ШОРЦЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:09, 20 января 2013; LOL (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ШОРЦЫ (самоназв. шор-кижи, тадар ~ тадэр ~ тадыр-кижи), известные также как шоры, мрассцы, кондомцы, кузнецкие татары, абинцы, абалары, матурские инородцы, населяют сев. предгорья Алтая (Кузнец. Алатау), народ в РФ, живут преим. в верх. течении Томи и по ее притокам (Мрас-Су, Кондома, Аба) в Кемеровской обл., а также в долинах рек Абакан, Таштып, Матур в Респ. Хакасия. Ок. 1 тыс. шорцев проживает в р-не оз. Балхаш в Респ. Казахстан. Этногр. группы: сев., или лесостепная (абинская), и юж., или горно-таеж. (шорская). По данным переписей, числ. Ш. (тыс. чел.): 1926 – 14,0, 1939 – 16,0, 1959 – 14,9, 1970 – 16,0, 1979 – 15,2, 1989 – 15,7, 2002 – 14,0, в т. ч. в Кемеровской обл. – 11,6. Говорят на шорском яз. тюрк. группы алт. язык. семьи. Ш. сформировались на основе субстрата, общего для угров, самодийцев и кетов. В VI–IX вв. входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с др. алт., уйгур., енисейско-кыргыз. и монг. племенами. В XVII–XVIII вв. с Ш. слились пришедшие с севера (с Иртыша, из Барабинской и Кулундинской степей) кочевники-скотоводы телеуты.

В XVII–XVIII вв. русские называли Ш. «кузнецкими татарами», кондомскими и мрасскими татарами, абинцами. Ш. называли себя по именам родов (карга, кый, кобый и др.), волостей и управ (таяш-чоны – Таяшская вол.) или рек (мрас-кижи – мрасские люди, кондум-чоны – кондомский народ), за пределами территории проживания – аба-кижи (аба-род, кижи-люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это назв. широко распространилось и было введено как офиц. в ХХ в.

В 1925 образован Горно-Шорский нац. р-н с центром в с. Мыски, позже в с. Кузедеево, упраздненный в 1939. В 1990-е гг. Чувашинский сельсовет (Новокузнецкий р-н), Чилису-Анзасский и Усть-Анзасский сельсоветы (Таштагольский р-н), являвшиеся территориями компакт. проживания Ш., получили статус нац.-территор. образования.

До XIX в. осн. занятием Ш. была выплавка и ковка железа, особенно развитые на севере. Ш. платили дань желез. изделиями тюрк. каганам, обменивали их у кочевников на скот и войлок, с XVIII в. сбывали русским купцам. Русские называли их кузнецкими людьми, а их землю – Кузнецкая земля. К кон. XVIII в., с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шор. кузнечества перестали выдерживать конкуренцию с привозными рус. изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать.

Осн. занятием с этого времени сделалась охота. Первонач. преобладала загонная охота на круп. копыт. зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее – пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь), до XIX в. с луком, затем с ружьями, полученными от рус. купцов. Охотой занимались 75–90 % хоз-в Ш. (1900). Промышляли зверя в родовой охотничьей территории артелями по 4–7 чел. (первонач. из родственников, потом из соседей). Жили в сенных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шапа), подшитыми камусом. Груз тащили на ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке). Добычу делили между всеми членами артели поровну.

Одним из осн. источников питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было гл. занятием, в др. местах им занималось 40–70 % хоз-в (1899). По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долбленках (кебе) и берестянках.

Доп. занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой (озуп), состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и желез. лезвием-лопаткой на конце. Собирали мн. орехов и ягод, в XIX в. – на продажу. За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по неск. недель. В лесу строили вр. укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов – колотушки (токпак), терки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки. Издавна было известно бортничество, у русских заимствовано пчеловодство. До прихода русских на юж. пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Семья поселялась во вр. жилище на пашне на неск. недель. Землю взрыхляли мотыгой (абыл), боронили суком. Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю. Возвращались на пашню осенью для уборки урожая. Зерно молотили палкой, хранили в берест. чанах на сваях, мололи на ручных камен. мельницах. С развитием контактов с русскими на севере в степ. и горн. р-нах распространились пашенное земледелие и рус. земледел. орудия: соха, иногда плуг, борона, серп, появились водяные мельницы. Засевали значит. площади, гл. обр. пшеницей. От русских же Ш. усвоили стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телегу, сани.

Женщины ткали из конопли и крапивы на примитив. станках, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты промыслами – обработкой дерева, рога, кожи. Были развиты худ. резьба и выжигание по кости (на табакерках, черенках ножей, пороховницах и др.), вышивка. По Томи и в низовьях Мрас-Су было известно изготовление лепной керамики.

В XIX – нач. XX в. у Ш. были сильны родовые отношения. Границы адм. единиц (волостей) совпадали с границами расселения отцовских родов (ск), к-рые управлялись выборными родовыми старейшинами (паштык). Члены рода называли себя карындаш («единоутробный»). За родами были закреплены охотничьи и земледел. угодья, в XIX в. перешедшие в пользование больших семей (тль). Внутри рода раскладывались ясак и подати. Большие семьи включали 2–3 поколения. К кон. XIX – нач. XX в. у сев. Ш. стали развиваться территор.-соседские отношения, возникла имуществ. дифференциация. Выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины (таныш), родовая администрация, появилась эксплуатация наем. труда. Большая семья стала распадаться на малые.

Небольшие селения Ш. – улусы на севере и аилы на юге – часто переносились на новое место – по случаю смены пашни, смерти к.-л. из родичей и т. п. Состояли из неск. низких 4-угольных срубных домов (юрт) с берест. крышей. Жилища отапливались глинобит. очагом (кебеге) типа чувала. В XIX в. распространились избы рус. типа, особенно на севере, у бедняков – срубные полуземлянки. Вр. жилищами (на пашне – для земледел. работ, в тайге – на время охоты и заготовки орехов) были одаг – конич. постройка из бревен и жердей, крытая берестой (летом), и агыс – каркас. сооружение в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре (зимой). Бедняки жили в таких строениях постоянно, утепляя их берестой и землей. Были распространены срубные свайные амбары (тастак, анмар). Совр. Ш. живут в рубленых домах, сохраняются амбары, охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

Муж. и жен. одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали неск. халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюрк. черта). Жен. рубаха – длинная, с разрезом на груди. Юж. Ш. делали одежду из конопли и кендыря, сев. – чаще из готовых тканей, зажит. Ш. носили покупную одежду, зимой – овчин. шубы, крытые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков – из кендыря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой осокой. Женщины носили платки, мужчины – шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, присобранной на макушке, иногда вышитой, зимой – меховые.

Первонач. осн. продуктами питания Ш. были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили, рыбу варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану также пекли в золе, черемшу ели соленой. Корни дикого пиона сушили и варили неск. раз, чтобы удалить ядовитые вещества, растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепешки. С развитием земледелия распространились мука и крупа из ячменя. Муку (талкан) ели с чаем, молоком, медом, маслом, сметаной, из нее варили кашу (саламат), крупу (ширак) добавляли в суп, кусочки пресного пшеничного теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке. Пресные лепешки (тертпек) варили в воде, ели с супом или ухой. Хлеб (калаш) был распространен на севере в осн. у зажиточных. Степ. Ш. употребляли молоч. продукты: кислое молоко, пресный сыр (пыштак), творог, масло. Зажит. Ш. покупали конину. Из ячменной муки делали брагу (абыртка) и водку (арагы). Пили чай.

У Ш. богатый фольклор: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак). У телеутов сев. Ш. заимствовали героич. поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент 2-струнного муз. инструмента – комыса.

Традиц. культы – промысловые, родовые, шаманизм, культы духов-хозяев гор (таг-ээзи) и рек (су-ээзи). Духам-хозяевам приносили в жертву лошадей. Опред. обряды были связаны с охотой на медведя. Шаманство у Ш. имело родовой хар-р: шаманы наследовали свой дар и духов-покровителей в пределах рода. Атрибутами шамана были бубен и колотушка. Традиц. верования и мифология, поминально-погребальные обряды, камлания частично сохраняются у совр. Ш. С 1985 вновь стали отмечаться традиц. праздники прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спорт. состязаниями и т. п.

Первые правосл. миссионеры появились среди Ш. в 1858. В 1880-х гг. была создана письменность на основе рус. алфавита, издавалась церк. лит. В 1920-е гг. начинает выходить учеб. лит. Складывается нац. интеллигенция.

После Окт. революции Ш. утратили большинство форм традиц. хоз-ва. Были организованы с.-х. предприятия и промысл. артели. Часть Ш. занята на лесозаготовках и добыче золота. На всей территории проживания Ш. стали бытовать общие типы жилищ, орудий труда, средств передвижения, утвари. Единой стала и нац. кухня.

В духов. культуре следы различий сохранились сильнее. Наиболее полно они выражены в языке, т. к. продолжают существовать 2 его диалекта, хотя в 1943–44 преподавание шор. яз. в школах прекратилось.

В сов. период произошли межэтнич. интеграция и ассимиляция Ш. русскими и др. народами. Были заимствованы элементы рус. культуры, распространились приметы урбанизир. общерос. культуры.

Наибольшим изменениям подверглась традиц. специфика жилищ, интерьера, одежды, обуви, транспорт. средств. Сейчас гор. и сел. Ш. живут в таких же домах, что и русские. Нац. блюда употребляются не очень часто, и роль их в рационе незначительна. В осн. же Ш. готовят блюда, заимствованные у русских: щи, борщ, котлеты, пироги, калачи и т. д.

Дети сел. Ш., как правило, учатся в школах-интернатах, расположенных на центр. усадьбах или в городах. Как гор., так и сел. Ш. получают образование на рус. яз., хотя с 1990 появилась возможность изучать и шор. яз. С 1976 по 1986 уменьшилось кол-во неграмотных Ш., а также имеющих неполное ср. образование. Соотв. возросло число получивших ср. и ср.-спец. образование. У гор. Ш. уровень образования неск. выше, чем у сельских.

В 1980-е гг. возрождается интерес к традиц. культуре. В 1990-е гг. принята программа возрождения Горн. Шории «Социальное развитие коренных и малочисленных народов», действует закон Кемеровской обл. «О положении коренных малочисленных народов», к-рым гарантируются права и предоставляются льготы малочисл. народам Кузбасса.

С 1990 в нек-рых школах на факультатив. занятиях детей и взрослых стали обучать шор. яз. Газ. «Красная Шория» опубл. 50 уроков шор. яз., в дек. 1990 вышли из печати шорский букварь, учебники шор. яз. для учащихся 1–3 классов. С кон. 1980-х гг. Новокузнецкий педагогический ин-т готовит преподавателей шор. яз. Организованы фольклор. ансамбли в Междуреченске, Мысках, Таштаголе. Создан Таштагольский краевед. музей, где представлены этногр. экспонаты, а также этноэкомузей «Тазгол» в пос. Усть-Аазас Таштагольского р-на.

Продолжает сохраняться нац. специфика в области мат. культуры (пища, промысл. обувь, средства передвижения, хоз. постройки; утварь). В сфере традиц. духов. культуры следует отметить бытование шор. эпоса, сказок и легенд, хотя их знают уже очень немногие совр. Ш. До сих пор сохраняется синкретич. религ. комплекс, включающий в себя элементы христиан. и дохристиан. верований.


Г.М. Патрушева

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты