и в Сибири к возрождению монастыр. жизни. С кон. 1980-х гг. открываются вновь древние сиб. монастыри. Создаются новые; 1-й среди них – учрежденный в 1989 Свято-Покровский мон-рь в Ленинске-Кузнецком.

В наст. время в сиб. епархиях находятся действующие монастыри (включая скиты и пустыни): в Абаканской и Кызыльской – 1 муж., в Барнаульской и Алтайской – 8 (из них 6 жен.), в Благовещенской и Тындинской – 2 жен., во Владивостокской и Приморской – 5 (3), в Иркутской и Ангарской – 1 жен., в Кемеровской и Новокузнецкой – 1 жен., в Красноярской и Енисейской – 6 (3), в Курганской и Шадринской – 4 (1), в Магаданской и Чукотской (Синегорской) – 1 жен., в Новосибирской и Бердской – 6 (2), в Омской и Тарской – 4 (3), в Тобольской и Тюменской – 4 (2), в Томской и Асиновской – 3 (1), в Хабаровской и Приамурской – 1 жен., в Читинской и Забайкальской – 5 (2), в Южно-Сахалинской и Курильской – 1 муж., в Якутской и Ленской – 1 жен. В Петропавловской и Камчатской епархии, а также в Биробиджанской и Кульдурской монастырей нет. Всего в перечисленных епархиях действует 54 монастыря, из них 24 муж. и 30 жен. При мн. из них созданы дет. приюты, духов. училища и пр.

Лит.: Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII–XVIII вв. Красноярск, 1983; Водарский Я.Е. Землевладение Русской Православной Церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность // Русское православие. Вехи истории. М., 1989; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2.

Н.Н. Покровский

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты