МЕННОНИТЫ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 14:39, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МЕННОНИТЫ, последователи одной из старейших протестант. церквей, возникшей в 1530-е гг. в Нидерландах. К основопол. канонам меннонит. вероучения относятся сознат. крещение по вере, отказ от воен. службы и присяги. Под воздействием репрессий против еретиков значит. часть М. эмигрировала в Польшу. C 1789 по приглашению Екатерины II М. стали переселяться из Польши в Россию, стимулом к чему стал ряд соц.-экон. привилегий и льгот, в т. ч. освобождение от воен. службы с оружием в руках. Первоначально колонии М. на тер. России разместились в Екатеринославской, Таврической и Херсонской губ. К нач. XX в. в России насчитывалось ок. 100 тыс. М., объединенных в братские и церк. общины. Вероучение братских М. в значит. степени схоже с баптистским (см. Евангельские христиане-баптисты).

Вопрос об этнич. принадлежности М. не получил окончат. разрешения. В лит. высказываются точки зрения как о голланд., так и о нем. корнях рос. М. Наиболее корректна теория о завершении в России процесса складывания среди М. этноконфес. общности. Тем не менее история М. неразрывно связана с историей рос. немцев – лютеран и католиков.

Первые поселения М. в Сибири были образованы в кон. XIХ – нач. ХХ в. Переселение меннонит. крестьян в Сибирь носило преим. экон. хар-р, было хорошо организовано и финансировалось «материнскими» колониями. М. традиц. выделялись среди немцев высокой степенью развития экономики и культуры, использованием наиболее совр. техники и приемов ведения земледелия и жив-ва. Все это обеспечило высокие колонизац. возможности М. в Сибири. Они быстро адаптировались к непростым новым условиям и составили одну из наиболее развитых групп среди населения Сибири. Язык. и религ. среда выступали гарантом сохранения культур. и соц. самобытности М.

М. поселились в Сибири преим. 2 компакт. группами – в Барнаульском у. Томской губ. (в 1920-е гг. – в составе Славгородского у. Алтайской, потом Омской губ., затем Славгородского окр.) и в Омском у. Акмолинской обл. (соотв. в составе Омского у. Омской губ., затем – Омского окр.). В 1913 в т. н. барнаул. поселениях М. проживало 10 416 чел. По подсчетам нем. секции при Сибкрайкоме ВКП(б), числ. М. составляла в 1925 в Славгородском окр. 14 168 чел., в Омском окр. – ок. 6,5 тыс. чел. (всего на нач. 1926 в РСФСР – 44 334 чел.).

Гл. коллизии во взаимоотношениях меннонит. общин и сов. власти в 1920-е гг. развернулись вокруг деят-ти меннонит. с.-х. кооперации, борьбы М. за сохранение религ. свобод и самобыт. системы школ. образования. В 1923–28 в РСФСР успешно функционировала созданная М. России с.-х. кооп. орг-ция – Всерос. меннонит. с.-х. об-во (ВМСХО). В Сибири были организованы 2 наиболее круп. его отд-ния – Славгородское и Омское. Неподконтрольность созданной на конфес. основе кооп. орг-ции гос. структурам стала гл. причиной ликвидации ВМСХО в июне 1928, осуществленной парт. и сов. органами в соотв. с прямыми директивами ЦК ВКП(б).

Нонконформист. позиция меннонит. общин по вопросу о признании воен. службы с оружием в руках привела к тому, что с дек. 1926 М. остались фактически единств. протестант. конфессией в СССР, бескомпромиссно отстаивавшей право пацифистски настроен. верующих на альтернативную гражданскую службу. В кон. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. М. призывались на службу в особые труд. части и части тылового ополчения.

Массовое эмиграц. движение немцев из СССР, достигшее пика осенью 1929, стало завершением длительного процесса, начавшегося еще в 1-й пол. 1920-х гг. Инициаторами, организаторами и осн. движущей силой этого процесса выступили М. Сибири, к к-рым на заключит. этапе присоединились католики и лютеране. В числе осн. причин массовой эмиграции М. были их неудовлетворенность ограничением религ. свобод, в частн., ужесточением контроля со стороны властей над воспитанием детей, массовое лишение проповедников избират. прав и начавшаяся коллективизация. Всего эмигрировало ок. 6 тыс. чел. (в т. ч. ок. 4 тыс. М.), из них ок. 4,5 тыс. чел. выехали из поселений рос. немцев в Зап. Сибири, в первую очередь – из Немецкого р-на. Отчаянная попытка М. эмигрировать из СССР привлекла внимание междунар. сообщества и стала одним из ярких моментов в истории сопротивления рос. крест-ва коллективизации.

1930-е гг. характеризовались повышенным враждеб. вниманием карат. органов и применением по отношению к М. массовых репрессий. М. целенаправленно уничтожались как «сектанты» в ходе осуществления массовой операции НКВД по приказу № 00447 и как нац. «спецконтингент» – в рамках проведения «немецкой» операции НКВД. К нач. Великой Отечественной войны в результате репрессий и адм. давления властей легал. деят-ть общин М. в Сибири прекращается, закрываются последние молитв. дома.

Возобновилась легал. деят-ть меннонит. общин в Сибири во 2-й пол. 1950-х гг. Судеб. процесс в окт. 1952 над 8 М., жителями Михайловского, Славгородского и Знаменского р-нов Алтайского кр., обвинявшимися в создании «нелегальной религиозной организации», стал последней жесткой репрес. акцией в их отношении. После смерти И.В. Сталина гонения на М. приобрели преим. адм. хар-р и заключались в запрещении религ. собраний, воскрес. школ, наложении штрафов на проповедников и активистов общин.

Результатом сближения евангельских христиан-баптистов и М. стало вхождение в 1961–65 братских М. во ВСЕХБ, занимавший лояльную позицию по отношению к сов. гос-ву. В то же время значит. часть М. Сибири активно участвовала в движении «инициативников» – сторонников Совета церквей еванг. христиан-баптистов (СЦЕХБ), требовавших свободы религ. пропаганды и миссионер. деят-ти за пределами молитв. домов, а также отказывавшихся от регистрации в гос. органах. Так, в марте 1970 М. с. Орлово Хабарского р-на Алтайского кр. обратились к Л.И. Брежневу с требованием освободить находящихся в заключении «узников совести» А.А. Вибе и А.А. Гизбрехта. В свою очередь, гос. органы в 1970–80-е гг. вели борьбу с «экстремистскими» тенденциями среди М. – сторонников СЦЕХБ, а также линию на ликвидацию незарегистрир. религ. групп верующих. Конфронтация М. и гос-ва по вопросам религ. свобод продолжалась вплоть до распада СССР. Массовая эмиграция немцев 1990-х гг. привела фактически к прекращению деят-ти общин М. на тер. Сибири.

Лит.: Этноконфессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1920–1980-е годы. Аннотированный перечень архивных документов и материалов. Избранные документы. Новосибирск; СПб., 2006.

А.И. Савин

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты