ПРИХОДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА в Сибири

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:34, 10 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ПРИХОДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА в Сибири, объединение прихожан одного храма для религ. целей, связанных с его существованием, один из древнейших органов мест. самоупр-ния. В Сибири складывалась с XVII в. вокруг церквей, как правило, построенных и долгое время содержавшихся на гос. средства. Традиции приход. самоуправления принесены мигрантами с Рус. Севера; эти традиции были присущи и служилым людям сиб. городов и острогов, составлявшим большинство рус. населения Сибири. Приход. община пользовалась большим объемом прав, до кон. XVII в. признававшихся гос-вом. Ее возглавлял выборный церк. староста, следивший за сохранностью храма и его имущества, заботившийся о наличии всего, необходимого для отправления церк. службы (иконы, богослужеб. книги, вино для причастия, свечи и т. п.). Если храм становился непригодным (по причине обветшания, пожара и т. п.), староста организовывал новое стр-во, испросив разрешения у архиерея, к-рый затем распоряжался освятить здание. Поэтому в распоряжении церк. старосты находились финанс. средства храма, контроль над расходами осуществляла сама община. Какая-то часть этих средств могла отдаваться в долг под расписку; длительное время приход. «казна», как и на Рус. Севере, представляла собой источник беспроцент. кредита для общинников. В конце своего пребывания в должности староста на собрании прихожан передавал полномочия преемнику, предварительно отчитавшись в своей деят-ти. Община могла осуществлять самостоят. поиск духовенства для церкви; заключала письм. договор с найденным кандидатом, после чего он отправлялся для поставления в церк. чин к мест. архиерею. В договоре фиксировались взаимные права и обязанности сторон; в случае конфликта с клиром своей церкви община не только могла жаловаться церк. властям, она пользовалась и правом отказа духовенству от церк. места.

В нач. XVIII в. большинство сиб. церквей (кроме ряда соборных и строящихся для мест. нерус. населения, в среде к-рого шла массовая христианизация) гос-во сняло со своего содержания. Одновр. резко уменьшился объем прав общин. Это было связано со сменой формы гос-ва и общим курсом центр. власти на уничтожение сословных свобод и привилегий. Упразднен и приход. договор найма духовенства: «Духовный регламент» провозглашает формирование корпуса клира целиком прерогативой епископата, к-рый получает право независимо от воли прихожан поставлять духовенство к любой церкви по своему усмотрению. За Уралом договор найма в последний раз зафиксирован во 2-м десятилетии XVIII в. Роль церк. старост в теч. столетия падала, а институт часовенных старост в Тобольской епархии уничтожен по распоряжению епископа в 1770-е гг. По вопросу о приход. имуществе между сиб. общинами и церк. иерархами шла борьба: общины считали его своей собственностью и настаивали на праве распоряжения; епископат постоянно подчеркивал принадлежность церкви как институту храмового имущества и считал необходимым контролировать все расходы. Так, была объявлена незаконной и со временем прекращена раздача приход. денег в долг. Во 2-й пол. XVIII в. духовенство разных рангов стало игнорировать договоры общинников о составе приходов, переводя своей властью дворы и деревни из прихода в приход, что вызывало сопротивление. К кон. столетия тобольский архиерей изменял границы приходов, консультируясь в осн. с гражд. администрацией.

В кон. XVIII в. приход. общину новыми узаконениями окончательно лишили права избрания духовенства, отменив необходимость письм. «выбора» при поставлении в церк. чин. В 1808 новая Инструкция церковным старостам узаконила дальнейшее наступление на права общины. Из средств приход. «казны» в централизов. порядке изымались все остатки после покупки необходимого для функционирования храма. Изъятые суммы должны были передаваться в банк и использоваться для улучшения положения духовного сословия. Мест. светские власти также пытались «усовершенствовать» приход. традиции, игнорируя волю общинников. Так, в 1812 в Томске попытались упразднить выборы церк. старост на общинном сходе, заменив их избранием из общего числа горожан на собрании в мест. думе. Т. о., община вообще оказывалась лишней. Проект не прошел только потому, что центр. власть не одобрила мест. инициативу как несанкционир. соотв. инстанциями и противоречащую законодат-ву. П. п. о. в Рос. империи к сер. XIX в. оказалась настолько бюрократизированной, что в об-ве и печати накануне Великих реформ развернулась оживленная дискуссия о необходимости ее возрождения путем возврата к общинной демократии. Для проведения намечавшихся реформ в церк. сфере в числе прочего в 1864 при каждой церкви были учреждены приход. попечительства. Но их деят-ть, как и попытка бюрокр. реформы приходов 1869, не привела к корен. перелому. Нек-рые сиб. попечительства закрывались по требованию прихожан (из-за участия попечительств в финанс. злоупотреблениях причтов). Реформа 1869 вызвала сопротивление и духовенства, и общинников. Так, в Сибири в 1870-е гг. общины неоднократно получали отказ в открытии новых приходов, несмотря на острую необходимость в таковых из-за огромных размеров сиб. приходов и большой разбросанности входящих в них селений. Указ. реформа была отменена в 1886. Инструкция церк. старостам 1890 продолжила тенденцию урезания прав общин и подчинения деят-ти старосты клиру. Однако подавляемые приход. традиции продолжали существовать и прорывались при первой возможности. Так, в Томской епархии отмечен всплеск деят-ти приходов по выбору своих причтов в 1870–80-е гг., хотя этому противодействовало мест. церк. начальство. Продолжалось нежелательное, с точки зрения иерархии, стр-во новых часовен и функционирование старых (за искл. часовен на ист. местах): они часто служили центрами несанкционир. форм религ. жизни (так, в часовенных общинах могли отмечать запрещенные еще в XVIII в. «кануны», или братчины, с общей трапезой прихожан, посвящ. мест. церк. празднествам; иногда вокруг часовен нелегально концентрировались староверы). В целом же церк. община и в XIX в., несмотря на лишение мн. старинных прав приход. демократии, продолжала оставаться центром религ. жизни.

Канун революции 1905–1907 ознаменовался возвратом к теме реформы церкви и, в частн., правосл. прихода. Позиция церк. рук-ва по этому вопросу выразилась в выработке созванным в 1906 Предсоборным Присутствием «Проекта нормального устава православных приходов в России». Он лег в основание принятого Поместным собором РПЦ 20 апр. 1918 Приходского устава, в к-ром приходом названо сообщество клира и мирян, объединенных при храме. Рук. его назван священник (настоятель). Правом назначения клира обладал архиерей, за общиной оставалось право ходатайства. Имущество прихода объявлялось принадлежащим церкви и могло быть передано по решению иерарха др. общине. Приход. собрание избирало приход. совет для ведения приход., в т. ч. имуществ. дел; в совет входил клир храма в полном составе, а также миряне обоего пола, включая церк. старосту в кач-ве исполнителя решений совета и собрания в отношении приход. имущества. Ряд статей посвящен приход. учреждениям: школам, приютам, богадельням и т. п.

В связи с Гражданской войной, а также антицерк. политикой сов. пр-ва постановления Поместного собора не осуществились. Массовое закрытие церквей в 1-е десятилетия сов. власти привело к ликвидации большинства приход. общин, в т. ч. в Сибири. Изменение политики гос-ва в отношении РПЦ с 1943 позволило собрать Поместный собор, к-рый 31 янв. 1945 принял Положение об управлении РПЦ, 4-й раздел к-рого посвящался приходам. Учреждались распорядит. («двадцатка» – по законодат-ву 1924, 20 чел. считались мин. необходимым кол-вом прихожан для орг-ции общины; после регистрации прихода во властных структурах – приход. собрание), исполнит. (церк. совет) и контрольный (ревизион. комиссия) органы приход. упр-ния. Церк. совет, заведовавший хоз-вом, состоял из настоятеля прихода (пред.) и выбираемых на собрании старосты, его помощника и казначея. Приход. полномочия настоятеля, назначаемого архиереем, по «Положению» были шире тех, к-рые предусматривались Уставом 1918.

В 1943 было принято решение о возврате Церкви части закрытых храмов; это привело к нач. восстановления сети правосл. приходов. В Сибири инициатив. группы из закрытых в предыдущие десятилетия приходов подали мн. сотни заявлений об открытии правосл. церквей (в Алтайском кр. за 6 лет – 249 ходатайств, в Новосибирской обл. за 5 лет – 157 и т. д.), однако удовлетворены оказались немногие. Процедура регистрации и открытия правосл. приходов была намеренно осложнена многочисл. бюрокр. препонами; офиц. разрешение давал после получения большого пакета док-тов только Совет по делам РПЦ в Москве. В последующий период до кон. 1980-х гг. приход. общины испытывали постоян. давление гражд. администрации, отделов по делам культов при облисполкомах. Ряду приходов, открытых во 2-й пол. 1940-х гг., затем было отказано в регистрации, а их храмы снова отобраны. Одной из форм давления стало регуляр. повышение налогов на церк. доходы. Кроме того, приветствовались добровол. пожертвования в пользу гос-ва (однако самостоят. благотворит. и церк.-просвет. работа приходам запрещалась законом). По распоряжению Свящ. Синода 1948 приходы сдавали в мест. органы Мин-ва финансов принадлежавшие им облигации гос. займов; так, томские церкви сдали их на сумму 16 725 руб. В 1962 приход. общины Новосибирской обл. при всей своей нищете внесли в Фонд Мира 350 тыс. руб.

В ходе антицерк. кампании нач. 1960-х гг. РПЦ приняла навязанное ей гос-вом пост. «О мерах по улучшению строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством» (1961). Собрание прихода ставилось в зависимость от разрешения район. органов власти, из состава церковноприход. совета выводился настоятель, община объявлялась самостоят. орг-цией. Казалось бы, наконец провозглашалась независимость общины от церк. администрации, о чем мечтали сторонники земского самоуправления еще в дорев. период. На деле «реформа» привела не к введению подлинно свободного религ. самоуправления, а к еще более полному подчинению правосл. прихода произволу светской власти. Только в 1988 Поместный Собор РПЦ сумел отменить это постановление. В новом «Уставе об управлении РПЦ» Церковь вернулась к решениям Поместного Собора 1917–18; 8-я глава Устава определяла приход. общину как клир и мирян, объединенных вокруг своего храма, составляющую часть епархии и находящуюся под канонич. упр-нием архиерея. Вновь расширялись права настоятеля: он провозглашался главой общины и назначался епархиал. архиереем. Пред. приход. собрания должен созывать его не реже 2 раз в год; на собрании избирался исполнит. орган – приход. совет, возглавлять к-рый мог мирянин или духов. лицо; и ревизионная комиссия на 3 года. Права юр. лица за приходом закрепил в 1990 закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях».

С кон. 1980-х РПЦ восстанавливала свои позиции в Сибири и в России в целом. За прошедшее время учреждены не только епархии, существовавшие до революции, но создано почти столько же новых. В массовом порядке открываются новые приходы, ремонтируются и строятся храмы. В епархиях возникают братства и сестричества, развивается благотворит. деят-ть приходов, организуются правосл. гимназии, воскресные школы и т. д.

См. Русская Православная церковь в Сибири.

Лит.: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990; Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй пол. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1996; Мухортова Н.А. Городская приходская община в Западной Сибири во 2-й пол. XVIII – 60-х гг. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2000; Православная энциклопедия. М., 2000; Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40–60-е годы ХХ в. Томск, 2003.

Н.Д. Зольникова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты