МАШИНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ГУЛЛЕТА

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 13:23, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МАШИНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ГУЛЛЕТА, первый в Сибири машиностроит. и литейный завод по произв-ву судов.

Основан в Тюмени в 1860 англ. инж.-судостроителем Г.И. Гуллетом в кач-ве филиала Екатеринбургского механического з-да. Компаньоном Гуллета стал волжский инж.-судостроитель Л.М. Пирсон. Три года спустя благодаря резкому увеличению заказов завод полностью переехал в Тюмень. В 1863 завод выпустил 1-й пароход с паровым котлом и машиной собств. изготовления («Орел»). В основу технологии пром.-поточного произв-ва судов лег опыт волжских заводов. Номенклатура изделий насчитывала ок. 1 тыс. наименований. Завод изготавливал желез. баржи и корпуса судов, паровые машины с трубчатым котлом высокого давления, центробежные насосы, мукомол. мельницы, лесопил. технику, оборудование для мест. винокуренных заводов и зол. приисков, водопровод. трубы (в т. ч. сверленые деревянные, из лиственницы), водоподъемные машины-насосы. Среди знаменитых изделий, отмеченных зол. медалями Тюменской пром. выставки 1871 и составлявших славу завода – 400-сильный буксир «Тара», пароходы «Работник» (520 л. с.), «Семипалатинск» (200), «Сибиряк», «Уфа», «Орел» и др. колесные и винтовые суда.

В 1869 владельцем завода стал зять Гуллета, купец 1-й гильдии К. В. Логинов. Он взялся за обновление цехов и оборудования. К 1871 завод располагал зданием парового молота, листоковальной фабрикой, водоподъемной машиной, паровой мукомольной мельницей, судосборочным цехом, мех. и столяр. мастерскими, склад. помещениями для готовой продукции и механизмов, караульным домом, пароходом «Заря», баржами, пристанью и котельной. К заводу были приписаны более 200 постоян. рабочих, а с учетом сезонных – до 800 чел. Но К.В. Логинов не смог расплатиться по кредитам, привлеченным из Тюмени, Екатеринбурга и Ниж. Новгорода, поэтому 28 дек. 1873 завод пришлось остановить. Начался судеб. процесс по делу несостоят. должника К.В. Логинова. По решению суда упр-ние заводом и продажа имущества с торгов в счет погашения долгов передавались конкурс. комиссии. Комиссия начала торги по продаже имущества, К.В. Логинова, как «злостного банкрота», поместили в тюмен. тюрьму. Воспользовавшись возможностью отлучиться из нее на нек-рое время, он тайно уехал в С.-Петербург и обратился с жалобой в Сенат. В результате работы комиссии Сената с него сняли обвинения, в дек. 1877 Тобольский губ. суд вынес решение о прекращении следствия. В Тюмень К.В. Логинов больше не вернулся, обосновавшись с семьей в столице.

В 1876 завод перешел к бывш. мастеру завода А.П. Кругляшову, по доверенности К.В. Логинова управлявшему им во время судеб. процесса. В 1880-е гг. собственником завода стал коммерции советник А.К. Трапезников; фирма «Гуллет (мл.) и Наследники Пирсона» нек-рое время арендовала у него сохранившиеся здания. Сократилось кол-во работников, оборудование не обновлялось, деньги в реконструкцию завода не вкладывались. Тем не менее в 1893–95 на заводе построены первые в Сибири пассажир. пароходы «Кормилец» (200 л. с.) и «Любимец», желез. плавучая тюрьма на 700 чел. Затем были созданы первый в Сибири 2-этажный пароход «Евгений» «американского» типа, паровой механизм для фабрики купца Ядрышникова, чугун. фонтан с водоотборными кранами для Александровской площади в Тюмени, мукомол. мельница и сита для верфи братьев Вардропперов на р. Тавда и мн. др. К тому времени продукция завода была достаточно известной: в 1897 завод посетил адм. С.О. Макаров.

В 1901 машино-судостроит. завод окончательно обанкротился. Но существовавшие производств. мощности еще продолжали работать. На базе оставшихся строений продукцию пыталась выпускать верфь Боткинского з-да (с 1905), затем (в 1910-е гг.) – екатеринбург. мещанин М.А. Кудрявцев, осуществивший сборку пассажир. пароходов «Русь» и «Европа». До нояб. 1917 на тер. бывш. завода Гуллета размещался завод Гуртнера (судостроит. продукцию он уже не производил). После Гражданской войны в сохранившихся помещениях разместилась артель валяной обуви «Угольник». В 1941 здания отдали эвакуированному из Киева з-ду «Цепи Галля». В послевоен. годы на этой базе возник приборостроит. завод. После его переезда на месте прежнего машино-судостроит. завода разместился мех. завод, в нач. XXI в. на этой территории находится пром.-производств. база строит. фирмы «Жилье».

В честь основателя завода, суда к-рого плавали по Оби и др. рекам Сибири в кон. XIX – нач. XX в., был назван пароход «Инженер-механик Гуллет».

Лит.: Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Екатеринбург, 1994; Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени: Путеводитель. Тюмень, 1999; Большая тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004. Т. 1, 2.

А.Д. Бирюков

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты