СИБИРСКАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 21:40, 6 января 2013; Nina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

СИБИРСКАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ, (Сибплан), создана 1 июня 1921 пост. Сибревкома в системе гос. плановых орг-ций СССР для упр-ния национализир. экономикой. Организована на основе экон. отд. Сибревкома. В ее состав также вошли комиссия по электрификации Сибири (ГОЭЛРО) и стат. отд. Сибпромбюро ВСНХ. 1 июня 1921 – 4 июля 1922 – Сиб. гос. плановая комиссия (Сибгосплан), 4 июля 1922 – 3 дек. 1925 – Сиб. плановая комиссия. Затем реорганизована в Сиб. краевую плановую комиссию с подразделениями в округах. С 1930 на основе Сибкрайплана созданы Зап.-Сиб. и Вост.-Сиб. краевые плановые комиссии.

Структура Сибплана определялась приказом Сибгосплана от 10 сент. 1921 и складывалась из отделов: упр-ния делами, стат.-экон., пром-ти и труда, с. х. и продовольствия, транспорта, внеш. торговли и концессий, науч.-информационного. Затем она менялась в соотв. с потребностями плановой работы под влиянием гос. экон. политики. Последующие реорганизации плановых органов сохраняли преемственность задач планового упр-ния соц.-экон. развитием. Сибплан, с одной стороны, являлась регион. органом экон. упр-ния, с другой – проводила полит. линию центр. орг-ций гос. власти. Осн. функции: орг-ция экон. упр-ния и предварит. разработка перспектив. и текущих планов, а также контроль за выполнением, распределением финанс. и проч. мат. ресурсов; всестороннее исслед-е производит. сил, экон. районирование и т. д. В условиях становления сов. экон. системы на плановые органы возлагались обязанности консультирования хоз. орг-ций в процессе решения различ. экон. проблем: повышения производительности труда, рентабельности предприятий, установления новых систем оплаты и орг-ции труда.

Во главе Сибплана стоял председатель, назначаемый Сибревкомом по согласованию с Госпланом СССР; чл. плановой комиссии также подбирались персонально. Вначале управляющая коллегия состояла из 4–5 чел., затем, с расширением штата и увеличением кол-ва подразделений планирования, – 9–11 чел. В 1924 управл. коллегия Сибплана состояла из 9 чел., раб. аппарат из 5 секций: сел. и лес. хоз-ва, пром-ти и труда, общей экономики, конъюнктуры и районирования, финансовой; а также секретариата. Весомый вклад в орг-цию планового упр-ния в Сибири внесли руководители Сибплана И.М. Майский, А.И. Тамарин, М.И. Реминный. Актив. участие в составлении 1-х перспектив. планов развития хоз-ва Сибири принимали изв. ученые того времени, профессора сиб. вузов И.И. Бобарыков, В.Г. Болдырев, Н.Я. Новомбергский, П.П. Маслов, Н.П. Огановский и др.

К нач. 1922 Сибплан разработал 1-й в истории СССР годовой (1921/22 фин. г.) и пятилетний (1921–1925) планы, высоко оцененные на заседании коллегии Госплана СССР и рекомендованные для изучения регион. плановым комиссиям. Хотя они и не были реализованы, однако приобретался опыт планирования, правильно намечались стратег. направления соц.-экон. развития региона, проведенные в жизнь в последующие годы. Дальнейшие реформы в плановых органах, совершенствование регион. и отрасл. планирования не изменяли гл. подходов к прогнозированию и хоз. упр-нию в Сибири, выработанных и используемых Сибпланом.

Лит.: Баркан Н.М. Становление планирования социалистического строительства в Сибири // Исторические аспекты экономического, культурного и социального развития Сибири. Новосибирск, 1978; Тимошенко А.И. План или стихия рынка? Из истории государственного планирования // ЭКО. 2007. № 1.

А.И. Тимошенко

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты