СЕМЕЙСКИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 20:21, 6 января 2013; Nina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

СЕМЕЙСКИЕ, , старообрядцы Забайкалья, в 1760-х гг. выведенные рус. войсками семьями из пределов Белоруссии, Украины и Польши. В Сибири за ними закрепилось название «семейские». Первонач. поселено ок. 5 тыс. чел. С 1782 (4-я ревизия) по 1850 их кол-во увеличилось с 4,4 тыс. до 17,9 тыс. чел. по преуменьшенным данным переписи 1897 – 40 тыс. В наст. время С. живут в разных регионах России (Респ. Бурятия, Амурская обл., Забайкальский, Хабаровский и Приморский кр.) и за рубежом.

У этой группы старообрядцев преобладает русский (славянский) антропол. тип с нек-рыми признаками украин., польск., бурят. метисации. Об этом свидетельствуют фамилии С. украин. и польск. происхождения, смешанные браки с бурятами. По замечанию этнографа Г.М. Осокина, «ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения». Для них характерен юго-зап. акающий диалект с нек-рыми заимствованиями из украин. и бурятского языков, отмечены элементы севернорус. и белорус. говора (у старообрядцев Чикоя). С. долгое время не признавали светскую грамотность, писали на старослав. яз., обучали ему детей.

С. в большинстве своем относятся к последователям беглопоповского ветковского согласия, позднее – белокриницкого согласия. Представлены также беспоповцы федосеевского, поморского толков, темноверцы и частично часовенные. В сов. период в связи с насаждением атеизма и разрушением церквей, уничтожением 81 молитв. здания, сопровождаемых репрессиями, мн. из бывш. старообрядцев стали атеистами. В наст. время возведено неск. храмов (в Бичуре, Куйтуне, Тарбагатае), в Улан-Удэ построены церкви беглопоповцев и белокриницкого согласия.

Исследователи называли субобщину С. «общиною общин». Она была необходимой формой хозяйствования, отстаивала экон. интересы крестьян, оказывала влияние на нравств.-психол. нормы труда и быта. На обществ. сходах выбирались староста, старшина и писарь, решались вопросы землепользования, распределялись подати и повинности. Под надзором общины проводились обществ. и церк. праздники.

Последователи старой веры, природные земледельцы, обладая большим с.-х. опытом, крепкой общин. сплоченностью и поразит. трудолюбием, через короткое время заслужили признание как лучшие земледельцы, а места их поселения стали житницами края. Для возделывания земли применяли соху, сабан. Первыми в Сибири стали использовать плуг, для боронования – плетеные бороны с дерев. зубьями, затем рамочные дерев. бороны с желез. зубьями. «Они и камень сделали плодородным», – отозвался о них иркут. губернатор Н.И. Трескин. Выращивали рожь (ярицу), пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, а также огород. культуры – капусту, морковь, лук, чеснок, редьку, репу, брюкву, редис, укроп, бураки (свеклу), позднее картофель. Староверы называли его «чертовы яблоки» и долго отказывались разводить. Для полива пашен и огородов перепруживали речки и устраивали канавы. Жив-во имело подсоб. значение.

В XVIII в. у С. преобладала малая семья, в 1-й пол. XIX в. семьи старообрядцев с числом душ муж. пола от 6 до 30 чел. составляли 43 %. Встречались обусловленные хоз. необходимостью, неразделенные многопоколенные семьи, достигавшие 30–50 чел. В братских семьях выбор старшего определялся его способностью вести хоз-во. Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировались обычным правом, гражд. и церк. установлениями. Преобладали равные браки. Глава семьи являлся блюстителем быт. уклада. Домочадцы беспрекословно во всем подчинялись ему, соблюдая жесткие патриарх. порядки. Авторитет хозяйки дома был достаточно высок, но жизнь невесток осложнялась множеством обязанностей, ограниченностью в правах. Важное значение придавалось труд. воспитанию детей. Старообряд. семьи характеризовались крепостью и верностью сторон в браке. Разводы были крайне редки.

Забайкал. старообряд. селения отличались большой протяженностью. В них имелось неск. улиц, расположенных в 1–2 ряда вдоль рек и речек. Сохранялась традиц. рус. застройка крест. усадьбы. В комплекс переднего двора входили дом, иногда зимовье, амбар, погреб, навес для телег, саней, др. инвентарь. На скотном дворе находились стайки, омшаник, хлев, сарай для лошадей, сеновал, сушильни для хлеба, рига (овин), позади них баня. Вся усадьба огораживалась высоким забором, заплотом, иногда на заднем дворе ставили частокол или изгородь из жердей. Использовались 4 осн. типа жилища: 4-стенная изба, представляющая сруб с сенями или без них, пятистенка, «связь» – 6-стенная изба, круглый дом. Дома рубили из сосновых бревен «в чашку» или «в обло», иногда «в лапу», на ниж. и верх. венцы использовали лиственницу.

Старообрядцы в Забайкалье выделялись своей яркой величавой одеждой, сформировавшейся в XVII – нач. XVIII в., при их проживании в Польше. Жен. костюм включал средне-, северорус. элементы одежды (рубаху, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запон (фартук), кичку, кокошник). В одежде и украшениях (девичьи повязки с бисером, жерелки, «земчуг») встречались названия, идентичные принятым на Рус. Севере. В наряде С. присутствуют и южнорус. черты (бисер. украшения, косник, дутые бусы, украшения цветами (живыми и искусственными) и перьями птиц (селезня), встречаются украин. и белорус. влияния, заимствования у бурят (доха, меховая шапка (малахай), обувь (унты, пимы). Голов. убор девушек представлял собой повязку с открытой макушкой, мягкую или с твердым околышем, украшенным бисером, бахромой. Жен. голов. убор состоял из кички (кики) с рогом, украшенной надо лбом и висками бисером (в Бурятии), копытообразного (на Чикое) кокошника, позатыльника и повязанной сверху особым способом атласной или кашемир. шали. Общерус. традиции сохранялись в покрое зипунов, халатов и шуб. В комплексе муж. одежды, по оценке Г.С. Масловой, сочетались рус. рубаха и штаны украинско-белорус. типа. Традиц. жен. одежда бытует и в наст. время. С. любят наряжаться и украшать себя. Особенно ярко это проявляется в праздн. костюме, сшитом из дорогих цветастых тканей: атласа, кашемира, бурсы, канфы, шелка, плиса.

Пища С. имела свои особенности, зависящие от постных (среда, пятница, иногда – понедельник) и скоромных дней. В посты употреблялась пища растит. происхождения, мол. продукты, без яиц, в отд. дни – рыба. В мясоеды преобладали мясные блюда, щи, супы с мясом, мясо жареное (жаренина) с картошкой, котлеты, каши, саломат, мол. продукты (масло, сметана, творог, простокваша), яйца, яичница. Выпекали булки, ковриги, калачи, пироги (с рыбой, грибами, с ягодами, с луком, капустой, морковью, творогом), маленькие пирожки (пироженники) с такой же начинкой, пампушки, хворост. Особой обильностью, своеобразием отличалась праздн. и обрядовая еда (кутья, оладьи, блины, курники, сгибни, каши). Напитки готовили на дикорастущих растениях: иван-чай (скрипень), курильский чай (турусульник), бадан, брусничник, березовый гриб (чага), шульта, ревень, листья смородины.

Для С. характерен культ чистоты духовной и физической. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды, существовали запреты на общение с мирскими (инаковерующими) в еде, питии, любви.

В быту воспитывались эстет. идеалы староверов: представления о красоте и гармонии в природе, разумно устроенной Богом, любовь к иконе, красивому богослужению, красоте и опрятности народ. костюма, фольклору, пению. Все это создавало известную гармонию отношений, уверенность в правильности выбранной старой веры, обрядов, формировало духовно-психол. комфорт в семье, в общине, вкупе с трудолюбием возвышало старообрядцев.

Лит.: Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920; Маслова Г.С. Русская народная одежда Забайкалья (XIX–XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975. Ч. 2; Покровский Н.Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. 1975. № 6. Сер. обществ. наук. Вып. 2; Болонев Ф.Ф., Выхристюк О.И. Певцы и песни Большого Куналея. Новосибирск, 2002; Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. М., 2004; Юмсумова Т.Б. Язык семейских – старообрядцев Забайкалья. М., 2005; Козина О.М. Говоры старообрядцев Бурятии – семейских: генезис, диалектный тип. Улан-Удэ, 2006.

Ф.Ф. Болонев

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты