НАЛОГИ ПРЯМЫЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 12:24, 10 января 2013; 1407 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

НАЛОГИ ПРЯМЫЕ, обязат. платежи, взимаемые гос-вом непосредственно с податного источника, т. е. с дохода, с имущества, с производительной силы трудовой или имущественной (капитала).

До прихода русских корен. население Сибири платило своим князцам налоги продуктами хоз-ва и промыслов. После присоединения Сибири к России с корен. населения пр-во стало взимать ясак (подушный налог), а на пришлое население в осн. распространялась налог. система Европ. России. В ее осн. лежала «соха», в к-рую входило от 500 четвертей (более 250 га) «доброй» земли гос. крестьян до 1,2 тыс. четвертей «худой» земли в феод. имениях. Для разверстки податей по отд. хоз-вам применялась более мелкая единица – «выть» (от 12 до 16 четвертей). Для ремесленников, промысловиков и промышленников существовали свои способы расчета сохи (напр., к сохе приравнивался 1 чан в кожев. произв-ве, 1 торг. лавка). Окончат. отказ от «сошного письма» произошел в правление Федора Алексеевича. В 1679 вышел указ о переводе всех осн. Н. п. на подворный принцип; сумма налога теперь зависела не от объема запашки, а от числа дворов в общине.

Наряду с осн. налогом в XVII в. существовали налоги целевые: пищальные и стрелецкие (на создание войска, вооруженного огнестрел. оружием), ямчужные (на произв-во пороха), полоняничные (на выкуп пленных) деньги, ямские деньги и жалованье ямским охотникам (на содержание ямщиков), наместничий корм (на содержание мест. администрации), сборы на городовое и засечное дело и др. Их размер тоже устанавливался в расчете на соху, затем на двор. По мере необходимости собирались чрезвыч. налоги – «пятая деньга» и т. п. По реформе 1679 число налогов сократилось.

Сумма всех налогов (а также натур. повинностей) составляла «тягло», размер к-рого определялся властями для каждого тяглого мира (общины) в совокупности. Посады и волости могли выступать отд. тяглыми мирами или объединяться в уезд. тяглом мире, неся ответственность друг за друга. Разверстание («разруб») тягла между отд. плательщиками проводилось самой общиной с учетом платеж. способностей плательщиков.

В отличие от центра страны в Сибири часть крестьян вместо уплаты налога обязывали пахать государеву десятинную пашню (пашенные крестьяне). На протяжении XVII в. мн. пашенные крестьяне по их просьбам переводились на хлеб. оброк (оброчные крестьяне). Размер оброка зависел от площади «собинной» (находящейся в пользовании крестьян) пашни; для разных по плодородности р-нов устанавливались разные ставки. Посадские, помимо осн. налога (оброка), платили гос-ву со своих пашен «выдельной хлеб» – от 1/6 до 1/4 урожая. «Выдельной хлеб» содержавших пашню служилых составлял от 1/20 до 1/10 урожая. Со временем часть крестьян как из числа пашенных, так и из хлебооброчных слобод перешла на ден. оброк.

В 1646 пр-во попыталось перенести всю тяжесть налогообложения на налоги косвенные. Отменив Н. п., оно установило тяжелый налог на продажу частн. промышленниками соли. Это резко сократило потребление продукта, и в 1647 пришлось вернуть прежнюю систему.

Правление Петра I сопровождалось большим кол-вом чрезвыч. налогов, а в последние годы его царствования состоялась корен. реформа регулярного налогообложения. С 1722 осн. налогом стала подушная подать, единицей обложения – душа муж. пола. Вдобавок к 70 коп. подати со свобод. крестьян взималось 40 коп. оброка (чтобы уравнять их с крепостными крестьянами, платившими оброк своему помещику). Итого гос. крестьяне в результате реформы платили 1,1 руб. подушных сборов, с посадских взимали на 10 коп. больше. На осн. этих ставок рассчитывался суммар. платеж каждой общины; действит. размер налога, платившегося отд. представителем «податных сословий», зависел от внутриобщинной раскладки. Подушная подать стала при Петре I крупнейшим источником бюджет. поступлений. На протяжении XVIII в. она обеспечивала от 42 до 62 % налог. поступлений (не менее трети бюджета страны).

Введение подушной подати подразумевало отмену работы на десятинной пашне. Однако попытка перевести всех сиб. крестьян на ден. оброк вызвала трудности в снабжении продовольствием мест. воинских частей. Поэтому в 1726 хлеб. оброк и отработочную повинность взамен «четырехгривенных денег» для пашенных крестьян восстановили. Окончат. решил вопрос указ 1762 о «сложении» с сиб. крестьян казен. пашни с переводом всех на ден. оброк, составивший 1 руб. с души. Отработки вместо оброка сохранились только у приписных крестьян и ямщиков.

В XVIII в. происходила актив. централизация налог. системы страны. С отменой в 1753 внутр. таможен исчезла устар. система обложения торговли, мешавшая ее развитию. Новую систему начала создавать Екатерина II. Манифест 17 марта 1775 установил единый налог для всего купечества. Вместо подушной подати купцов обложили налогом в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Однако стимул показывать капитал, превышающий минимум для записи в гильдию, отсутствовал. Поэтому процент. гильдейский сбор стал, по сути, сбором твердого размера. Доработку системы предпринимат. налогов продолжили сын и внук императрицы. Павел I признал за крестьянами право заниматься торговлей наряду с купцами и установил для торгующих крестьян твердый сбор («акциз») с 2 ставками. В 1812, при Александре I, число разрядов крест. торг. свидетельств увеличилось до 4, из к-рых первые 3 по сумме необходимых капиталов совпадали с купеч. гильдиями. Теперь система торг.-пром. налогов равномерно учитывала осн. группы предпринимателей.

Налог. система в целом обрела завершенность: помимо налогов для массового плательщика действовали налоги для богатой верхушки. Одновр. начались попытки приспособить эту систему к учету получаемого плательщиком дохода. Реформу оброчной подати провел Павел I. В 1797 он поделил губернии на 4 класса с установлением разных окладов подати (от 3,5 до 5 руб.) в зависимости от степени экон. развитости местностей. В 1824 министр финансов Е.Ф. Канкрин предпринял реформу промысл. налога. Помимо сборов твердого размера за свидетельства на право торговли («патент») появились «билеты» на лавки. Покупка патента давала право на небольшое число бесплат. лавок, на остальные следовало выбирать билеты дополнительно. Тем самым реформа 1824 начала переносить обложение торговли и пром-ти с личности предпринимателя на предприятие, что позволяло точнее учитывать платежеспособность субъектов обложения.

Централизация и унификация налогов затронули в 1-й пол. XIX в. «земские сборы» – налоги в мест. бюджет. Первые общерос. правила, регламентирующие их, появились в 1805. Изменениям за полвека подвели итог правила 1851: утверждение земских раскладок перешло от губ. властей в ведение Мин-ва финансов, зато часть земских повинностей, признавая их общегос. значение, была распределена на всю страну. Единые для всей страны основания взимания земских налогов включали подушную раскладку, сборы с торг. документов и поземел. налог. Эта система получила дальнейшее развитие по земской реформе 1864. Сборы были разделены на губ. и уезд. земские (на мест. нужды), с одной стороны, и гос. земский (на мест. расходы общегос. значения), с другой. Последний в 1875 присоединили к общим гос. доходам (на этой основе возник поземел. налог), и под земскими налогами стали понимать только сборы (с недвижимости и торг. свидетельств), поступавшие в мест. бюджеты. В отсутствие земских собраний земскими налогами в Сибири до 1917 распоряжались губ. власти. В 1913 сумма общегос. налогов, собираемых в Азиат. России, в 1,5 раза превосходила сумму земских налогов. Слабо поддавались учету, но были тоже значит. «частные сборы» – вол. и сел. сборы, устанавливавшиеся самими крестьянами на нужды общины.

Передача земских налогов в ведение мест. самоупр-ния соответствовала духу реформ 1860-х гг., расширивших простор для частн. инициативы. В этом же русле лежит и 1-я из налог. реформ Александра II – отмена винных откупов. В 1861 вышел закон об отмене откуп. системы взимания винного налога, основанной на гос. монополии. Взамен установилась свобод. продажа при условии уплаты продавцом акциза гос-ву.

Расширение мест. инициативы Александр II допустил и в отношении гор. оценочного сбора, к-рый прежде существовал лишь в отд. городах страны. Положение от 20 февр. 1861 в отличие от предыдущих было типовым: все города получили возможность вводить оценочный сбор, не разрабатывая особых положений. Отныне этот налог (он взимался в пределах 10 % доходности недвижимого имущества) стал гл. налог. источником гор. бюджетов всей страны. Начиная с 1870 оценочный сбор оказался вписан в систему мест. самоупр-ния: разделение избирателей гор. думы на курии производилось в соотв. с размером налогов, платившихся в гор. бюджет.

Данные о стоимости гор. недвижимости, собираемые гор. упр-ниями для расчета оценочного сбора, сыграли важную роль при взимании гос. налога с гор. недвижимых имуществ. Он появился в результате реформы 1863, закрепленной Положением 1866 (в Сибири – по закону 1872). Налог являлся не личным, а реальным: обложению подлежал не доход от недвижимости, а сама недвижимость, даже не приносящая дохода. Руководствуясь своими представлениями об экон. развитости губерний и городов, пр-во определяло сумму, причитающуюся с каждого города, а гор. упр-ние раскладывало эту сумму между плательщиками. Замена мещанской подушной подати налогом с гор. недвижимости проявила важное направление изменения налог. системы в пореформенной России: отказ от сословности.

В 1863–65 состоялась реформа промысл. налога. Три сословные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) объединились в одну. Различие между документами зависело только от масштаба предприятия: гильдейские свидетельства требовались для опт. и розн. торговли, промысловые разных разрядов – для «мелочного», «развозного», «разносного» торга, «мещанских промыслов». Выборка торг. свидетельств обеспечивала сословное звание – купец 1-й или 2-й гильдии. Купеч. обособленность сохранилась, но оказалась подорвана за счет объединения разных сословий в единую шкалу; за счет того, что ведение крупномасштаб. предпринимат. деят-ти осталось единств. условием для получения купеч. звания.

Реформы Александра II в период правления его сына и внука были углублены министрами финансов Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте. Законы от 28 мая 1885 и 12 июня 1886 провозгласили отмену по всей Европ. России подушной подати и ее придатка – оброчной подати с гос. крестьян. На сиб. губернии реформу распространили 19 янв. 1898. Место отмененных налогов заняли поземел. налог для частновладельч. земли и гос. оброчная подать для надельных земель. Расчет оброчной подати было предписано вести на основании доходности земледелия, определяемой по прямым и косвенным признакам. Суммы оброчной подати назначались законодательно исходя из площади землепользования и зажиточности селения. Т. о., оброчная подать из подушной превратилась в подоходную. Поземел. подать (с земель, принадлежащих крестьянам) исчислялась подесятинно, в размере 1/3 подесятинных окладов гос. оброчной подати.

С отменой подушной подати была устранена важная сословная перегородка и стало возможным лучше учитывать экон. положение плательщика. Стремление к учету индивид. доходности – еще одна черта налог. реформ в пореформенной России. Задачу более равномерного распределения налог. бремени пропорционально доходу преследовала и реформа промысл. налога, проведенная в 1885. Неравномерность этого налога объяснялась его патент. формой. При разном доходе предпринимателей патент, имевший одинаковую стоимость, поглощал разную долю прибыли, что вызывало чрезмерное отягощение малого предпринимательства. Закон от 15 янв. 1885, сохранив патент, ввел подоходный по своей сути доп. налог, состоявший из 2 частей. Процент. сбор с прибыли относился к тем предприятиям, прибыль к-рых бухгалтер. книги позволяли установить точно. Раскладочный сбор, предназначенный для остальных предприятий, тоже распределяли между плательщиками в соотв. с их прибылью (оцениваемой примерно).

По итогам реформы 1885 подоход. составляющая в промысл. налоге появилась, но она обеспечивала меньшую часть промысл. сборов. Значение ее существенно выросло в результате реформы 8 июня 1898. В доп. промысл. налог были включены 2 новые составляющие. Для отчет. предприятий вдобавок к процент. сбору с прибыли появился налог с капитала. У неотчет. предприятий к раскладочному сбору добавился процент. сбор «с излишка прибыли». Кроме того, в 1898 исчезла система билетов: теперь на каждое предприятие требовалось выбирать отд. свидетельство. Так завершился переход с личного обложения предпринимателей на обложение предприятий.

Реформа 1898 повысила долю раскладочного сбора в общем объеме промысл. налога. Это сделало налог более равномерным; он стал лучше учитывать платежные способности отд. плательщика. Индивидуализация коснулась и обложения крестьян. 12 марта 1903 состоялась отмена круговой поруки (на Сибирь распространена 5 окт. 1906). Крест. община сохранила роль раскладчика налогов (раскладочные приговоры проверялись податным инспектором), но ответственности за эту раскладку больше не несла. Всякая ответственность крестьян по недоимкам стала персональной.

Подоход. принцип начал применяться не только в обложении предпринимателей, но и в личных налогах. Первым налогом, в к-ром воплотилась линия Мин-ва финансов на обложение богатых, стал в 1882 налог с имуществ, переходящих «безмездными способами» (наследство). Необлагаемый минимум выводил из-под этого налога крестьян и в целом небогатые слои. 14 мая 1893 вышло Положение о квартирном налоге. Новой стала значит. прогрессия налога: от 1,4 до 10 %. Взимался он со всех обитателей квартир, по стоимости превосходивших необлагаемый минимум, – как наемных, так и собственных. Т. о., налог был нацелен на обложение не имущества, а доходов, что и подчеркивало Мин-во финансов, называя его прототипом подоход. налога. Так к кон. XIX в. сложилась система, в целом сохранившаяся до революции. Пр-во распространяло ее и на новые регионы, на недавно присоединенную Ср. Азию.

Единств. значит. налог. реформа после отставки С.Ю. Витте и до нач. Первой мировой войны – реформа гос. налога с гор. недвижимости 6 июня 1910. В результате раскладочная система расчета налога была заменена окладной: размер взноса каждого плательщика определялся лишь доходоспособностью его имущества независимо от общей суммы сбора по городу или губернии. Замена раскладки окладом сделала распределение налога более равномерным, сам налог – более отвечающим подоход. принципу. Рост сборов налога после реформы был столь значит., что в дек. 1913 пр-во издало закон о передаче городам 1/6 части (1 из 6 %) гос. налога с гор. недвижимости.

Несмотря на описанные реформы, все Н. п. обеспечивали в 1913 лишь ок. 16 % налог. поступлений страны (ведущая роль принадлежала промысловому – 9 %). Остальные 84 % приходились на косвенные налоги, прежде всего винный, взимание к-рого на рубеже веков вновь перешло от акциз. системы к гос. монополии. Это указывало на несоответствие Н. п. существующим экон. условиям. Неустойчивость «пьяного бюджета» проявилась во время войны. «Сухой закон», введенный в ее начале, подорвал винные доходы и вынудил пр-во использовать малейшие возможности повышения доходов. В апр. 1916 было принято давно предлагавшееся Мин-вом финансов Положение о подоходном налоге. Он повторял особенности квартир. налога: предусматривались необлагаемый минимум дохода (850 руб., хотя инфляция воен. лет исказила действие этого ограничителя) и прогрес. шкала (высш. ставка: 12 % + 1 250 руб. с суммы, превышающей 400 тыс. руб.). Налог платили не только физ. лица, но и нек-рые орг-ции (в частн., акцион. об-ва – наиболее доходный сектор рос. экономики). Так Мин-во финансов показало необходимость реформы промысл. налога, к-рая сдерживалась из полит. соображений.

Временное пр-во расширило финанс. возможности гор. самоуправления, на к-рое в годы войны легло много новых обременит. расходов. Закон от 29 сент. 1917 существенно увеличил долю гос. налога с гор. недвижимых имуществ, поступающую в мест. бюджет: до 4 из 8 %. Тот же закон передал в мест. бюджеты квартир. налог и предоставил городам право устанавливать прибавки к подоход. налогу в свою пользу. Одновр. был вдвойне повышен допустимый предел гор. оценочного сбора: до 20 % доходности или 2 % стоимости имущества. Кроме того, Временное пр-во усилило обложение богатой верхушки: 12 июня 1917 оно увеличило прогрессию подоход. налога (новая шкала: от 1,2 до 30 %). Повысился и налог на воен. сверхприбыль, введенный в 1916. Помимо того, обладателей дохода в размере более 10 тыс. руб. пр-во обложило единовр. налогом, так что совокупность всех гос. платежей могла достигать 90 % дохода. Однако введение повышенных ставок было отложено.

Отмена этих отсрочек стала 1-й налог. мерой СНК. Декрет от 24 нояб. 1917 подтвердил обязат. взыскание налогов, перечисл. в законе от 12 июня 1917. Но из-за галопирующей инфляции регулярные ден. налоги были неэффективными; сказались также отмена права собственности на землю и аннулирование ценных бумаг. Исчезли налоги: поземельный, с гор. недвижимости, с ден. капиталов, квартирный, военный. Взимание др. налогов перестроили в соотв. с т. н. классовым принципом (напр., национализир. предприятия и кооперация были освобождены от промысл. налога). В условиях натурализации хоз. отношений и расстройства ден. системы уд. вес налогов быстро сокращался, и в 1920 они почти потеряли значение для бюджета. Их заменили отработочные повинности (трудовая, дровяная, гужевая) и продовольственная разверстка. В годы Гражданской войны сов. власть широко применяла чрезвыч. ден. налоги и контрибуции с «буржуазных элементов». В февр. 1921 Президиум ВЦИК предложил Наркомату финансов немедленно приостановить взимание налогов. После перехода к новой экономической политике началось восстановление налог. системы. В 1921 вместо хлеб., мясной, масляной, яичной, сенофураж. и др. видов разверстки были введены соотв. виды подворных натур. налогов (см. продналог), а вместо труд. и гуж. повинностей – трудгужналог; восстановлены акцизы и промысл. налог. Горожане, имеющие доход выше установленного минимума или доход из неск. источников (или имущество, свидетельствовавшее о высокой платежеспособности), с 1922 облагались подоходно-поимуществ. налогом.

Гл. направлениями развития сов. налог. системы в 1922–24 были денатурализация и унификация. В 1922 вместо неск. натур. налогов ввели единый натуральный, а для упорядочения мест. финансов в сел. местности – ден. подворный налог. С 1923 гос. и мест. крест. налоги объединили в единый сельскохозяйственный налог, с янв. 1924 взимавшийся только деньгами. В подоходно-поимуществ. налог в 1923 включили трудгужналог, а также поступавшие ранее в мест. бюджеты квартир. налог и налог с лиц, «пользующихся наемным трудом для домашнего обихода». В 1924 с отменой доп. обложения имущества подоходно-поимуществ. налог превратился в подоходный с прогрессией ставок до 30 % дохода. По состоянию на 1925/26 хоз. г. сельхозналог являлся крупнейшим Н. п. в стране (14,1 % всех налог. поступлений), ему немного уступал промысл. налог (12,8 %).

Осн. функцией сов. налог. системы была мобилизация ден. и натур. ресурсов. В 1921 налоги обеспечили 7 % доходов гос. бюджета, в 1925/26 хоз. г. – 44,4 %. Помимо этого налог рассматривался как средство регулирования соц.-экон. отношений, прежде всего призванное ограничить развитие т. н. капиталистич. элементов. Одним из орудий пр-ва стала высокая прогрессия ставок, при высоких доходах, достигавших запретительных величин. Наряду с этим активно использовалось установление отд. шкалы для «эксплуататоров» и их «нетрудовых доходов». Повышенные ставки для частн. предпринимателей (в сочетании с льготами для кооперативов и еще более низкими ставками для гос. предприятий) устанавливались по подоход. и промысл. налогам. С 1923 при применении промысл. налога по-разному облагались «лица, получающие доход от личного труда по найму», «доход от личного труда не по найму» и «нетрудовые доходы».

С сер. 1920-х гг. ограничение частн. капитала переходит в актив. его вытеснение. Вводятся новые налоги, повышается прогрессия уже действующих. В 1926 стали взиматься имеющий выраженную прогрессию налог с имущества, переходящего в наследство, и налог на «сверхприбыль» (его платили предприниматели и обладатели «нетрудовых доходов»). Исключительно к обладателям «нетрудовых доходов» относился и целевой квартир. налог во 2-й пол. 1920-х гг. В 1927 шкала налог. изъятий у лиц, получающих «нетрудовые доходы», достигала 54 %.

2 сент. 1930 ЦИК и СНК СССР принято пост. о налог. реформе, в результате к-рой произошло изменение промысл. налога. Его перестали взимать с гос. предприятий, все платежи для к-рых оказались сведены к налогу с оборота (он заменил более 50 прежних налогов) и отчислениям от прибыли. Эти платежи в 1934 обеспечивали 69,6 % бюджет. доходов. Налогом с оборота облагались отд. предметы потребления (алк. и табач. продукция, ткани, одежда и т. п.). Занижение цен на продукцию др. отраслей обеспечивало высокую рентабельность в отраслях, производящих продукцию конечного потребления, и стабильную налог. базу. В целом налогообложение предприятий заменялось в СССР централизов. перераспределением прибыли, получаемой предприятиями, за счет того, что они находились в гос. собственности.

После перевода гос. предприятий с промысл. налога на отчисления налоги стали вспомогат. источником бюджета. Но они по-прежнему использовались для вытеснения частника. Были установлены заведомо непосильные для большинства плательщиков ставки промысл. налога. Неоднократно пересматривались группировка плательщиков и система ставок подоход. налога, с тем чтобы усилить «классовую направленность» налога и ликвидировать частн. предпринимательство и некооперир. кустарей. В 1934 подоход. налог был объединен с налогом на сверхприбыль, ставки для торговцев и кустарей с наем. рабочими достигали 95 %.

В 1930-е гг. усилилось налог. давление на крестьян. Увеличивалось число налогов и сборов, в т. ч. за счет превращения ряда добровол. платежей в обязательные, появлялись натур. подати. Помимо с.-х. налога с сел. жителей стали взимать «самообложение» (до нач. 1928 было добровольным). В разновидность ден. налога превратились формально остававшиеся добровольными гос. займы. В 1931 был проведен единовр. сбор на нужды хоз. и культур. стр-ва в деревне, к-рый с 1932 превратился в ежегодный сбор. С 1933 сбор на нужды культур., быт. и жилищ. стр-ва стали взимать и с горожан («культжилсбор» существовал до 1943). Весной 1929 введен урало-сибирский метод хлебозаготовок, суть к-рого состояла в подворной разверстке загот. задания с последующим адм. или уголов. преследованием за его невыполнение. В нач. 1930-х гг. осн. способом изъятия с.-х. продукции, выращенной в единолич. и личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ), стала контрактация, к-рая приобрела хар-р разверстываемой натур. подати. В 1933 контрактацию осн. видов с.-х. продуктов заменили обязательные поставки. Львиная доля новых ден. налогов и натур. податей возлагалась на зажит. крестьян. Как следствие, еще до офиц. объявления политики раскулачивания произошла фактическая ликвидация кулачества. «Капиталистические элементы» были ликвидированы не только в деревне, но и в городе. В связи с этим взимаемые с них налоги де-юре или де-факто прекратили свое существование.

След. соц. группой, в борьбе против к-рой использовались налоги, стали единоличники. В 1933 для них установили более высокие, чем для колхозов и колхозников, нормы обязат. поставок. Затем размеры обложения единолич. хоз-в увеличивались, что вынудило осн. часть единоличников уйти в город либо вступить в колхозы. Налогообложение колхозов и колхозников – владельцев ЛПХ было менее обременительным. Прогрессию для них вообще упразднили, ЛПХ колхозников стали облагаться с.-х. налогом по твердым ставкам, к-рые не соотносились с уровнем годового дохода.

Начиная с 1939 реформируется система обложения деревни. За счет новых видов с.-х. продуктов расширилась система обязат. поставок. К уплате налогов стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ проживающих на селе рабочих и служащих. Существенно возросли ставки с.-х. налога. Увеличился процент изъятия по введенному в 1936 подоход. налогу с колхозов. Новое повышение налогов связано с нач. Великой Отечественной войны. В 1941 взималась 100 %-ная надбавка к с.-х. и подоход. налогам. В 1942 ее заменил подушный воен. налог (отменен после войны). В 1942 появился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, в 1944 контингент его плательщиков расширился за счет семей с 1 или 2 детьми (в 1958 семьи с детьми выведены из числа плательщиков налога).

В сер. 1950-х гг. налоги на крестьян были резко сокращены. В 1958 отменили натур. налогообложение ЛПХ. Осн. налогом с населения стал подоход. налог, учитывавший 5 категорий плательщиков: рабочие и служащие; литераторы и работники искусств; частнопрактикующие лица; кустари-ремесленники; лица, сдающие внаем помещения и получающие доходы от работы «вне учреждений, предприятий и организаций». Для каждой следующей категории прогрессия устанавливалась выше, чем для предыдущей. В остальном налог. система не претерпела значит. изменений до кон. 1980-х гг. Доходы гос-ва формировались гл. обр. за счет изъятия части прибыли гос. предприятий, а также путем использования ценового механизма в условиях централизов. директивного ценообразования.

Разгосударствление экономики в кон. 1980-х гг. обусловило необходимость реформ. Основы совр. системы заложены в 1990. Для юр. лиц осн. налогом стал налог с прибыли, распределявшийся между федер. и мест. бюджетами (не более 22 и 23 % прибыли соотв.). Для нач. 1990-х гг. характерны высокие ставки налогов; прогрес. шкала достигала 90 %. По итогам реформы 1992 более 50 % налог. поступлений бюджета обеспечивали налог с прибыли и вновь созданный косвенный налог – налог на добавленную стоимость (НДС). Роль косвенных налогов в целом повышалась: с 28 % в 1994 до 40 % в 1996. В условиях системного кризиса реальные поступления от налогов снижались. Законодат. органы на федер. и на регион. уровне вводили все новые налоги, к сер. 1990-х гг. их общее число в России превысило 200. Сложные и постоянно меняющиеся правила начисления налогов способствовали росту коррупции и «налоговой оптимизации». Полномочия по предоставлению льгот были децентрализованы. Кризис неплатежей привел в 1996–97 к тому, что более пол. доходов регион. бюджетов формировались с использованием вексельных схем, неденежных зачетов и иных суррогатов. В большинстве регионов широко практиковались «добровольные взносы» предприятий в бюджет и внебюджет. фонды. В Кемеровской обл. они даже включались в бюджет отд. строкой.

Преимуществ. развитие в 1990-е гг. малого предпринимательства подтолкнуло пр-во к разработке спец. налогов. В 1995 в кач-ве поддержки малого предпринимательства создана упрощенная система налогообложения, при к-рой большинство федер. и мест. налогов заменяется единым налогом. Переход на упрощенную систему зависит от добровол. решения предпринимателя. При этом предприниматель сам выбирает налогооблагаемую базу: доход или прибыль. В 1998 для облегчения контроля над малыми предприятиями в отраслях с наибольшими возможностями для уклонения от налогов (розн. торговля) введен единый налог на вмененный доход. Размер вменен. дохода рассчитывается с учетом внеш. показателей – занимаемой площади, числ. работников и т. п. Предприниматель, по внеш. признакам подпадающий под действие налога на вменен. доход, не имеет права от него отказаться. Налог вводится в каждом регионе и городе по решению мест. властей, к-рые сами определяют, на какие отрасли он будет распространяться, а также устанавливают собств. коэффициенты к общей формуле исчисления вменен. дохода.

Новый этап развития налог. системы начался после кризиса 1998. С принятием Налогового и Бюджетного кодексов число налогов сократилось до 31 (16 федер., 5 регион. и 10 мест.), снижены и стандартизированы налог. ставки по ряду налогов, ликвидирован ряд льгот. Началась последоват. борьба с бартером и неденежным исполнением бюджетов. Оживление и последующий экон. рост привели к постепенному увеличению доходов бюджетов всех уровней. Федер. пр-во пошло на централизацию финанс. ресурсов. Эти мероприятия включали перечисление 100 % НДС в федер. бюджет, отмену налога с продаж, перевод значит. части рентных платежей в федер. бюджет и др. Соотношение доходов федер. и регион. бюджетов изменилось с 50:50 до 60:40.

В нач. XXI в. произошло снижение налогов под лозунгом «вывода доходов из тени». В результате реформы 2001 исчезла прогрес. шкала налога на доходы физ. лиц (накануне отмены высш. ее ставка достигала 30 %, в 1998 доходила до 55 %). Взамен введена «плоская» ставка, не зависящая от уровня дохода (для большинства видов доходов – 13 %). В 2002 существенно снижена предельная ставка налога на прибыль: с 40 % до 24 % (в т. ч. 7,5 % – федер. составляющая, 14,5 % – ставка для субъектов Федерации и 2 % – муницип. доход). При этом учтена практика создания «внутренних офшоров» (льгот. обложение), часто вводившихся в 1990-е гг. как постановлениями федер. центра (особый статус Респ. Алтай), так и решениями мест. властей. Во избежание подобной практики закон 2002 установил для регион. ставки налога не только высш. предел, но и низш.

В 2003 снижены ставки налога на вменен. доход (с 20 до 15 %) и единого налога по упрощенной системе (при обложении выручки – с 10 до 6 %, дохода – с 30 до 15 %). Два налога, введенных в нач. XXI в., имеют регрес. шкалу (по мере возрастания облагаемой базы ставки понижаются). Таков единый соц. налог (ЕСН), введенный в 2001 взамен взносов в гос. внебюджет. фонды (в частн., за счет ЕСН выплачивается базовая пенсия, не зависящая от личных накоплений в Пенсионном фонде). Ставка ЕСН изначально составляла от 35,6 до 2 %, в 2005 высш. планка понизилась до 26 %. В 2002 взамен акцизов на нефть появился налог на добычу полезных ископаемых, также взимаемый по регрес. шкале.

По итогам 2005 осн. источниками налог. поступлений бюджет. системы страны являлись НДС, налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физ. лиц (НДФЛ) и акцизы, к-рые вместе обеспечили 77,1 % налог. поступлений. Доля косвенных налогов в целом держится на уровне 45 %. При этом НДС полностью зачисляется в доход федер. бюджета, поэтому в нем доля косвенных налогов составляет 67,4 %, а в регион. бюджетах – лишь 18,2 %. В регионах решающую роль играют налог с прибыли и НДФЛ. Несмотря на сокращение кол-ва налогов и снижение налог. ставок, налог. нагрузка не снижается, поскольку одновр. упраздняются налог. льготы и ужесточается налог. администрирование. Более пол. доходов регион. бюджетов, как правило, формируют 2–3 круп. налогоплательщика. Это характерно и для федер. бюджета, растущего за счет экспорт. пошлин, прежде всего пошлин на нефть и нефтепродукты.

Лит.: Департамент окладных сборов. 1863–1913. СПб., 1913; Марьяхин Г.Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964; Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. М., 1997; Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х – начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Клисторин В.И. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне. Новосибирск, 2004; Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало XX в. М., 2006; Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., 2006; Правилова Е.А. Финансы империи: деньги и власть в политике России на национальных окраинах, 1801–1917. М., 2006; Шумилов М.М. Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX–XVII вв.). СПб., 2006.

В.А. Ильиных, А.К. Кириллов, В.И. Клисторин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты