ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ (ликбез)

Материал из Историческая энциклопедия Сибири
Версия от 19:30, 6 января 2013; LOL (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ (ликбез). Ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослых и подростков стала одним из програм. положений большевист. партии и важнейшей культ.-полит. задачей сов. гос-ва. В России и СССР как массовое явление относится к 1920–30-м гг. По переписи 1897 в России насчитывалось ок. 24 % грамотных. Грамотных на 1 тыс. населения приходилось 223 чел., в т. ч. в Европ. России – 229, в Зап. Сибири – 108 чел. Начало массовому движению положил Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 дек. 1919, в соотв. с к-рым все не умеющие читать или писать в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны «обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Все грамот. население в порядке труд. повинности обязывалось участвовать в Л. н. Снабженч. орг-циям предписывалось удовлетворять потребности ликбеза в первую очередь. Открывались многочисл. ликпунты, школы грамоты, кружки ликбеза, избы-читальни, курсы по подготовке «ликвидаторов неграмотности» и т. д.

Орг. работа по Л. н. осуществлялась внешкол. отд. Наркомата просвещения (НКП), затем – созданным на его базе Гл. политико-просветительным комитетом (Главполитпросвет). В июле 1920 при НКП образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКлб), на местах – губ., уезд. и вол. ЧКлб, а также грамчека в отд. селениях, воин. частях.

В нояб. 1920 в 41 губернии Сов. России работало примерно 12 тыс. школ грамоты. По приблизит. подсчетам НКП, за 1920 ликвидировали неграмотность ок. 2,7 млн чел. Особое значение придавалось борьбе с неграмотностью красноармейцев. В 1920 в Кр. армии грамотные составляли 55 % (в царской армии накануне революции 1917 – 35 %).

В нач. 1920-х гг. в условиях финанс. кризиса в связи с переходом к новой экономической политике сеть школ ликбеза существенно сократилась (примерно в 20 раз за 1-й год нэпа). Состоявшийся в февр. 1922 1-й Всерос. съезд по ликвидации неграмотности признал необходимым обучать грамоте в первую очередь красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, чл. профсоюзов, комсомольцев, чл. сел. коллект. объединений в возрасте от 18 до 30 лет. Обучение в сети Л. н. для неграмотных продолжалось до 7 мес. (в ликпунктах) и до 6 мес. для малограмотных (в школах для малограмотных) при 6–8 час. занятий еженедельно.

В мае 1923 2-м Всерос. съездом по ликвидации неграмотности принят разработанный Главполитпросветом перспектив. план Л. н., поставивший задачу к 10-й годовщине Окт. революции обучить грамоте трудоспособ. население в возрасте от 18 до 35 лет. Важным событием стало учреждение в кон. 1923 Всероссийского добровольного об-ва «Долой неграмотность» (ОДН, 1923–36). В 1924/25 ОДН содержало на свои средства 12 тыс. ликпунктов.

За 1-е послерев. десятилетие в Сов. России–СССР научилось читать и писать примерно 10 млн взрослых. По переписи 1926, доля грамотных в возрасте от 9 лет и старше возросла до 51,1 %, в т. ч. по РСФСР до 55 % (против 32 % в 1920). Среди населения в возрасте от 9 до 50 лет грамотных было 56,6 % (в 1897 – 26,3 %); неграмотные составляли примерно половину населения СССР. Особенно неблагополучным было положение в сел. местности и в нац. республиках.

В связи с переходом к форсир. индустриализации неизмеримо возросло полит. и народно-хоз. значение Л. н. Планом 1-й пятилетки предусматривалось обучить 18,5 млн неграмотных (в т. ч. 17 млн в сел. местности). Осн. формой решения этой задачи стал всесоюз. культпоход за грамотность, начатый по инициативе комсомола осенью 1928. Во всех областях, краях, республиках образованы комитеты содействия и «штабы» по рук-ву культпоходом. К сер. 1930 в борьбе с неграмотностью участвовало св. 1 млн «культармейцев», числ. учащихся в сети Л. н. приближалась к 10 млн чел. Появились новые формы и методы ликбезработы – соц. соревнование, ударничество, «культэстафета», «культштурм». Широко распространялось культ. шефство гор. обществ. орг-ций и предприятий над сел. р-нами.

С переходом к нач. всеобучу (решения XVI съезда ВКП(б) и последующие парт.-гос. постановления июля–авг. 1930) перекрывался источник роста неграмотности, когда взамен обученных грамоте взрослых приходили новые неграмотные из числа детей и подростков.

В 1928–32 в сети Л. н. обучалось ок. 34 млн чел. (в т. ч. ок. 22,7 млн неграмотных и 11,1 млн малограмотных). В кон. 1-й пятилетки насчитывалось 3 млн «культармейцев», в ОДН состояло 6 млн чл. Наибольшие сдвиги в Л. произошли в нац. республиках и областях. Ок. 70 народностей СССР обучалось грамоте на родном языке.

Негатив. стороны массовой кампании борьбы с неграмотностью проявлялись в увлечении количеств. показателями в ущерб качеству, нереальных сроках, надуманных формах работы («культавралы», «культбомбы», «культзасады»). Неизбежным следствием удар. методов ликбеза были рецидивы неграмотности. Продолжался значит. приток неграмотных из деревень на стройки, заводы, фабрики, шахты.

В ходе перестройки системы обучения взрослых, начатой осенью 1931, сформировалось 3 курса обучения: Л. н. в объеме 2-летки, ликвидация малограмотности в объеме 4-летки, общеобразоват. школа взрослых в объеме 7-летки. Особое значение придавалось работе с малограмотными. В 1931/32 кол-во школ для малограмотных увеличилось на 46 тыс. по сравнению с 1927/28 (числ. учащихся увеличилась на 8,5 млн чел.). По данным Госплана СССР, в 1933 в стране имелось более 30 млн малограмотных.

Л. н. с первых шагов тесно связывалась с полит.-просвет. работой. В сер. 1920-х гг. в ликпунктах и школах для малограмотных введен курс политграмоты. В 1931/32 программа Л. н. включала беседы на хоз.-полит. темы (политчасы). В сер. 1930-х гг. на школы грамоты возлагалась задача дать знания, необходимые рабочему и крестьянину в производств. работе. В ликпунктах проводились занятия по техминимуму и агроминимуму. Вся сеть Л. н. перешла на работу по конкрет. учеб.-производств. планам и на твердую предмет. систему. В новых программах обучения (1936) более четко определялся объем знаний по рус. яз., арифметике, географии, обеспечивались систематичность и последовательность их усвоения.

К янв. 1936 в целом по стране в гор. школах взрослых занималось до 410,8 тыс. неграмотных и 807,9 тыс. малограмотных (в учтенных стат. органами пунктах Л. н.). Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 янв. 1936 «О работе по обучению неграмотных и малограмотных» ставило задачу обучить в 1936–37 оставшуюся массу неграмотных в возрасте до 50 лет. ОДН, как выполнившее возложенные на него задачи, объявлялось распущенным. При гор., район. и сел. советах учреждались особые секции для рук-ва работой ликпунктов и школ для малограмотных.

В 1933–37 в СССР в системе Л. н. занималось примерно 20,7 млн неграмотных и до 20 млн малограмотных. В РСФСР в 1939–40 обучено более 3,5 млн чел. (св. 1,7 млн неграмотных и до 1,8 млн малограмотных). В 1940 создано ок. 1 тыс. нач. школ взрослых с 3-летним сроком обучения, дававших возможность последующего обучения в 7-летних и ср. школах взрослых.

В Сибири Л. н. как массовое движение началась в 1920/21. По уровню грамотности регион находился на одном из последних мест в республике. По переписи 1920, в европ. части России на 1 тыс. жителей от 8 лет и старше было 434 грамотных, в Сибири – всего 275 чел. В сел. местности неграмотных было почти вдвое больше, среди женщин – 91 %.

В культ. работе широко применялись методы мобилизации и принуждения, присущие эпохе «военного коммунизма». Уклоняющимся от обучения грамоте лицам могли грозить исключение из профсоюза или потеря места работы. Финанс. кризис в 1-е годы нэпа привел к почти полному свертыванию Л. н. в Сибири. В сер. 1921 здесь действовало ок. 6 тыс. ликпунктов (обучалось 233,5 тыс. чел.), к кон. 1922 – 87. В 1924 начался подъем работы по Л. н. К кон. 1923/24 насчитывалось 1 870 ликпунктов (обучено более 65 тыс. чел.). На 1 янв. 1925, по неполным данным, в Сибири работало 2 тыс. ликпунтов, в к-рых обучалось 45 тыс. чел. Кроме т. н. сетевых ликпунктов (состоявших на гос. обеспечении), действовали пункты Л. н., организованные ОДН, профсоюзами. С 1925 по 1927/28 в Сибири ежегодно обучалось 100–120 тыс. неграмотных. Однако ряды взрослых неграмотных постоянно пополнялись за счет подростков, не охваченных школой, а также притока переселенцев. Значит. был рецидив неграмотности. Сеть ликбеза финансировалась недостаточно, не хватало учителей – «ликвидаторов неграмотности».

С 1920 по 1926 в Сибирском кр. грамотность в городе среди мужчин выросла на 6, среди женщин – на 5 %, в деревне – на 14 и 5 % соотв. По уровню и темпам роста грамотности населения регион существ. отставал от общерос. показателей: в РСФСР за 6 лет грамотность населения поднялась на 12,6 %, а в Сибирском кр. – на 9,1. За 1923–28 на Д. Востоке грамотность населения в возрасте от 8 до 35 лет выросла примерно на 8 %.

К кон. 1928 в Сибирском кр. насчитывалось ок. 1,5 млн неграмотных 15–35 лет. В целом уровень грамотности сиб. населения накануне 1-й пятилетки составлял примерно 50 %. Пятилетним планом намечалось закончить Л. н. в р-нах Сибири к 1936–37 (в городах – к 1932–33).

Существ. перелом в темпах и методах ликбезработы в Сибири произошел в 1928/29 в связи с развертыванием массового культпохода за грамотность. На 1 янв. 1930 в сиб. школах ликбеза обучалось более 740 тыс. чел. Резко возросла числ. обученных в индивид.-груп. порядке – св. 60 % от общего числа в 1930/31 (против 20 % в 1928). В работе по Л. н. участвовало в это время более 170 тыс. «культармейцев». По сравнению с сер. 1920-х гг., среди обучавшихся грамоте заметно выросла доля женщин: в 1925/26 они составляли 13 % от общего числа обучавшихся, в 1929/30 – 53 %.

За 1928–30 в Сибири обучено 1 645 тыс. чел. Более успешно развивался процесс Л. н. в Зап. Сибири. В пост. СНК РСФСР от 15 авг. 1931 «О всеобщем обучении неграмотных» Восточно-Сибирский и Дальневосточный кр. названы в ряду регионов, где неудовлетворительно выполнялись планы Л. н.

Значит. трудности приходилось преодолевать в ликбезработе среди нац. меньшинств, особенно среди народностей, не имевших своей письменности. К нач. 1925 в регионе было 258 нац. ликпунктов для корен. народов Сибири (75 татар., 25 хакас., 20 алт., 25 киргиз., 36 ненец., а также украин., белорус., польские, латыш., эстон. и т. д.). Общее рук-во культ. работой среди народов Севера осуществлялось Комитетом Севера при ВЦИК и его мест. органами в Сибири. Л. н. среди зап. национальностей (эстонцы, латыши, немцы) в крае считалась законченной к кон. 1931. Темпы Л. н. среди вост. национальностей значит. отставали. Параллельно с обучением неграмотных и малограмотных велась работа по переобучению тюркско-татар. народностей с араб. алфавита на новый, латинизированный (яналиф), хотя позже была принята рус. графич. основа.

В 1934 в Сибири обучалось 500 тыс. неграмотных и 350 тыс. малограмотных. За годы 2-й пятилетки в Восточно-Сибирском и Красноярском кр. обучено ок. 326,8 тыс. чел. (166,5 тыс. неграмотных и 160,3 тыс. малограмотных). В Зап. Сибири за это же время – ок. 1,7 млн (более 70 % – сел. жители).

В 1930-е гг. в регионе сформировалась система обучения взрослых, включавшая школы Л. н., школы малограмотных, школы повышенного типа для взрослых.

По данным Всесоюз. переписи 1939, грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет составила в Зап. Сибири 85,8 %, в Вост. Сибири – 86,3, на Д. Востоке – 91,7 %.

В СССР в янв. 1939 грамотных в возрасте старше 9 лет было 81,2 % (муж. – 90,8, жен. – 72,6 %). К нач. 1940-х гг. неграмотность как массовое явление среди взрослого населения страны ликвидирована.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; История Сибири. Л., 1968. Т. 4; Куманев В.А. Революция и просвещение масс. М., 1973.

Л.И. Пыстина

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты