НОВОКУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 23:57, 10 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

НОВОКУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ (НКМК), ОАО, до 2003 – Кузнецкий металлург. комбинат (КМК). Первенец сов. металлургии в Сибири, осн. металлург. предприятие в Сибири в 1930–50-х гг.

Идея сооружения металлург. з-да в Кузбассе возникла в нач. XX в. в связи с разработкой планов индустр. освоения вост. р-нов страны. Проектировался и строился комбинат в 1929–32 в рамках реализации Урало-Кузбасс, программы. 15 янв. 1929 СНК и СТО приняли решение о постройке КМК. Инж.-техн. рук-во стр-вом комбината осуществлял И.П. Бардин, назначенный гл. инж. Кузнецкстроя. В июне 1929 начались 1-е земляные работы на площадке Кузнецкстроя, в апр. 1932 был получен 1-й чугун. 30 дек. 1932 комбинат выдал 1-е рельсы. Большой вклад в ускорение стр-ва КМК внес Гурьевский металлургический з-д, с 1929 по 1932 полностью работавший на Кузнецкстрой.

В 1937 КМК вышел на проект. показатели, а к нач. войны стал одним из передовых высокопроизводит. предприятий черной металлургии страны. На комбинате установили крупнейший в Европе блюминг производит. 1,2 млн т; рельсобалочный стан являлся самым совершенным даже в сравнении с лучшими станами амер. фирм.

С началом Великой Отечественной войны КМК получил задачу стратег. важности – наладить произв-во броневой стали для танковых заводов. Уже в июле 1941 на КМК выплавили 1-й бронеметалл. К кон. войны новые марки стали и профили проката составляли ок. 80 % всей продукции. За годы войны выпуск стальной продукции на комбинате увеличился на 20–22 %, что в условиях потери юж. металлург. базы страны имело искл. значение. В 1945 доля КМК в общем выпуске проката составила 25 %. За выдающуюся роль в обеспечении победы над фашист. захватчиками в 1943 КМК наградили орденом Ленина, в марте 1945 – орденом Трудового Красного Знамени, в сент. 1945 – орденом Кутузова I ст. Орденов и медалей за годы войны удостоены 27 тыс. работников комбината.

В послевоен. десятилетия Кузнецкий комбинат, перестроившись на выпуск мирной продукции, продолжал наращивать объемы произв-ва и совершенствовать технологию. В 1960 построена 5-я доменная печь, увеличена производительность мартен. печей, построен цех отделки короткомерного проката, шаропрокат. цех. В 1980-е гг. состоялся пуск электроплавильного цеха № 2 с 100-тонными дуговыми печами и машинами непрерыв. разливки стали. В 1977 в пром-ть Кузбасса пришел природ. газ, что позволило интенсифицировать ряд процессов произв-ва. В итоге выпуск стали и проката к кон. 1980-х гг. по сравнению с 1945 увеличился вдвое, а по сравнению с проектной мощностью рост составил почти 4 раза.

При сохранении заводской площадки это вызвало скученность произв-ва. Кроме того, вследствие несистемного обновления произв-ва возникли диспропорции между осн. переделами, осн. и вспомогат. цехами. Увеличились выбросы вредных веществ в атмосферу, осложнились соц. проблемы. В 1990-е гг. из-за падения спроса на металл в России КМК сократил произв-во, произошла его переориентация на экспорт (до пол. всей продукции). В 1998 на комбинате (пятью годами ранее приватизированном) ввели внеш. упр-ние.

Необходимость переоснащения комбината стала очевидной уже в сов. время. Но либо разрабатывавшиеся проекты совсем не осуществлялись, либо возводились отд. объекты. К реконструкции КМК удалось приступить только после перехода контроля над ним к управляющей компании «ЕвразХолдинг», проведения конкурс. произв-ва и реструктуризации предприятия (2003).

Общая направленность реконструкции произв-ва КМК в нач. XXI в. связана с его специализацией. Изначально комбинат строился как производитель стальной продукции широкого профиля: рельсового металла, балок и швеллеров, сортового и листового проката. Важнейшая специализация КМК – рельсы (в 1980–85 – 34–38 % общего выпуска проката). КМК является одним из двух (наряду с Нижнетагильским комбинатом) производителей рельсового металла в стране и осн. поставщиком ж.-д. рельсов для РЖД. Выпускает термоупрочненные рельсы, рельсы повышенной износостойкости, остряковые и контррельсы, крановые и трамвайные, для метрополитена, ж.-д. узкой и широкой колеи.

Усиление рельсовой специализации предприятия и увеличение производительности рельсобалочного цеха (ни разу до того не подвергавшегося масштаб. модернизации) стало осн. направлением реконструкции. Сокращается общий объем выпуска чугуна, стали и проката, ликвидируются мартен. печи и неэффективные сортовые станы. К 2006 выведены из эксплуатации 3 доменные печи, 3 сортовых стана, уменьшилось число мартен. печей. В то же время проводится модернизация электросталеплавильного и рельсобалочного произв-в. Производительность электроцеха в итоге 1-го этапа реконструкции (до 2007) увеличивается более чем вдвое; построена нагревательная печь в головной части рельсобалочного стана. Это позволило перейти к произв-ву рельсов из непрерывнолитой заготовки электростали, что обеспечило выпуск продукции с улучшенным комплексом эксплуатац. характеристик (рельсов с низкотемпературной надежностью, для скоростного совмещенного движения, рельсов с повышенной износостойкостью).

Лит.: История Кузнецкого металлургического комбината им. В.И. Ленина. М., 1973; Габидулин И.З. Металлурги Сибири и перестройка. Новосибирск, 1992; Историческая энциклопедия Кузбасса. Кемерово, 1996. Т. 1; Кузнецкий металлургический комбинат. Очерки по истории 1971–2001. Новокузнецк, 2002; Кузнецкий металлургический комбинат: хроника событий. Новокузнецк, 2002.

А.Ю. Карпипец, А.И. Тимошенко, З.Р. Цимдина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты