ПРАВДУХИН Валериан Павлович

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 11:39, 10 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Правдухин Валериан Павлович
Правдухин Валериан Павлович

ПРАВДУХИН Валериан Павлович (псевд. В. Шанявец) (21 янв. 1892, станица Таналыкская Оренбургской губ. – 15 июля 1939), критик, прозаик.

Род. в семье сел. священника. Окончил духовное училище и ист.-филол. фак-т Народного ун-та А. Шанявского (Москва). После Окт. революции работал в Челябинске: учительствовал, создавал дет. дома, труд. колонии, организовал 1-й в стране театр юного зрителя, для к-рого вместе с женой Л.Н. Сейфуллиной писал пьесы. В 1921 переехал в Новониколаевск, где возглавил Сибгосиздат. В этом же году с группой энтузиастов основывал ж. «Сибирские огни», затем на протяжении 10 лет был членом редколлегии журнала, занимаясь организац. деят-тью. Проявлял особую заботу об авт. составе издания, возглавил критико-библиогр. отдел. Публикации П. на страницах «Сибирских огней» 1920-х гг. надолго определили идейно-эстет. программу журнала (статьи «Искусство в стихии революции», «Литература о революции и революционная литература», «Виссарион Белинский – основоположник социальной эстетики», «Эстетствующие политики и литература», «Художественная литература за семь лет. Проза 1917–1924», «Литературные течения современности», «Сергей Есенин» и др.). Им опубликовано значит. кол-во рецензий на новые книж. и журн. издания.

Лит. процесс современности П. осмыслял в широком контексте общерус. и мирового опыта. Его критич. статьи отмечены общим для эстет. мысли 1920-х гг. напряженным интересом к проблеме соц. активности искусства, но разговор о «революционности» переводился в плоскость общих законов творчества, а поиск критериев оценки совр. лит. шел в сфере общечеловеч. ценностей и идеалов. Прогнозируя лит. завтрашнего дня, П. утверждал непродолжительность эпохи «политической борьбы пролетариата», настаивая на том, что будущее за народ. литературой. Необычной была по тем временам и формула «областной» лит., к-рая мыслилась как нерушимое триединство нац., областного и индивидуального.

Резкие нападки со стороны РАПП, ЛЕФ, насаждавших директив. политику в искусстве и лит., вынуждают П. оставить лит. критику. С 1929 он публикует лишь охотничьи истории и рассказы о путешествиях, напоминающие прозу Аксакова, Тургенева, Пришвина, Соколова-Микитова. Последнее, что удалось опубликовать П., – ист. роман из жизни урал. казаков «Яик уходит в море» (1937). В 1937 П. арестован и репрессирован.

Именем П. названа улица в Челябинске; учреждена ежегод. рос.-казахстан. экспедиция по правдухинским местам по бассейну р. Урал.

Соч.: Виссарион Белинский – основоположник социальной эстетики. Новониколаевск, 1923; Творец – Общество – Искусство: Статьи о современной литературе. 1921–1923 гг. Новониколаевск, 1923; Литературная современность: Сб. статей. М., 1924; Годы, тропы, ружье: Очерки. М., 1930; В степи и горной тайге. М., 1933; Охотничья юность: Рассказы. М., 1933; Яик уходит в море. М., 1937.

Лит.: Якимова Л.П. «Человек широкого размаха и редкостной души…» Валериан Павлович Правдухин // Якимова Л.П. Литература и литераторы Сибири. Новосибирск, 1988; Филимонов О.В. В. Правдухин – литературный критик // Научн. докл. высш. шк. филол. науки. М., 1989. № 4; Соболевская Н.Н. Страницы советской литературной критики 20-х гг. (В. Правдухин, Я. Браун). Новосибирск, 1992.

Н.Н. Соболевская

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты