МАНСИ

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 01:44, 8 января 2013; Alex (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МАНСИ (вогулы) проживают в Ханты-Мансийском авт. окр. и ряде р-нов Свердлов-ской обл. по Ниж. Оби и рекам Сев. Сосьва, Ляпин, Конда, Лозьва. Ранее территория их расселения была шире и находилась западнее и южнее современной. До XVI в. М. про-живали на Ср. Урале и к западу от Урала, в Пермском Прикамье, в верх. и ср. течении Печоры. На юге границы расселения доходили до верховий р. Уфы и почти до низовьев Туры, Тавды, Сосьвы, Пелыма и Лозьвы. Числ. М. (тыс. чел.): 1939 – 5,8; 1959 – 5,6; 1970 – 6,7; 1979 – 6,2; 1989 – 6,6; 2002 – 11,4 (РФ) в т. ч. в Тюменской обл. – 10,6, в Ханты-Мансийском авт. окр. – 9,9. Мансийский яз. относится к угорской группе финно-угорской семьи языков. Наиб. близки ему хантыйский и венгерский родств. языки. Письменность М. была разработа-на в нач. 1930-х гг. У М. в прошлом было 3 этногр. группы – западная (реки Вишера, Пелым, Сосьва, часть Лозьвы, ср. Урал), восточная (р. Конда с притоками), южная (реки Тура, Тавда). К кон. XIX в. зап. и юж. М. исчезли: часть была ассимилирована татарами и русскими, часть ушла на север и восток, где отчасти слились с хантами. В то же время сформиро-валась группа сев. М. по р. Сев. Сосьве и верховьям Лозьвы. В наст. время различаются сев. (по р. Сосьве) и вост. (по р. Конда) М., к-рых теперь нередко называют южными. Антропол. тип М. – особая уральская раса, происхождение к-рой трактуется двояко. Одни считают ее результатом смешения европеоид. и монголоид. типов, другие возво-дят ее происхождение к протоморфной древнеуральской расе. В сложении антропол. типов М., видимо, участвовали и европеоид. элементы (юж. происхождения), и монго-лоид., и древнеуральские. По классификации А.Н. Багашева, М. представляют угорский вариант урал. типа западносиб. расы. Осн. занятия М. – охота, рыболовство и оленеводство. Важное значение имело соби-рательство орехов, ягод, кореньев и трав. По хоз.-культур. типу большая часть М. в XIX в. относилась к полуоседлым таеж. охотникам и рыболовам, однако небольшие группы сев. М. были кочевыми оленеводами, а южные и восточные сочетали в своем хоз-ве занятия охотой и рыболовством с земледелием и жив-вом. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя, охота с луком и стре-лами, с собакой (с XIX в. – с ружьем), ловля зверей и птиц различ. ловушками, петля-ми, сетями-перевесами, обметами. В рыболовстве большую роль играл запорный лов рыбы; часть северососьвин. М. спускалась летом вниз к Оби, где ловилась рыба высо-коценных пород (осетр, стерлядь, нельма, муксун, сырок). Занятия охотой и рыболовством определили типы расселения М. – дисперсные, мел-кие группы, разбросанные по тайге, осваивающие близкие к селениям и дальние уго-дья. У них помимо пост. зимних селений всегда были сезон. селения, в к-рых они жили весной, летом и осенью, облавливая рыболовные угодья и обходя охотничьи уч-ки. Традиц. средства транспорта – упряжное собаководство и оленеводство (зимой), в юж. р-нах – езда на лошадях. Летом развит водный транспорт. В XVIII–XIX вв. селения М. были небольшими, от 3 до 20 домов, в к-рых проживали от 10 до 90 чел. Чаще всего они располагались по берегам рек, планировка была раз-бросанной. М. шили одежду из шкур зверей (зимнюю), ровдуги, кожи (демисезонную и обувь), сукна и хлопчатобум. тканей (летнюю). Муж. одежда – глухая, жен. – распашная. Тра-диц. типы одежды, обуви, голов. уборов, украшений сохранялись еще в 1950–60-х гг. Однако постепенно они вытесняются покупной одеждой и обувью, особенно летняя и демисезонная, и гл. обр. муж. и молодеж. одежда и обувь. Дуально-фратриальное деление характерно для сев. М., но заключение браков по правилам дуальной экзогамии зафиксировано у всех групп М. в кон. XVIII–XIX в. Ге-неалог. группа кровных родственников, ведущая свое происхождение от одного предка, похожа на род, однако не имеет такого признака, как родовая экзогамия. Уже к XIX в. стала складываться территориально-соседская община. При этом семья стала осн. экон. и соц. единицей у М. уже в XVIII в. Хотя в целом христианство было принято М. формально и они сохранили свою веру и обрядность, тем не менее оно отразилось на мировоззрении, обрядности, в быту М. При обращении в христианство М. были даны правосл. имена и русифицир. фамилии: к имени отца добавлялось окончание на -ев, -ов, -ин (Артанзей – Артанзеев, Кынлабаз – Кынлабазов и т. д.). В религ.-мифол. представлениях М. Вселенная делится на 3 сферы: верх. (небесный), ср. (земной) и ниж. (подземный) миры. Верх. мир – сфера обитания демиурга Нуми-Торума. Нуми-Торум явился создателем и населения Земли – сначала 2 генераций бога-тырей, 1-я из к-рых была им уничтожена за неподобающее поведение. Богатыри 2-й ге-нерации со временем превратились в духов-покровителей сообществ людей, объеди-ненных сознанием единства происхождения. Нуми-Торум создал и лесных великанов – менквов и, наконец, людей. Жизнью людей управляет мл. сын Нуми-Торума – Мир-сусне-хум, выигравший конное состязание у своих братьев. На земле пребывают духи-покровители территор. групп и семей, лесные духи – менквы и мис-хумы. К существам Нижнего мира относятся Куль-отыр и подчиненные ему духи болезней. Осн. обряды М. совершают в семейных святилищах, имеющихся практически в каж-дом доме, а также на поселковых культовых местах, где обычно расположены фигуры божеств более высокого ранга.

Лит.: Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров // ТИЭ. 1959. Т. 51; Соколова З.П. Соци-альная организация хантов и манси. Проблемы фратрии и рода. М., 1983; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX – начала XX в. Новосибирск, 1986; Гемуев И.Н. Мировоз-зрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990; Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993; Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб., 1994; Мифология манси. Новосибирск, 2001; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

З.П. Соколова

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты