МАШИНОСТРОЕНИЕ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 13:21, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МАШИНОСТРОЕНИЕ, комплекс отраслей тяжелой пром-ти, изготавливающих орудия труда для всех отраслей народ. хоз-ва, продукцию оборон. назначения и предметы потребления, а также занимающихся ремонтом машин и оборудования. Отрасли М.: энергетич. машиностроение, электротехн., станкостроит. и инструмент. пром-ть, приборостроение, трактор. и с.-х. М. и др.

В пром-ти СССР М. занимало 1-е место по объему выпускаемой продукции, стоимости осн. производств. фондов и числ. занятых. Опережающими темпами М. развивалось в СССР с 1930-х гг. В сиб. экономике М. в кон. XIX – 1-е десятилетия XX в. было слабым звеном. В Тюмени работали мех. и 2 судостроит. завода, в Омске – з-д с.-х. машин. Стр-во и эксплуатация Транссибирской магистрали потребовали создания кузнеч. и слесар. мастерских. По мере введения в действие ж. д. для ремонта подвижного состава и пути создавались ж.-д. депо и мастерские.

Одно из круп. металлообрабат. предприятий – чугунолитейный и мех. з-д тов-ва «Труд» (Новониколаевск), созданный в 1906 на основе небольшой мастерской. Он производил кирпичеделат. прессы, паровые котлы, насосы, мельнич. оборудование, строил и ремонтировал судовые корпуса, печи для обжига кирпича. В Вост. Сибири в ходе Русско-японской войны были организованы мастерские по ремонту армейск. повозок. Крупнейшее предприятие этого типа – Иркутская обозная мастерская, где в 1913 работало 300 кузнецов, молотобойцев, жестянщиков и др.

В годы Первой мировой войны новониколаевский з-д «Труд» выполнял заказы по изготовлению чугун. снарядов к бомбометам и др. изделий. Действовали также предприятия, выпускавшие веялки, молотилки, конные с.-х. механизмы, вилы, шкивы для трансмиссий. После окончания Гражданской войны стали восстанавливаться и развиваться мелкие кустарно-ремесл. мастерские, изготовлявшие пром. товары и предметы домаш. обихода. В 1920-е гг. появились гос. металлообрабат. предприятия, жестяночные мастерские мест. пром-ти, круп. авторемонт. мастерские; свои предприятия создавала промысл. кооперация. Большинство этих предприятий выполняло заказы по поставке оборудования для предприятий угольной пром-ти Сибири.

В дек. 1925 XIV съезд ВКП(б) определил курс на индустриализацию страны – реконструкцию действующих и стр-во новых пром. предприятий. Особое значение придавалось развитию горнодобыв. пром-ти. В 1927 Иркутский з-д с.-х. машин стал мех. заводом и с образованием золотопром. акцион. об-ва «Союззолото» 6 апр. 1928 перешел в его упр-ние. После реконструкции завод производил буровое оборудование, с кон. 1931 начал изготавливать драги, а в 1940 – оборудование для черной металлургии. В годы индустриализации в Сибири были заложены, возведены и выдали продукцию мех. заводы в Новосибирске, Красноярске, Верхнеудинске, круп. предприятия тяжелого (Иркутск, Новосибирск, Красноярск) и с.-х. М. (Новосибирск, Омск), ряд заводов по выпуску механизмов для стр-ва, транспорта и горнодобыв. пром-ти в др. городах Сибири. Осн. внимание уделялось развитию М. в Зап. Сибири, обладающей достаточной сырьевой и энергетич. базой, разветвленной транспорт. сетью, труд. ресурсами.

Большое значение для подъема экономики Сибири имело решение о создании 2-й угольно-металлург. базы на востоке страны, утвержденное XVI съездом ВКП(б) (1930) (см. Урало-Кузбасс). Новосибирску отводилась роль центра М., в т. ч. станкостроения, здесь предполагалось выпускать горное оборудование, с.-х. машины и станки. В 1930 в Новосибирске началось стр-во з-да «Сибкомбайн» (см. «Сибсельмаш»), в 1931 – з-да по произв-ву горного оборудования (см. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова). В 1930-е гг. введен в эксплуатацию и освоил произв-во токар., поперечно-строгальных, токарно-винторез. и спец. расточных станков Новосибирский станкостроительный з-д.

Нараставшая в 1930-е гг. воен. угроза требовала создания на востоке страны 2-й военно-пром. базы. В 3-м пятилетнем плане развития народ. хоз-ва СССР намечалось создать в Новосибирске крупнейший центр оборон. пром-ти. В Омске развивали производств. мощности предприятия «Сибзавод» и з-д им. В.В. Куйбышева, в Кузбассе – в осн. ремонтно-мех. предприятия для угольной пром-ти, на Алтае – такие же предприятия для с. х. Перед войной машиностроит. заводы Зап. Сибири выпускали 40,2 % всей продукции отрасли региона, расположенного к востоку от Урала, 32 % давала Вост. Сибирь. Однако уд. вес машиностроит. и металлообрабат. пром-ти Сибири в общесоюз. произв-ве оставался незначительным (по Зап. Сибири в 1940 – 1,1 %).

В 1-е месяцы войны в Сибирь эвакуировались предприятия различ. отраслей М., в осн. – оборон. пром-ти (см. Эвакуация). Круп. центрами М. стали в годы войны Новосибирск, Омск, Кемерово, Барнаул, Томск, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и др. Мн. предприятия размещались в городах обл. и краевого подчинения. В воен. годы введены в эксплуатацию Томский подшипниковый (см. «Ролтом»), Алтайский тракторный з-ды, Барнаульский з-д мех. прессов, 1-я очередь новосибирского з-да «Тяжстанкогидропресс», 1-я очередь красноярского з-да «Красный Профинтерн» и др.

Научно-техн. революция способствовала развитию действовавших и стр-ву новых предприятий, прежде всего в оборон. отраслях: авиац., бронетанковой, радиотехн. и электротехн. пром-ти (см. Военно-промышленный комплекс). В дек. 1947 вошла в строй 2-я очередь «Тяжстанкогидропресса», в окт. 1948 завершено стр-во 1-й очереди з-да «Алтайсельмаш». Высокими темпами велось стр-во Красноярского комбайнового з-да (см. Красноярский завод комбайнов). Вводились доп. мощности на Черемховском машиностроит. з-де, началось стр-во Усольского з-да горного оборудования, Курганского машиностроительного завода. Во 2-й пол. 1940-х гг. построены Читинский электромеханический, Тарбагатайский, Кенонский, Дарасунский ремонтно-механические з-ды. Развивались заводы станкостроит., тяжелого машиностроения и электромех. в Иркутске, з-д карданных валов в Ангарске, предприятия в Бурятии. В Тюменской обл. в 1950-е гг. действовали з-ды «Строймаш», «Механик», электромеханический, производившие аккумуляторы, деревообрабат. станки и бетономешалки.

В Кемеровской обл. до 1940 из предприятий М. существовало лишь неск. ремонтно-мех. заводов. В послевоен. годы в Кузбассе развернулись работы по реконструкции ряда заводов и специализации их на произв-ве машин и механизмов для угольной пром-ти. М. стало одной из ведущих отраслей Кемеровской обл. наряду с угольной, металлург. и хим. пром-тью. Томский электромех. з-д им. Вахрушева и др. предприятия Томска выпускали продукцию для угольной пром-ти. Мощный центр трактор. и с.-х. М. сформировался на Алтае. В крае эта отрасль М. заняла ведущее место. Механизмы, необходимые для с. х., выпускали заводы Кургана, Новосибирска и Омска. Зап. части к с.-х. машинам изготавливали в Сибири предприятия 20 мин-в.

Со времени войны в Сибири сформировалось неск. заводов, производивших технику для ж.-д. транспорта: Улан-Удэнский паровозовагоноремонт. з-д, выпускавший паровозы, Новосибирский стрелочный, Новоалтайский вагоностроительный, Новосибирский паровозовагоноремонтный и др. заводы. Быстрыми темпами развивали произв-во продукции 2 котельных завода на Алтае, томские предприятия «Сибэлектромотор», «Томкабель» и др.

С 1950-х гг. в Сибири развернулось стр-во круп. тепловых и гидравл. электростанций. Для оснащения их энергетич. оборудованием в Новосибирске был введен в действие завод по произв-ву турбогенераторов и круп. электр. машин (см. «Элсиб») В связи с электрификацией Транссиба в Новосибирске же построен з-д «Сибэлектротрансмаш», расширены мощности Сибирского з-да электротермического оборудования. Стр-во предприятий электроэнергетики и рост энерговооруженности пром. произв-ва потребовали создания заводов металлоконструкций, энергомех. и энергоремонт. предприятий.

Во 2-й пол. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. предприятия оборон. пром-ти и общего машиностроения стали переходить на выпуск новых, наукоемких видов продукции: ракетной и радиолокац. техники, оборудования для атомной пром-ти, автоматич. линий, модернизир. станочного оборудования и др. Высокая концентрация в Сибири оборонной пром-ти, развивающееся народ. хоз-во региона обусловили опережающие темпы прироста продукции М. и металлообработки. За 1946–65 осн. производств. фонды в машиностроит. и металлообрабат. пром-ти Сибири увеличились более чем в 4,6 раза, в т. ч. в М. – более чем в 7 раз. Числ. рабочих в машиностроит. и металлообрабат. пром-ти выросла почти в 1,9 раза, в т. ч. в М. – более чем 2,8 раза. А произв-во валовой продукции в М. и металлообработке увеличилось более чем в 8,6 раза.

В 1970–80-е гг. машиностроит. пром-ть получила дальнейшее развитие, в т. ч. за счет концентрации произв-ва. Создавались производств. и научно-производств. объединения; наряду с круп. центрами М. стали формироваться машиностроит. комплексы. Первым был комплекс на юге Красноярского кр., в к-рый вошли крупнейший вагоностроит. з-д по произв-ву 125-тонных вагонов в Абакане (см. «Абаканвагонмаш») и завод по выпуску автомоб. и трактор. прицепов, построенный неподалеку от Красноярска. Кроме того, в Вост. Сибири получили развитие предприятия по произв-ву техники для мест. нужд – судостроит. по произв-ву оборудования для горной и лесной пром-ти и др. 70 % продукции М. Вост. Сибири производили Красноярский кр. и Иркутская обл. Вост.-сиб. М. обеспечивало ок. 15 % пром. произв-ва региона.

В Зап. Сибири в 1970–80-е гг. М. развивалось не столько за счет стр-ва новых предприятий, сколько за счет развития действующих. Это дало почти двукратное превосходство темпов роста продукции отрасли по сравнению с пром-тью региона в целом. Зап. Сибирь обеспечивала более 70 % произв-ва сиб. М. Три четверти объема выпуска продукции отрасли приходилось на долю энергетич., трактор. и с.-х. М., электротехн. и станкоинструмент. пром-ти. В нач. 1980-х гг. на душу населения в Зап. Сибири продукции М. производилось почти в 1,4 раза больше, чем в целом по стране. При этом по энергетич. М. превышение – в 2,3 раза, по трактор. и с.-х. М. – почти 1,5, по станкоинструмент. пром-ти – 1,7, по электротехн. – 1,3 раза. Особенно высокие темпы развития демонстрировали новые подотрасли точного М. – радиоэлектроника, приборостроение, выпуск средств механизации и автоматизации произв-ва. К 1992 в Сибири имелись предприятия практически всех круп. машиностроит. отраслей, металлообработки и ремонта. Более чем 5,2 тыс. заводов обеспечивали 38 % общерос. произв-ва горно-шахтного и горнорудного оборудования, 13 % электротехн. продукции, 15 % продукции трактор. и с.-х. М., ок. 10 % продукции станкостроения. В целом на долю М. приходилась почти четверть общего объема пром. продукции Сибири.

В 1990-е гг. переход к рыночной экономике, децентрализация упр-ния и финансирования предприятий, общий экон. кризис и разрыв межрегион. хоз. связей привели к резкому падению произв-ва в отрасли. Числ. персонала в течение 1991–98 сократилась более чем в 2 раза. Доля сиб. М. в регион. пром. произв-ве за период 1992–98 уменьшилась более чем в три раза и составила 7,5 %. В 1999 этот показатель поднялся до 14,5 %; в дальнейшем восстановление позиций М. продолжилось, но докризисный уровень не достигнут. Причина падения произв-ва в М. – то, что наибольший уд. вес в его структуре имеет оборонное произв-во (на нач. 2000 – ок. 30 % осн. производств. фондов и числ. персонала), к-рое особенно пострадало от обвального сокращения гос. заказов. Конверсия свелась в осн. к сокращению объемов произв-ва, не компенсированному увеличением выпуска гражд. продукции.

Ответом на отказ от централиз. упр-ния стали попытки регион. интеграции М. (как и пром-ти в целом). При этом использовались все известные формы: финансово-пром. группы (ФПГ), холдинги, ассоциации, регион. программы. В феврале 1991 для создания 1-го в стране горно-машиностроит. комплекса на базе заводов Прокопьевска и Киселевска было учреждено совмест. предприятие «Бритосико». В число учредителей вошли шахта «Полосухинская», концерн «Кузнецкуголь», Новокузнецкое отд-ние упр-ния Кемеровской ж. д., Кемеровский облисполком и англ. компания «Mons Cartright & Co». Их планы оказались нарушены кризисом в угольной отрасли.

В целом интеграция машиностроит. предприятий протекала в 1990-х гг. в Сибири значительно слабее, чем, напр., на Урале. К тому же подавляющее большинство объединений, созданных в 1-е годы реформ, носило формал. хар-р («НЭВЗ-Союзхолдинг», «Станкосибхолдинг», «Электросигнал-Холдинг» и др.). Распалась после непродолжит. существования одна из 1-х сиб. ФПГ – «Сиком» («Сибирские коммуникации»). Она объединяла 15 предприятий радиоэлектроники и пром-ти средств связи, в т. ч. новосиб. з-д «Электросигнал», омские радиозаводы им. Козицкого и им. Попова, краснояр. з-д «Искра» и НПО «Прикладная механика». В 1994 появилась ФПГ «Сибирь» (более 10 новосиб. машиностроит. предприятий), в 1995 – ФПГ «Восточно-Сибирская группа» (более 20 предприятий разных отраслей). В каждую из них вместе с пром. предприятиями входят финансово-кредит. орг-ции.

Один из крупнейших сиб. холдингов – «Сибмашхолдинг» – создан в окт. 2000. Он включает 4 предприятия: Красноярский з-д комбайнов, «Алтайдизель», Алтайский трактор. з-д и Красноярский з-д прицепной техники. Холдинг связан с Назаровским машиностроит. з-дом, производящим жатвенные части. Т. о., в структуре холдинга увязана вся технология произв-ва машин и оборудования для зерновых и кормовых культур. Сеть представительств холдинга состоит из 25 центров в СНГ.

Машиностроит. предприятия являются участниками объединений и в др. отраслях. Напр., металлург. компании, будучи круп. покупателями услуг ж.-д. транспорта, проявляют интерес к предприятиям транспорт. М. В частн., компания «Сибал» («Сибирский алюминий») контролирует «Абаканвагонмаш» (монополист в произв-ве транспорт. контейнеров в стране) и «Барнаултрансмаш».

Наиболее яркий пример «программной» интеграции – «СибВПКнефтегаз-2000», программа произв-ва конкурентоспособного нефтепромысл. оборудования на основе конверсии. Она разработана в 2000 под эгидой Законодательного собрания Омской обл. и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Объединяет более 50 предприятий и 16 н.-и., проектных, конструкт. и образоват. учреждений.

Несмотря на прекращение спада произв-ва по отрасли в целом, круп. предприятия М., и особенно оборон. отраслей, не преодолели кризис. состояние. Число машиностроит. предприятий в течение 1990-х гг. возросло по Сибири почти в 2 раза (особенно в электротехн. пром-ти и приборостроении), но из них только треть занималась непосредственно произв-вом машиностроит. продукции, остальные – металлообработкой и разными видами ремонта.

Большинство машиностроит. предприятий Сибири за годы кризиса вынуждены было ради выживания производить непрофильную продукцию. К сер. 1-го десятилетия XXI в. подавляющее большинство круп. машиностроит. предприятий оказалось в сложном финанс. положении. Мн. из них, особенно оборонные, – на грани банкротства. Это отрицательно влияет на соц. обстановку в большинстве сиб. регионов (невыплата зарплаты, безработица, отказ от содержания жилья и соц. инфраструктуры). В целом М. Сибири не является бюджетообразующей отраслью, в большинстве случаев непривлекательно для инвестиций. На предприятиях изношено оборудование, они используют преим. технологии 3-го и 4-го технол. укладов. Только отд. наукоемкие произв-ва, относящиеся в осн. к оборон. комплексу, имеют технологии 5-го уклада. В 2000 в сиб. М. началось неконтролируемое сокращение объемов используемых производств. фондов, причем не только оборудования, но также зданий и сооружений. Сохраняется появившаяся в нач. 1990-х гг. хронич. недогрузка машиностроит. мощностей региона: коэф. загрузки предприятий отрасли колебался от 7–10 до 50–60 %.

Единственное, что не претерпело существ. изменений по итогам 1990-х гг. – территор. структура гражд. М. Сибири. Остались круп. машиностроит. центрами Новосибирская обл. (26–28 % от объема произв-ва машиностроит. продукции Сибири), Алтайский кр. (13–15 %), Кемеровская обл. (до 13 %), Красноярский кр. (11–13 %), Иркутская обл. (5–8 %).

В целом, обеспечивая (по состоянию на 2004) 7 % в общерос. гражд. машиностроит. произв-ве, 16 % – в оборонном, М. Сибири не играет существ. роли в территор. разделении труда в пром-ти России. Тем не менее потенциал оборонных и ряда гражд. предприятий позволяет сиб. машиностроителям производить в регионе отд. виды высокотехнол. и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. В стратегии экон. развития Сибири (разработана в 2004) отмечено, что сиб. М. потенциально может участвовать в осуществлении общерос. проектов развития топливно-энергетич. комплекса, транспорт. комплекса, цвет. металлургии и горнодобыв. пром-ти, наукоемкого сектора в авиакосмич. пром-ти.

Лит.: Машиностроение СССР: Стат. сб. М., 1969; Большая советская энциклопедия. М., 1974. Т. 15; Киселев Н.Н. Машиностроение Сибири в условиях развитого социализма (1959–1970 гг.). Новосибирск, 1982.

В.А. Бажанов, И.М. Савицкий

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты