ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Перейти к: навигация, поиск

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, конечное звено Транссибирской магистрали. Проходит по тер. Хабаровского и Приморского кр., Амурской обл., Еврейской АО. Эксплуатац. длина – ок. 6 тыс. км. Упр-ние дороги находится в Хабаровске. Осн. узловые станции – Биробиджан, Ружино, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Владивосток и др. В состав дороги входят отд-ния: Хабаровское, Уссурийское, Владивостокское, Комсомольское.

Дорога проектировалась и строилась в составе Транссиба. В 1895 началось регуляр. движение на уч-ке Владивосток–Иман (ныне – ст. Дальнереченская). В 1897 введена в эксплуатацию линия Хабаровск–Владивосток. Прямое движение поездов по Транссибу до Владивостока открылось в 1916 с вводом в эксплуатацию моста через р. Амур у Хабаровска.

В 1920–30-е гг. строились новые линии, проводилась реконструкция и техн. перевооружение дороги. На всем протяжении гл. хода были уложены вторые пути, осуществлено переустройство большинства станций, локомотив. и вагон. депо и др. объектов. В 1940 завершилось стр-во осн. сортировочной ст. Хабаровск-2 с сооружением механизир. сортиров. горки. К нач. Великой Отечественной войны дорога располагала модернизир. мат.-техн. базой и с первых дней войны перестроилась на обеспечение воен. нужд. В 1945 Д. ж. д. внесла значит. вклад в коммуникац. обеспечение сов. войск в войне с Японией, освобождение Юж. Сахалина и Курильских о-вов. В 1945 в строй вступила ж.-д. линия Комсомольск-на-Амуре–Сов. Гавань, открывшая 2-й выход к Тихому океану и сократившая мор. перевозки грузов на Сахалин, Камчатку и в Магаданскую обл.

В 1960–70-е гг. проводились работы по увеличению пропускной способности дороги и грузоперерабат. мощностей станций. Самые грузонапряженные линии были оборудованы автомат. блокировкой, станции – электр. централизов. упр-нием стрелок и сигналов. Электрифицированы линии Уссурийск–Владивосток, Угольная–Находка, Архара–Хабаровск. В 1973 начала работать морская ж.-д. паромная переправа Ванино–Холмск, улучшившая транспорт. сообщение с Сахалином. В 1975 вступил в строй уник. ж.-д. мостовой переход через р. Амур у Комсомольска-на-Амуре, что сделало возможным круглогодичное беспрерывное сообщение на направлении Волочаевка–Сов. Гавань. Дорога получила значит. число мощных локомотивов, грузовых и пассажир. вагонов, созданы индустр. базы путевых машин. станций с поточными звеносборочными линиями.

В 1999 погрузка составила 34 499 тыс. т, грузооборот – 72 992 млн ткм, пассажирооборот – 3 487 млн пасс.-км.

Лит.: Дальневосточная магистраль России. Хабаровск, 1997; Большая энциклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4.

А.И. Тимошенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты